Индивидуальные маршруты для одаренных детей.
методическая разработка на тему
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.В таблице 1 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Таблица 1
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет) | ||||
Виды одаренности | Составляющие | Методики диагностики | Кружок, секция, направленный на развитие качества | |
Воспитатель | Психолог | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | -
| ||
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | |||
Вокальная одаренность | ||||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | ||||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | |||
Хореографическая одаренность | ||||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | |||
Лидерская одаренность
| - | - | ||
2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Экспресс-методика для 2-й младшей группы |
| |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества | ||
Вокальная одаренность | Наблюдение
| |||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | |||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | ||
Хореографическая одаренность | - | |||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | ||
Лидерская одаренность | ||||
Средняя группа (0т 4-х до 5-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | Кружок по изучению английского языка | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Что за игрушка» | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»
| Музыкальные занятия, Школа вокала | ||
Литературная одаренность | Кружок речевого творчества | |||
Артистическая одаренность | Театральный кружок | |||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одаренность | ||||
Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность», Кружок по изучению английского языка | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | Музыкальные занятия Школа вокала | ||
Литературная одаренность | Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | Кружок речевого творчества | ||
Артистическая одаренность | - | Театральный кружок | ||
Конструкторская одаренность | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одаренность | ||||
Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона_Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» | Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность», Кружок по изучению английского языка | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | Школа вокала | ||
Литературная одаренность | Тест «Составь рас-сказ по сюжетной картинке» | Кружок речевого творчества | ||
Артистическая одаренность | - | Театральный кружок | ||
Конструкторская одаренность | Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/21/img_wvzdwn_0.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные маршруты для одаренных детей.
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-671554-1443725810.jpg)
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Программа разработанна для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-980964-1538627869.jpg)
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227343-1364121725.jpg)
Пример индивидуального маршрута сопровождения одаренного ребенка.
Пример индивидуального маршрута сопровождения одаренного ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1210700-1579943306.jpg)
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренных детей дошкольного возраста в области музыкально-двигательной сферы
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его ...
Индивидуальные маршрут развития одаренных детей
Одаренные дети. Индивидуальный маршрут развития....