Индивидуальные маршруты для одаренных детей.
методическая разработка на тему
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста.Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.В таблице 1 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Таблица 1
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет) | ||||
Виды одаренности | Составляющие | Методики диагностики | Кружок, секция, направленный на развитие качества | |
Воспитатель | Психолог | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | -
| ||
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | |||
Вокальная одаренность | ||||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | ||||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | |||
Хореографическая одаренность | ||||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | |||
Лидерская одаренность
| - | - | ||
2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Экспресс-методика для 2-й младшей группы |
| |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества | ||
Вокальная одаренность | Наблюдение
| |||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | |||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | ||
Хореографическая одаренность | - | |||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | ||
Лидерская одаренность | ||||
Средняя группа (0т 4-х до 5-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | Кружок по изучению английского языка | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Что за игрушка» | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»
| Музыкальные занятия, Школа вокала | ||
Литературная одаренность | Кружок речевого творчества | |||
Артистическая одаренность | Театральный кружок | |||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одаренность | ||||
Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность», Кружок по изучению английского языка | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | Музыкальные занятия Школа вокала | ||
Литературная одаренность | Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | Кружок речевого творчества | ||
Артистическая одаренность | - | Театральный кружок | ||
Конструкторская одаренность | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одаренность | ||||
Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона_Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» | Кружок «Познавательно-исследовательская деятельность», Кружок по изучению английского языка | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему | Художественный кружок | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | Школа вокала | ||
Литературная одаренность | Тест «Составь рас-сказ по сюжетной картинке» | Кружок речевого творчества | ||
Артистическая одаренность | - | Театральный кружок | ||
Конструкторская одаренность | Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Кружок «Познаватель-но-исследовательская деятельность» | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Физкультурные занятия Кружок «Остров здоровья» | |
Хореографическая одаренность | - | Хореографический кружок | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей | Воспитатель через сюжетно-ролевые игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные маршруты для одаренных детей.
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Старший дошкольный возраст....
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Программа разработанна для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
Пример индивидуального маршрута сопровождения одаренного ребенка.
Пример индивидуального маршрута сопровождения одаренного ребенка....
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренных детей дошкольного возраста в области музыкально-двигательной сферы
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его ...
Индивидуальные маршрут развития одаренных детей
Одаренные дети. Индивидуальный маршрут развития....