Формирование доброжелательных отношений средствами театрализованной деятельности
статья (старшая группа) на тему

Статья о том, как можно формировать доброжелательные взаимоотношения средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование доброжелательных отношений средствами театрализованной деятельности.

«Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Александр Герцен.

Проблема воспитания доброжелательных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Личный пример это очень хорошо, но этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.

Театрализация является действенным способом решения этой важнейшей задачи. Творчество было и остается спасительным инструментом в воспитании ребенка, оно гармонизирует отношения с миром.

Сам процесс театрализованной деятельности приучает детей прислушиваться и приглядываться друг к другу, находить в товарищах то, что стоит отметить, чему стоит поучиться. Постепенно у детей формируется способность радоваться не только своим успехам, но и достижениям других. В совместной деятельности рождается умение сотрудничать, поступаться своими желаниями, смирять свои капризы, умение договариваться, сопереживать. Как отмечала известный психолог Л.Г. Стрелкова, возможность моделировать в ходе игры реальные, значимые для ребенка межличностные отношения, дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.

В ходе театрализованной игры ребенок приобретает умение увидеть и проанализировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения. Все это повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

В педагогической деятельности можно использовать различные театрализованные игры, у каждой из них – свое значение. Например, мимические игры, пантомимы обучают детей внимательно присматриваться к товарищам по группе. Такая игра, как «Зеркало» закрепляет навыки невербального общения, игра «Каждый спит» способствует релаксации, игра «Шалтай - Болтай» - достижению апогея эмоций. Театрализованное обыгрывание стихов, потешек воплощает социальный опыт многих поколений, мини-сценки формируют нравственную основу многих поступков. Игры с куклами, особенно перчаточными и пальчиковыми, помогают ребенку отстраниться от самого себя, увидеть ту или иную ситуацию со стороны, оценить поступки героев.

 После окончания театрализованной игры важно обсудить с детьми их впечатления: сесть в кружок и поделиться переживаниями – это помогает им испытать чувство удовлетворения от пережитого, почувствовать общность многих проблем и своеобразие личности товарищей по группе.

Подавляющее большинство современных игр и игрушек носит индивидуальный или соревновательный характер. Так подпитывается эгоцентризм ребенка, когда победа одного участника приводит к неудачам других. А в театральных играх рождается сообщество и содружество, воспитывается способность к состраданию. Совместная игровая деятельность, смена ролей предполагает сочувствие и сопереживание.

Значимым фактором создания доброжелательного климата в группе является участие родителей в театрализованных играх. Театральный фестиваль, когда и дети, и родители участвуют в постановках, позволяет "актерам" по-новому увидеть и оценить друг друга. Выступления обычно завершаются общим танцем, в котором участвуют и зрители. Сыгранные совместно с родителями спектакли оставляют в душах детей добрый эмоциональный след, объединяют и взрослых, и малышей, и становятся общей для всех школой воспитания чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование."Формирование творческой личности средствами театрализованной деятельности"

Цель: Расширять рамки традиционного рационального мировосприятияСоздать благоприятную творческую среду для развития фантазии, воображения, совершенствования речевой культуры,поведенческих навыковПомоч...

ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика....

Игровое развивающее пространство как средств формирования доброжелательных отношений друг к другу у детей 3-4 лет

Мультимедийная презентация, представляющая содержание Развивающей предметно - пространственнй среды в группе для детй 3-4 лет в МБДОУ "Детский сад №12 г. Кировска" (корпус2)...

Статья "Формирование доброжелательного отношения дошкольника друг к другу средствами игры."

Изучение проблемы формирования процесса воспитания доброжелательных взаимоотношений подтвердило ее значимость и необходимость в соответствии с современными требованиями. В Федеральном государственном ...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Важным средством формирования доброжелательных отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не сле...

Формирование детской инициативы средствами театрализованной деятельности. Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как способ реализации и поддержки инициативы у детей 2-3 лет".

Сюжетно-ролевая игра «Кошка и котята»Возрастная  группа детей:  младший дошкольный возраст.Цель:  формирование у детей инициативности через игровую  деятельно...