Консультация для воспитателей на тему: условия,методы и средства формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
консультация по теме

Колтун Екатерина Александровна

доброжелательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д\с № 6

Консультация на тему: «Условия, методы и средства формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

Колтун Екатерина Александровна

Шебекино, 2016 год

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, опыт этих первых отношений служит фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

     Тема зарождения доброжелательных отношений между членами общества чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди членов общества, наблюдаемых в последнее время – жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость, имеют свои истоки  в  дошкольном детстве. Поэтому для дошкольной педагогики становится актуальным  поиск  эффективных  путей  формирования взаимоотношений, которые влияют на становление общественно ценных качеств личности ребёнка, и определяющих его поведение в обществе сверстников. Работу по формированию положительных качеств личности ребёнка и начал доброжелательного взаимоотношения со сверстниками необходимо начинать с изучения межличностных отношений сверстников в коллективе и влияния внешнего воздействия на формирование нравственных качеств индивидов.

наиболее благоприятными условиями для воспитания доброжелательных отношений, организацию совместной деятельности дошкольников, в которой часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. Участвуя в совместной деятельности, педагог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия с точки зрения моральной нормы.

             Средством воспитания доброжелательности старших дошкольников является собственная деятельность детей в коллективе сверстников: игра, труд, учение, художественная деятельность.  Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики доброжелательных отношений. Общение как  средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.  

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей,      медсестры и их общение с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

                                  Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой, поиграть вместе (« Примите меня, пожалуйста», « Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником, желание помочь, поделиться с ним, отозваться на просьбу.  

              Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребёнка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично «Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?», вежливо ответить на отказ «Не хочешь играть в магазин? Может быть, поиграем в больницу?».

              Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учить детей  умению выяснять, согласен ли другой полученными материалами игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребёнок, который обижает другого, берёт себе всё лучшее.

           Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

          Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения. Необходимы обсуждения качеств людей, которых дети изображают в своих играх.

        Например, до начала игры в «Семью» воспитатель вместе с детьми пытается создать нравственный образ «папы».  «Папа»  не только работает, но и помогает «маме». Он покупает продукты, моет посуду, играет с «детьми». Он заботлив и ласков.

        При формировании доброжелательных отношений дошкольника большую роль играет изобразительная деятельность. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, дает широкие возможности для познаний прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношений к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

       В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство  товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце продуктивной деятельности проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.      

Чтение литературных произведений, таких как русский фольклор, произведения поэтов и писателей России, поэзия, литературные сказки и их анализ с детьми помогает воспитывать в детях такие черты личности, как доброжелательность, отзывчивость, терпение, сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.        Необходимо обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

         Игра дошкольников имеет большие возможности для формирования и развития доброжелательности у детей, так как является ведущем видом деятельности, в котором происходят качественные изменения психики ребёнка. В силу особой привлекательности игры, дошкольники оказываются в неё способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Воспитатель может использовать для воспитания доброжелательности игры драматизации, сюжетно-ролевые игры.  На материале драматизации дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей. В сюжетно-ролевой игре, организованной воспитателем и проходящие под его руководством произойдёт необходимое воздействие взрослого, чтобы игра стала средством воспитания. Широкое использование в педагогическом процессе игр, организуемых воспитателем, обеспечит развитие самостоятельных игр. В творческих сюжетно-ролевых играх у детей появляется возможность проявить свои знания о доброжелательности.

        Сюжетно-ролевая игра играет важную роль в формировании доброжелательных взаимоотношений детей старшего возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности  и ответственности каждого ребёнка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу.

            Таким образом, средством доброжелательного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок, если она пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему: "Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как,...

Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста» 2022 учебный год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...

Выступление на методическом объединение по теме: «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самос...