Статья "Формирование доброжелательного отношения дошкольника друг к другу средствами игры."
статья

КУЗЬМИНА  Марина Владимировна

Изучение проблемы формирования процесса воспитания доброжелательных взаимоотношений подтвердило ее значимость и необходимость в соответствии с современными требованиями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы является поддержка взрослым положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_seminar_.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина М.В., воспитатель

ГАДОУ детский сад №15 Колпинского района

Санкт- Петербурга

Тема: Формирование доброжелательного отношения дошкольника друг к другу средствами игры.

Изучение проблемы формирования процесса воспитания доброжелательных взаимоотношений подтвердило ее значимость и необходимость в соответствии с современными требованиями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы является поддержка взрослым положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности .

    Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. и со сверстниками в группе детского сада, - важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка. От того, какими будут эти взаимодействия, доброжелательными или враждебными, искренними и открытыми, или формальными и показными, зависит эмоциональное состояние детей, их отношение к детскому саду, а возможно, и характер дальнейших отношений к людям. Взаимоотношениям, возникающим в детском саду, предшествует личный опыт общения со взрослыми и со сверстниками.

     Существует также ряд факторов, влияющих на взаимоотношения детей. Это доброжелательное отношение воспитателя к детям и его оценка детских действий; групповые нормы поведения; совместная деятельность детей. Действие этих факторов, можно сказать, целиком зависит от воспитателя

     У детей 4-5 лет происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений. Для того чтобы быть принятым в игру необходимо уметь договариваться (во что играть, распределять роли), научиться согласовывать свои действия с действиями друга, а также уметь придумывать новые сюжеты игры.

    В итоге, игра становится той силой, которая одних поднимает до уровня «лидеров», а других выталкивает в «исполнителя». И вот тут основная задача воспитателя - помочь детям выбрать совместную игру, распределить роли, наметить эпизоды и активно участвовать в игре на равных с детьми.

       Формирование положительной оценки, поощрение и признание достоинств ребенка исполняющего второстепенную роль, рассматривается как главный методы воспитания дружеских отношений.

        Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими.

      Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни у детей появляются первые мечты о будущей профессии. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте

      Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.

    Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать жизнь счастливой. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.

      Значительно большее внимание как зарубежными, так и отечественными исследователями уделялось изучению взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности.

      Центральными вопросами при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными педагогами (Менджерицкая Д.В., Усова А.П., Иванкова Р.А., Жуковская Р.И., Залогина В.П., Лиштван З.В.) является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективистических и дружеских качеств личности ребенка.

   Симпатии друг к другу позволяют ребенку  понять действия сверстников и согласиться с ними, а интерес к роли, принятие ее ребенком изменяет характер взаимодействия между детьми так, требует от них умения вести ролевой диалог с партнером, менять содержание речевого взаимодействия (если партнеров по игре несколько), согласовывать свои действия. На побуждение дружеских чувств в сюжетно-ролевой игре можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре.

    Например, в игре «Супермаркет» ребенку исполняющему роль «продавца» предписывается быть вежливым с покупателями, в игре «Поликлиника» медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность к больному. Правила культурного поведения вводятся в игровой деятельности в ролевые требования, как обязательный атрибут.

      Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбие и эмоциональная составляющая ребенка в деятельность сверстников. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь, подсказать  правильный ход.

     Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами.

         На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

     Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе. Таким образом, в целом понятие «дружба» - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение.

          Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

 Таким образом , можно сделать вывод: , что сюжетно-ролевые игры необходимо включать в непосредственно образовательную деятельность со старшими дошкольниками. У детей  станут преобладать такие взаимоотношения как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание. Появиться  дифференциация отношений, дети станут  подробнее и более развернуто строить свой ответ. Появились прямые обращения со словами сочувствия и утешения к пострадавшему.

Игровая деятельность станет эффективным средством формирования дружеских взаимоотношений дошкольников, если последовательно включать дошкольников в участие в разнообразные сюжетно-ролевые игры.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987

Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, №6.

Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985.

Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978.

Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Педагогика, 1981.

Воспитание дружеских чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 1987.

Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 1979.

Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.

Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974.

Иванова Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии. - М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в ходе игрового взаимодействия.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в ходе игрового взаимодействия....

Статья "Формирование бережного отношения дошкольников к воде при ознакомлении с природой Южного Урала"

Статья призывает к бережному отношению к природным водным ресурсам, включает  в себя содержание деятельности учреждения по теме, конспект занятия....

ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика....

Игровое развивающее пространство как средств формирования доброжелательных отношений друг к другу у детей 3-4 лет

Мультимедийная презентация, представляющая содержание Развивающей предметно - пространственнй среды в группе для детй 3-4 лет в МБДОУ "Детский сад №12 г. Кировска" (корпус2)...

Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико....