Познавательно-творческий проект "Боярыня Масленица"
проект (средняя группа) по теме

Познавательно-творческий проект "Боярыня Масленица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей

 № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного

округа–Югры городской округ город Радужный

Познавательно-творческий проект:

«Боярыня Масленица»

группа общеразвивающей направленности

№ 1 «Кроха» от 4-х до 5-ти лет (средняя группа)

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

Пашкевич Ольга Святославовна, воспитатель

2015

Актуальность темы проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.  В результате реализации этого проекта дети приобретут знания о смене сезонов,  навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, народные игры. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Проблема проекта:

Отсутствие интереса у младших дошкольников  к культурным традициям своего народа.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель проекта:

  • знакомство детей с народным праздником Масленица;
  • воспитание любви к своей Родине;

Задачи проекта:

  • Возрождение интереса к обрядовым  праздникам;.
  • Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить  участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;

Тип проекта:

  • по методу – творческо-познавательный;
  • по содержанию – ребенок и взрослые;
  • по характеру контактов – открытый;
  • по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, их родители законные представители, воспитатели, музыкальный руководитель.
  • по продолжительности – краткосрочный с 16.02.2015 по 20.02.2015.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты проекта:

Для воспитанников:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса к родной истории.

Для педагогов:

  • Расширение связей специалистов в ДОУ.

Для родителей:

  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Этапы работы над проектом:

 1 этап – Формулирование цели и определение задач. Составление плана основного этапа проекта. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. Подбор материалов по теме проекта. Организация предметно -  развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. Взаимодействие с родителями  с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного  быта и культуры.

2 этап – Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная деятельность, восприятие произведений изобразительного искусства, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства, развитие двигательной деятельности, игровая и познавательная деятельность, работа с родителями.

3 этап – Презентационный, обобщение результатов работы, анализ, закрепление, оценка результатов проекта.

Планирование мероприятий по проекту

Форма организации работы с детьми

Цель

Ответственные

Понедельник «Встреча Масленицы»

В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу–чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями.

Первая половина дня

Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью мультимедиа

Бородкина Н.В.

Просмотр презентации «Широкая Масленица»

Разучивание масленичных закличек

Познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, развивать память, воспитывать интерес к русской народной культуре.  

Бородкина Н.В.

Прогулка

Развитие интереса детей к культуре, знакомство с народными играми русского народа.

Бородкина Н.В.

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Лапти», «Малечина – колочина.

Вторая половина дня

Раскрытие индивидуальных музыкально – ритмических и творческих возможностей детей.

Бородкина Н.В.

Разучивание хороводной народной песни «Вот уж зимушка проходит»

Загадывание загадок о весне и зиме

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.

Оформление выставки народных предметов в группе.

Развитие творческого потенциала направленное на формирование любви к народным традициям.

Бородкина Н.В

Пашкевич О.С.

Вторник «Заигрыш»

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Первая половина дня

Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями.

Пашкевич О.С.

Беседа «Как отмечать Масленицу»

С использованием мультимедиа.

Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

Раскрытие индивидуальных музыкально – ритмических и творческих возможностей детей.

Пашкевич О.С.

Прогулка

Продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими

 играми.

Пашкевич О.С.

Забавы, на прогулке «Снежный тир», «Горелки», «Перетягивание каната»

Вторая половина дня

Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать детям представления о русских народных играх–забавах. 

Пашкевич О.С.

Заучивание масленичных частушек

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва «Тройка»

Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси.

Пашкевич О.С.

Среда «Масленица-объедуха или Лакомка»

С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Первая половина дня

Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования красками; обогащать знания детей о народном празднике.

Бородкина Н.В.

НОД Рисование «Масленица»

НОД по речевому развитию «Масленица-кривошейка»

Рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России.

Бородкина Н.В.

Прогулка

Продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими

играми.

Бородкина Н.В.

Подвижные игры «Кто быстрее на метле?», «Прятки»

Вторая половина дня

Ввести в мир народной культуры, традиции празднования масленицы посредством просмотра мультфильма.

Бородкина Н.В.

Просмотр мультипликационного фильма «Смешарики Масленница»

Слушание песни «Песня блинам», «Как на Маслянской неделе»

Расширять знания детей о народных традициях, праздниках, забавах.

Бородкина Н.В.

Чаепитие с блинами.

Совместно с родителями, создать радостное настроение,

Бородкина Н.В.

Четверг «Широкий четверг или Разгуляй-Четверток»

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы.

Первая половина дня

Знакомство со значением и символикой блинов, лепка из солёного теста блинчиков.

Пашкевич О.С.

НОД Конструирование «Блинчики»

Слушание русских народных песен.

Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать  красоту русской народной песни.

Пашкевич О.С.

Прогулка

«Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла». Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок

Пашкевич О.С.

- Игры забавы на прогулке «Перетягивание каната»

«Гори, гори, ясно», «Горшки»;

- Конкурс рисунков на снегу.

Вторая половина дня

Развивать навыки работы с солёным тестом; закреплять умение преобразовывать шар в овал, шар в диск.

Пашкевич О.С.

Лепка из солёного теста «Ой да Блины»

Пальчиковая игра «Снежок»

Развивать мелкую моторику рук.

Пашкевич О.С.

Пятница «Прощай масленица»

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Итоговое мероприятие: Праздничное гуляние «Прощай, Боярыня Масленица!

Дегустация блинов.

Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

Пашкевич О.С.

Бородкина Н.В.

Работа воспитателей

Работа с родителями

1.Оформить  фото коллаж для родителей «Блинный пир на весь мир».

2. Оформить выставку предметов народного быта и культуры.

3. Оформить книгу рецептов родителей «Кулинарные рецепты блинчиков от наших мамочек».

4. Оформить конспекты НОД по проекту.

5. Оформление материалов проекта в виде презентации и тематической папки.

6. Оформление итоговой справки проекта.

7.Изготовление куклы масленицы.

8. Работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке.

1. Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.

2. Выпекание блинов совместно с детьми.

3. Оформление семейного рецепта блинов, с использованием фото.

4. Консультация для родителей «История масленицы», «Масленица в семье».

5. Привлечение родителей к совместному гулянию «Прощай масленица»

Анализ результативности  проекта «Боярыня масленица»

Ай, да зимушка-зима!

Зима славная была!

Но пришла пора проститься,

Да с весною подружиться!

Масленицу провожаем,

Весну красную встречаем!

В рамках тематической недели, с целью приобщения детей к русским народным истокам, любви к своей многонациональной Родине, традициям и обычаям в нашей группе  №1 «Кроха»,  реализован познавательно-творческий проект «Боярыня  масленица».

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. 

 Особое место в нашем  проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Сделанная нами подборка народных игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек, дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Наверное, поэтому дети с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться.  Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря-Заряница», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», «Кто быстрее на метле».

         С помощью родителей были изготовлены атрибуты для развлечений, костюмы; организована выставка народных предметов. Родители поделились секретами рецептов приготовления блинов. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».

  В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушали, инсценировали, разыгрывали сказки, смотрели мультипликационные фильмы «Смешарики Масленица», «Ай да Масленица». Мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух.

  В нашей группе  20.02.2015 было проведено итоговое мероприятие «Боярыня масленица», где дети в национальных костюмах, русских народных платках пели задорные частушки, заклички, водили хороводы, играли в  народные игры. В заключение мероприятия в группе было организовано чаепитие с блинами. Все дети остались довольны, полакомившись вкусными, ароматными блинчиками, с любовью приготовленными поварами детского Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным  традициям, играм и обрядовым праздникам.    

  Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У детей  появился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Педагогический проект "Боярыня - масленица"

Педагогический проект по образовательной области «Познание»с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Проект рассчитан н...

Проект "Боярыня Масленица".

Проект "Боярыня масленица" предназначен для детей дошкольного возраста. Целью проекта является приобщение дошкольников к народному празднику Масленицы, как символу сплочённости русского наро...

Проект "Боярыня-масленица" для детей старшего дошкольного возпраста

Россия богата своими традициями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягать...

Проект "Боярыня-масленица!"

Проект художественно-эстетической направленности "Боярыня-масленница"...