Опыт работы по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
статья (старшая, подготовительная группа)
Собранный материал поможет воспитателям обобщить свой опыт работы с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы по исследовательской деятельности | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности
у старших дошкольников с нарушением зрения»
Составила воспитатель:
Гроза Л.Н.
г. Хабаровск
Содержание
1.Структура целостного описания опыта
2. Технология опыта
3. Информационная карта передового педагогического опыта
4. Библиографический список
5. Приложение
- Структура целостного описания опыта
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник с нарушением зрения познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут по подражанию овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.
Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что для слабовидящих детей эти впечатления утрачены. Большую их часть, можно восполнить другими анализаторами, которые могут отражать ту же сторону предмета, те же его качества, что и зрение. Осязание, например, как и зрение позволяет выяснить форму, протяженность, величину предмета, свойства и качество материала из которого он сделан, установить пропорциональные отношения. Восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной. Но снижение тактильной чувствительности и зрительного восприятия отрицательно сказывается на формировании предметных представлений и развитие предметно-практической деятельности детей с нарушениями зрения.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новосёлова, А.Н. Поддьякова).
Актуальность опыта
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации. Дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
В связи с этим у меня актуализировалась необходимость для развития у дошкольников познавательного интереса, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с младшего дошкольного возраста.
Противоречия
Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.
Теоретическое обоснование опыта.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников, в том числе с нарушением зрения – представляет актуальную проблему, требующую теоретического, практического решения и разработку системы мероприятий по организации экспериментирования.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирующие развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи), с изобразительной деятельностью (чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности). Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Опираясь на вышеизложенное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и перспективной, но вместе с тем мало используемой методикой обучения. Именно поэтому данная тема была выбрана мною для изучения и внедрения в работу с воспитанниками.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников с нарушением зрения.
Принципы составления опыта:
1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
6. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который, в качестве основного вида познавательно-исследовательской (поисковой) деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995).
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике дошкольных образовательных организаций используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
- Технология опыта
Определение цели, постановка задач
Целью моего педагогического опыта является развитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Формировать представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи исследования:
*изучить теоретические основы методики, технологии по познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
*проанализировать современные программы МАДОУ с позиции воспитания и развития познавательно – исследовательской деятельности детей;
…*разработать перспективный план и конспекты по познавательно – исследовательской деятельности детей старшего возраста с нарушением зрения;
*определить педагогические условия развития познавательно – исследовательской деятельности детей в жизни;
*внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ познавательно – исследовательской деятельности детей старших дошкольников;
*создать условия для поддержания исследовательской активности детей и оформить центр экспериментирования
…*составить картотеку «Опыты – эксперименты»
*создать систему в работе с родителями по формированию познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с педагогами
*создать условия для формирования познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
*повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей старшего дошкольного возраста
*систематизировать и обобщить работу методической службы МАДОУ по формированию основ исследовательской деятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;
*создать систему мониторинга по формированию основ познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).
Задачи в работе с детьми
*Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с помощью экспериментирования.
*Формировать у детей экологические знания, экологическую культуру, любовь к экспериментированию.
*Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с насекомыми.
*Закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, воде, в лесу.
*Развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе.
*Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.
Задачи в работе с родителями
*Знакомить родителей с работой МАДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам познавательно – исследовательской деятельности;
*Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста основам детского экспериментирования. Поощрение экспериментирования, формирование в детях мотива, связанного с внутренними желаниями узнавать новое, помощь ребёнку в экспериментировании своим участием).
*Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, их эмоциональное благополучие;
*Создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
Методы и формы обучения
В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:
- Комплексные занятия;
- Занятия в форме дидактических игр;
- Экологические праздники, досуги, викторины;
- Моделирование (создание моделей);
- Проекты;
- Природоохранные акции;
- Мультимедийные презентации;
- Экскурсии;
- Целевые прогулки;
- Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, проблемные игры;
- Игры-соревнования;
- Сочинение историй;
- Наблюдения;
- Путешествия;
- Трудовая деятельность в природе;
- Экологические лаборатории;
- Беседы;
- Чтение специальной детской литературы, экологические сказки;
- Упражнения;
- Рассматривание;
- Анализ заданных ситуаций;
- Выполнение поручений;
- Опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание).
Наблюдение как метод экспериментально-исследовательской деятельности неразрывно связан с проведением непосредственно эксперимента. В процессе проведения опыта дошкольники наблюдали за изменением состояния веществ, их взаимодействием друг с другом. В результате проведения серии наблюдений дети фиксировали результаты эксперимента и делали выводы о полученных результатах.
В экспериментально - исследовательской деятельности путешествия эффективны при ознакомлении детей старшего возраста с физическими процессами в мире неживой природы, со свойствами веществ. Они позволяют детям «погрузиться» в интересный для них мир, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В форме путешествий дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «капельку воды», «огонёк», «песчинку» и т.д.
Организация и проведение путешествий напоминает подготовку театрального спектакля, но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.
Основу исследовательской деятельности составляют опыты и эксперименты. В процессе экспериментирования дети познают окружающий мир, знакомятся с объектами неживой природы, познают физические законы существования материи. Для выполнения этих целей мной была разработана картотека опытов и экспериментов и конспекты образовательной деятельности по экспериментированию старших детей и т. д.
Трудовая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Дети учатся осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.
Экскурсии позволяют осуществить экспериментальную деятельность в естественных, природных условиях. Так, например, изменение состояния песка при взаимодействии его с водой, мы можем проследить во время дождя на прогулке. Или осуществить сравнение свойств песка, глины и земли непосредственно на участке детского сада. Проведение экспериментов в ходе экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, формирует представления об объектах и явлениях неживой природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, сенсорных способностей, возникновению интереса к природе.
Экологические лаборатории. Лаборатория − элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке. В лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений.
Моделирование в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников, использую разные виды моделей:
- Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
- Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов.
- Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
Демонстрацию модели использую после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование.
Метод проектов. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности побуждают к сотрудничеству, поддерживают их стремление контактировать с педагогом. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких-то этапах могут осуществлять исследовательскую, продуктивную, игровую деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведет к созданию общего продукта. Появление материального социально-значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности с детьми.
Стихи о воде, воздухе, песке способствуют развитию эстетического вкуса у детей и воспитанию любви к природе.
Экологические сказки используются для ознакомления детей с окружающим миром. Это сказки о листовичках и о деревьях. Дети переживают за героев сказок, следят за их действиями, встречами с их друзьями и врагами, охотно подключаются к рассуждениям о листовичках, которые попадают в различные ситуации, и предлагают варианты выходов из них. Детям очень нравятся имена героев этих сказок, они с удовольствием их рисуют, лепят. Сказки помогают дошкольникам узнавать много нового об обитателях леса, расширить экологические представления о лесном сообществе. Составляя такие сказки, соблюдали следующие принципы:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);
- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего мира. У дошкольника после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе. Дошкольники сами с удовольствием создают сказки. В них отражены интересы детей и их познавательная направленность.
Экологические праздники способствуют закреплению и систематизации полученных в ходе экспериментально-исследовательской деятельности знаний, создают у дошкольников положительный эмоциональный настрой.
Природоохранные акции - это социально - значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Например, нами проводились следующие акции:
- − «Берегите воду!»;
- − «Посади цветы»;
- - «Поможем зелёной ёлочке»;
- - «Очистим землю, свой участок от мусора»;
- − «Сделаем лес чистым».
В ходе проведения данных акций дети совместно с родителями участвовали в экспериментальной деятельности, связанной с тематикой акции, а именно: изучение свойств воды, фиксацией роста цветка. В результате проведения этих акций у детей формировалось бережное отношение к природе.
Использование дидактических игр в экспериментально-исследовательской деятельности является важным фактором повышения познавательного интереса старших дошкольников. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. Дидактическая игра служит обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, песок, глина, земля, вода - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе и бережное отношение к ней.
В опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы очень эффективно используется ИКТ. В век информатизации дети с увлечением знакомятся с миром природы и её объектами с помощью современных технологий, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала. Нами была разработана серия презентаций по ознакомлению детей с миром неживой природы, её объектами и явлениями.
Изучение и внедрения опыта работы в практику происходило поэтапно:
1 этап: Подготовительный
На первом этапе я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.
Также на подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с детьми:
• В экспериментальном центре поместила детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детскую художественную литературу.
• Создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
• Оформила дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
• При центре природы создала огород на окне. Также в группе организовала лабораторию, в которой в настоящее время имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
При оборудовании лаборатории учитывала следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Материалы, находящиеся в мини-лаборатории, распределены по разделам:
В разделе «Капелька» дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.
В разделе «Юный почвовед» ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как её сделать мягкой и плодородной.
Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.
В разделе «Цветик-семи цветик» дети проводят эксперименты, связанные с растениями.
2 этап: Прежде чем планировать поисково-исследовательскую деятельность с детьми в начале учебного года мною был проведен мониторинг по отношению детей к экспериментальной деятельности по методике «Маленький исследователь». Результаты диагностики показали, что предпочтения детей подготовительной к школе группы распределились следующим образом:
- 1 место – игровой центр (40%)
- 2 место – центр изодеятельности (31%)
- 3 место – чтение книг (15%)
- 4 место - центр экспериментирования (14%)
Таким образом, занятие экспериментированием у детей заняло последнее место.
Я выявила уровень познавательного интереса дошкольников методом анкетирования по десятибалльной системе (В.С. Юревича). У диагностируемых дошкольников уровень познавательного интереса составил:
- Высокий уровень -13%,
- Средний уровень – 53%,
- Низкий уровень – 34%.
Мной была проведена диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.). В результате проведённой диагностики я получила следующие данные:
- Высокий уровень – 15%;
- Средний уровень – 55 %;
- Низкий уровень - 30%.
Проанализировав в целом результаты мониторинга, я пришла к выводу о том, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительной заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализированнии учебного материала.
Составила перспективный план по экспериментальной деятельности старших дошкольников с нарушением зрения.
Для исследовательской деятельности я выбрала доступные и интересные детям типы исследования:
- Опыты (экспериментирование) - освоение причинно – следственных связей и отношений;
- Коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо – видовых отношений;
- Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира);
- Путешествие по реке времени – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Опыты (экспериментирование) | Коллекционирование (классификационная работа) | Путешествие по карте | Путешествие по реке времени |
Состояние и превращение вещества. Движение воздуха и воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений. | Виды:
| Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света, их природные и культурные символы | Прошлое и настоявшее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации. История жилища и благоустройство. Египет – пирамиды. |
Чтобы опытно- экспериментальная деятельность детей была плодотворной и успешной я выполняю следующие условия:
- Подготовка к проведению экспериментов начинается с того, что я определяю текущие дидактические задачи. Затем выбираю объект, соответствующий требованиям и всесторонне знакомлюсь с ним сам, одновременно осваивая, технику экспериментирования, если мне она незнакома.
- Во время проведения эксперимента, не стоит строго регламентировать работу, ограничивая временные рамки, возможны отступления от намеченного плана.
- Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы.
- Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Нельзя сразу отвечать на вопросы детей, а надо помочь ребенку самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт.
- При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.
Алгоритм организации детского экспериментирования:
- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую надо решить
- Предлагает различные варианты ее решения.
- Проверяет эти решения.
- Делает выводы.
Структура детского экспериментирования
∙ Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
∙ Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
∙ Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
∙ Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
∙ Анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
∙ Формулирование выводов.
Примерная структура ООД - экспериментирования
∙ Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
∙ Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
∙ Уточнение плана исследования.
∙ Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
∙ Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
∙ Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Способы поддержки интереса детей к исследовательской деятельности.
∙ Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
∙ Представлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и понятно, помогать ему в этом своим участием.
∙ Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
∙ С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
∙ Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
При соблюдении всех этих условий, проведение экспериментов в группе становится привычной нормой для наших воспитанников. Хочу отметить и то, что в процессе экспериментирования решаются не только образовательные и развивающие задачи, но и задачи воспитательного характера. Дети учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками, доказывать свою правоту, прислушиваться к мнению другого человека, переносить неудачи и радоваться победам.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Я учила ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов я обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Игры – эксперименты я старалась включать и в образовательную деятельность. Например, знакомила детей с природными явлениями, через эксперимент они поняли, откуда берется ветер, как путешествует звук, сколько весит воздух. В непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений мы с детьми измеряли объем сосудов, вес и длину предметов.
На занятиях по изобразительной деятельности – дети смешивали краски и получали другие цвета, изучали свойства бумаги, природного материала и т. д.
Таким образом, опытная деятельность не только знакомит слабовидящих дошкольников с различными свойствами веществ, дает возможность получить элементарные знания об основных физических и химических явлениях, но и помогает, через предметно практическую деятельность, развивать моторную координацию и получать недостающую из-за зрительного дефекта информацию об окружающем мире.
А также учит:
- - самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решать.
- - Доказывать возможные решения и делать выводы.
- - Применять выводы к новым данным, делать обобщения.
Вовлекать в процесс обучения необходимо и родителей, которые должны в домашних условиях проводить беседы, опыты со своими детьми. Для родителей систематически оформляла различные памятки и буклеты, папки – передвижки. В информационных уголках размещала консультации. В течении года я сделала консультации для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома!» «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома». Ведь именно родители - являются примером для свои детей. Дети проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Систематическая работа с детьми по поисково-исследовательской деятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
Результаты диагностики в конце учебного года
В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы, используя в обучении опытно-экспериментальную деятельность, я увидела, что первоначальные результаты диагностики изменились. По методике «маленький исследователь» (отношение детей к экспериментальной деятельности) мы получили следующие результаты:
- 1 место – игровой центр (36%)
- 2 место – центр экспериментирования (34%)
- 3 место – центр изодеятельности (18%)
- 4 место – книжный центр (12%)
Таким образом, экспериментирование у детей заняло второе место. Таким образом, наблюдается изменение предпочитаемого вида деятельности у дошкольников. В начале нашей работы экспериментирование в шкале предпочитаемого вида деятельности у детей занимало последнее место, то по окончании нашей работы экспериментирование стало занимать второе место.
Повысился и уровень познавательного интереса детей подготовительной к школе группы. Он составил:
- Высокий уровень -89%
- Средний уровень – 11%
- Низкий уровень – 0%.
Повысился и уровень овладения детьми познавательной деятельности (по А.И. Ивановой). Я получила следующие данные:
- Высокий уровень – 83%
- Средний уровень – 17 %
- Низкий уровень - 0%
Усвоение программы предметного мира
Уровни | Начало учебного года: | Конец учебного года |
Высокий | 28% | 83% |
Средний | 61% | 17% |
Низкий | 11% | 0% |
По результатам диагностики за период с 2020 по 2021 учебный год прослеживается положительная динамика. Поэтому можно сделать вывод, что работа по развитию у детей любознательности; исследовательских умений и навыков проводится в полном объеме и эффективна.
В ходе проведенной работы я пришла к выводу, что систематическая работа, проделанная в данном направлении приносит положительные результаты:
- Повысился уровень развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей. Они научились видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.
- Совершенствовалось речевое развитие детей. Обогатился словарный запас детей различными терминами, закрепилось умение грамматически правильно строить ответы на вопросы, умение задавать вопросы, умение строить доказательную речь.
- Дети стали сотрудничать друг с другом, отстаивали свою точку зрения, согласовывали её с другими;
- Углубились и расширились знаний детей о неживой и живой природе.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по познавательно -исследовательской деятельности детей способствует:
- Проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользоваться аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;
- Проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач.
Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Современные средства обучения очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.
3. Информационная карта передового педагогического опыта
1.Ф. И. О. автора - Гроза Любовь Николаевна
2.Город (район) - Хабаровск
3.Образовательное - учреждение – МАДОУ №156
4.Занимаемая должность - воспитатель
5.Педагогический стаж – 27 лет
6.Тема педагогического опыта – «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
7.Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач. Освоение дошкольниками опыта экспериментирования осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников.
8.Цель педагогического опыта - развитие познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Формирование представлений детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
9.Краткое описание опыта
В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по исследовательской деятельности я организовала по направлениям:
- Опыты с водой:
- Опыты с почвой:
- Опыты с воздухом:
- Опыты с растениями:
- Опыты с магнитом.
Разработанный педагогом перспективный план, позволил систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по познавательно – исследовательской деятельности, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о живой и неживой природе.
10 Эффективность опыта Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
11.Экспертное заключение
12.Последователи педагоги ДОУ
13.Кто, когда изучал
14.Выводы, рекомендации Рекомендуется к работе педагогам МАДОУ
4. Библиографический список
1. Поддьяков экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.
3. Поддьяков и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
4. Николаева Экологического воспитания в детском саду – Москва «Просвещение» 1999.
5. Экспериментальная деятельность детей 4 -6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Лампман педагогического мастерства. Волгоград: Учитель, 2012.
7. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
8. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
9. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Чистякова А. Е «Экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
11. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/, –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
12. Иванова наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
13. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
14 Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004
15. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
16. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л.Н. Прохорововй М., 2010г.
17. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб, «Детство-пресс», 2006
18. Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г.
19. Козлова, С.А. Мой организм. [Текст] /С.А. Козлова.-М.; 2010 г.
20. Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.
21. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград .;2011г.
22. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2010.
23. Интернет ресурсы
5. Приложение
- Приложение № 1 –Перспективные планы работы по опытно-экспериментальной деятельности
- Приложение № 2- Диагностика развития познавательного уровня детей
- Приложение № 3 – Конспекты занятий.
- Приложение № 4 – Подборка дидактических игр
- Приложение № 5 - Консультации для родителей
- Приложение №6 – Стихи о воде, о природе, о явлениях неживой природы
- Приложение №7 – Картотека опытов и экспериментов
- Приложение №8 - Правила работы с материалом
- Приложение №9 - Фотоматериалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников »
Здравствуйте уважаемые коллеги, я представляю детский сад « Огонёк», зовут меня Антоновская Елена Александровна, хочу поделиться с вами своим опытом работы по теме: « Развитие познавательно - исследов...
Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию на тему: "Развитие познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию за 2014 -2017 учебный год...
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
опыт работы на тему: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников."
Актуальность:Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...
Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе проведения квест – игры»
В ходе организации квест-игр реализуются следующие задачи:- образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;- развивающая – развитие интереса, творческих с...