Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
office_word.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской
деятельности в детском саду».
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности на этапе среднего и старшего дошкольного возраста обозначены следующие:
- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
- освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта.
- перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
- развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,, шурупы, детали конструктора;
- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
Направления работы
I. Формы работы с педагогами:
- Анкетирование воспитателей (сентябрь). Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
- Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» (октябрь).
- Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности» (ноябрь).
- Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности оформлен и оборудован в группе «уголок экспериментирования».
II. Работа с детьми:
- Диагностика уровня развития дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
- Проведение циклов познавательных, эвристических бесед. Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы соблюдаются следующие правила:
- Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Исследовательские занятия проводятся по структуре:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования).
- Распределение детей на группы.
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования
(выявление известного и неизвестного; подводятся к суждениям, умозаключениям и выводам, которые обязательно фиксируются в речи, иногда графическим способом (рисунки, схемы; необходимо учитывать, -это право ребенка на ошибку).
Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям.
- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде).
- Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита. Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему? Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?
- Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус, ОБЖ).
III. Работа с родителями:
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию развивающей среды в группе.
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
Результативность:
- Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.
- В группе детского сада создали центр экспериментирования, где дети проводят простые и более сложные опыты. Центр пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
- Сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста; игр с водой; проблемных ситуаций; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов;
- Разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях.
- Подготовлены консультации, разработаны тематические родительские собрания.
Таким образом можно сделать вывод, что правильная организация опытно-экспериментальной деятельности имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией поисково-исследовательской деятельности дошкольников....
«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»
laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...
Опыт работы на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни»
Цель моего опыта: создание условий в детском саду для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми четвертого года жизни.Задачи:Учить детей обобщенным способам исследования ...
Опыт работы по теме "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
Вашему вниманию предоставлен опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...
Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе проведения квест – игры»
В ходе организации квест-игр реализуются следующие задачи:- образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;- развивающая – развитие интереса, творческих с...
Опыт работы по теме «Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»
Опыт работы по теме«Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»...