"Я живу на улице героя". Просветительно-исследовательский проект.
проект (подготовительная группа) по теме
Просветительно-исследовательный проект "Я живу на улице героя", посвящен празднованию 70-тетия Победы в Великой Отечественной Войне. Работая над этой темой, дети узнают , почему названна улица именем Тамара Дерунец. И чем знаменита эта фамилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosvetitelno-issledovatelskiy_proekt.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Улица - Тамара Дерунец Мы память героев помним и чтим, В названиях улиц наших И этих улиц много у нас, Но мы об одной расскажем. На ней нет высоток и каменных плит, Но нет нам её дороже, Потому, что на ней детский сад наш стоит, Вам каждый сказать это может. Все знают название улицы той, И малыш, и мать, и отец, Улица имени героя войны, Тамары Дерунец.
Актуальность проекта В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в победителей в Великой Отечественной Войне. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Совместное прикосновение родителей и детей у истории своей семьи позволяет привить ребёнку почитание памяти своих предков, отстоявших в тяжёлые годы нашу Родину. Ведь из истории отдельной семьи слагается история всей России. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. В воспитании детей дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, их близких людей. Рассказывая об истории Великой Отечественной войне необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов, рассказов), подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Целью этого проекта является расширение и закрепление знаний подрастающего поколения о героях ВОВ. Новизна проекта в том, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Задачи проекта: патриотическое воспитание детей; дать представление о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне; формирование гражданской позиции, чувства любви к Родине, уважения к памяти погибших героев; привитие дошкольникам чувства гордости, глубокого уважения и почитания участников ВОВ; формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины; повысить уровень духовной культуры; уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания; изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны.
Тип проекта: информационный, исследовательский, просветительский информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников); просветительский (знакомятся с историей ВОВ) исследовательский (исследуют, знакомятся с участниками ВОВ) Сроки реализации проекта: в течение учебного года.
Распределение деятельности между участниками проекта Педагоги Наличие у педагога знаний о Великой Отечественной Войне, о судьбах участников ВОВ Активное взаимодействие с социумом и семьями воспитанников Обобщить и систематизировать накопленный материал Организуют работу по реализации проекта Участвуют в презентации и защите проекта Оформляют тематические папки по проекту Дети Дети совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников Высказывают, обобщают свои идеи
Ожидаемый результат: Итоговым результатом является презентация, где дети покажут свои знания. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее. Освоение доступных знаний об истории родного города, истории ВОВ, героях, ветеранах ВОВ. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений .
Этапы реализации проекта: 1. Ориентированно-диагностический этап Цель: выявить представление обучающихся о патриотизме, о духовно-нравственном смысле понятия «герой»; что знают об истории, традициях и обычаях своего народа; определить направления дальнейшей работы над проектом. Формы: анкетирование, мини-опросники, викторины и т.д. 2. Основной этап Цель: спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у учащихся гражданские качества личности, любви и уважения к своему Отечеству, представления учащихся о духовно-нравственном смысле понятия «герой». Формы: уроки мужества, спортивные соревнования, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, встречи с ветеранами и тружениками тыла ВОВ. 3. Заключительный этап Цель: проанализировать полученную информацию и создать окончательный продукт о жизни и подвиге участника ВОВ в честь которого названа улица на которой мы живем. Формы: анализ собранного материала, коллективный просмотр слайдовых презентаций по данной теме.
Героям разведчицам посвящается. Ах, девчонки войны, сколько выпало вам, Испытать, пережить, не сломаться, Даже воин бывалый не справился б там, Где вам приходилось сражаться. Вам в разведке не просто было подчас, Но приказ вы всегда выполняли, Чтоб приблизить победу хотя-бы на час, Вы жизнью своей рисковали. А уж если случалось вам в плен попадать, Проиграть врагу в рукопашной, Вы умели под пытками даже молчать, Так молчать, что врагам было страшно. Сколько вас молодых и красивых легло, На полях под Москвой и под Гродно, Много лет с той поры военной прошло. Но в памяти вечно народной. Кочеткова Валентина Викторовна воспитатель д/с №68 «Светлячок»
Дерунец Тамара Яковлевна Тамара Дерунец родилась 22 октября 1920 г. в селе Казывань Тамбовской области (ныне Бондарский район). Родители её были педагогами. Отец – Яков Клементьевич был назначен директором Араповского детского дома в то время, когда тот был полуразрушен, расхищен, а дети жили в шалашах и питались налётами на огороды. Мать – Александра Семёновна стала работать там учителем. Через несколько лет Араповский детский дом стал одним из лучших в области. Тамара жила в Тамбове у своей бабушки, училась в школе № 7. В этой же школе Тамара была и отрядной вожатой у пионеров. С большим желанием и удовольствием она занималась с ребятами: вместе с ними пела, танцевала, играла, ходила в походы. Ребята тянулись к ней, любили её за смелый, решительный, весёлый характер. Часто выходные дни и каникулы Тамара проводила у своих родителей в Арапово. И детдомовские ребятишки знали её как честную, добрую, боевую и очень ловкую девочку. Она увлекалась спортом и именно с ним связала свою профессию – стала преподавателем физкультуры в фельдшерско-акушерской школе (ныне медицинский колледж), успев немного проучиться в Смоленске.
После окончания средней школы №7 г.Тамбова работала преподавателем физкультуры в фельдшерско-акушерской школе (сейчас Тамбовский медицинский колледж). Весной 1942 г. Дерунец добилась отправки на фронт. Ее направили в школу партизан-разведчиков. Через несколько месяцев усиленной подготовки Дерунец вместе с радисткой Марией Жуковой (тоже тамбовчанкой) были заброшены в немецкий тыл в районе п.Тим Курской области.
Цель выброски: постоянная передача в центр информации о передвижении немецких частей на данном участке, установление связи с партизанами и подпольщиками, а главное - подготовка места для высадки большой группы советских десантников. На оккупированной территории девушки, выдавая себя за беженцев, переходили от села к селу, а ночью в лесу передавали по рации свежие данные в центр. Однажды, когда Мария Жукова после очередного сеанса радиосвязи закапывала рацию на огороде, её заметил сосед - местный полицай. Девушка очень испугалась и тут же всё рассказала ему и о себе, и о Тамаре. Допросами девушек занимался гестаповец Швеpep. Марии больше нечего было добавить к своему рассказу, знала она немного. Все имена и фамилии, адреса явочных квартир знала только Тамара .
29 июня 1942 г. Тамара написала обязательство: «Я, нижеподписавшаяся, гражданка Дерунец Тамара Яковлевна, кличка «Роза», даю настоящее обязательство в том, что добровольно поступила на разведработу в РККА… Строжайше сохранять в полной тайне все порученные мне важные государственные секреты, не разглашая их даже своим близким родственникам и знакомым… Стремиться всегда к тому, чтобы проводимая мною работа давала наилучшие результаты, не жалея при этом ни сил, ни самой жизни. Быть преданным делу своей Родины до конца, ни в коем случае не говорить о своей связи с советской разведкой врагу, даже под угрозой пыток и смерти. Лучше честно умереть, чем быть предателем. За несоблюдением настоящего обязательства несу полную ответственность по закону военного времени».
Пригрозив Марии расстрелом, Шверер приказал ей узнать у Тамары о месте встречи с партизанским связным, а самое главное - контрольную фразу для вызова разведгруппы на запланированное место, чтобы вызвать советских парашютистов, захватить их и уничтожить. Однако Тамара ничего не рассказала подруге. Тогда Шверер сам попытался уговорить Тамару назвать контрольную фразу. Но не помогли ни щедрые посулы, ни обещания сохранить жизнь. Тамара молчала. От уговоров гестаповец перешел к угрозам, а потом и пыткам. Шли дни и недели, но наша бесстрашная землячка продолжала молчать. От постоянных жестоких пыток тело девушки превратилось в сплошной кровоподтёк, глаза заплыли, распухли суставы. Именно в эти дни подполковник Шеверьеши (венгр, по другим данным Шверер) записал в свой личный дневник:«Мы бьём её каждый день, но она молчит. Полуживая - она молчит». Тамара продержалась до того дня, когда должна была высадиться десантная группа. Фашисты так ничего и не узнали. А контрольную фразу «Солнце поднимается на востоке» девушка сказала за несколько часов до своей смерти, когда врагу предпринять что-то было уже поздно. ... Тамара погибла молча, по суровым законам солдат секретной службы.
Сегодня имя Тамары Дерунец хорошо известно на Тамбовщине, и кажется, что о ней, о её подвиге мы знали, как и о Зое Космодемьянской, всегда, ещё со времени войны. Но это далеко не так. Путь в бессмертие Тамары был не только мучительным, но и очень долгим. Прошло 15 лет после гибели разведчицы, прежде чем пролился свет на тайну её исчезновения… «Быть преданной делу своей Родины до конца. Лучше честно умереть, чем стать предателем…» Это слова из клятвы перед уходом на фронт нашей землячки, пионерской вожатой, а в годы Великой Отечественной войны отважной разведчицы – Тамары Дерунец. И свой долг перед Родиной Тамара выполнила до конца.
Дерунец посмертно награждена орденом Отечественной войны 1 степени. Полковник КГБ Доленчук, у которого был доступ к военному архиву,в ходе работы над выписками из протоколов допросов арестованных немецких агентов Доленчук познакомился с показаниями сотрудников контрразведывательного карательного отряда, в архивных делах он нашёл несколько официальных рапортов, подписанных подполковником Шеверьеши о том, что захваченный русский агент Тамара на перевербовку не идёт, в декабре 1958г. Григорий Терентьевич написал матери Тамары письмо, в котором открыл тайну гибели её любимой дочери.
В 1958 году в журнале «Юность» была опубликована документально-художественная повесть «Солнце поднимается на востоке». Её авторы - журналисты «Комсомольской правды» В. Осипов и В. Китаин - рассказали о подвиге юной разведчицы-парашютистки, попавшей в плен к фашистам и, несмотря на зверские истязания, не выдавшей военной тайны. С особым волнением читали эту повесть тамбовчане, ведь речь шла об их землячке, имя которой Тамара Дерунец.
На Воздвиженском кладбище областного центра есть символическая могила разведчицы, на которой комсомольцы завода «Ревтруд» поставили памятник. В школе № 7 г.Тамбова оформлен уголок Т. Дерунец, где помещены бюст героини и стенд с фотографиями из ее семейного альбома.
Работа Захаровой Екатерины Андреевны(школьницы Новоникольской СОШ)
Музейно-выставочный центр Тамбовской области
Тамбовский областной краеведческий музей.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»
Память о Тамаре Дерунец в нашем городе хранит одна из улиц Тамбова, которой 19 марта 1959 г. присвоено её имя. Нам очень интересно Узнать историю свою. Как защищали от врага Мой дом, мою семью и Родину мою. И как прекрасно, Что не забыты имена И в наших улицах Звучат они на все века !
«Быть преданной делу своей Родины до конца. Лучше честно умереть, чем стать предателем...» Это слова из клятвы перед уходом на фронт нашей землячки, пионерской вожатой, а в годы Великой Отечественной войны отважной разведчицы - Тамары Дерунец. И свой долг перед Родиной Тамара выполнила до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительно-исследовательский проект«Семейный архив участника Великой Отечественной Войны»
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. За...
Визитная карточка портфолио "Я живу на улице героя"
В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольн...
Педагогический проект "Я живу на улице героя" (М.Раскова)
В проекте отражена информация о М.Расковой и ее подвиге. Презентация наглядно отражает суть проекта, его этапы и формы работ с детьми, родителями и социальными партнерами....
"Я живу на улице героя"
В рамках месячника обороно-массовой и военно-патриотической работы на базе МАДОУ МО г.Краснодар "Центр - детский сад" № 201, моя средняя группа приняла участие в проекте "Я живу на улиц...
Технологическая карта НОД«Рыбинск-город в котором я живу . Улица героев Братьев Орловых»
конспект для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет...
Краткосрочный проект «История страны, города отражения в названиях улиц памятников» «Я живу на улице героя» (М. Раскова)
Формирование у детей нравственно - патриотических чувств. Познакомить с историей своей улицы; познакомить с биографией М.М. Расковой, рассказать о ее подвиге...
Исследовательский проект «Я живу на улице героя»
Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее собирать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэт...