Исследовательский проект «Я живу на улице героя»
проект (подготовительная группа)

Соболь Екатерина Борисовна

Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее собирать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэтому важно знать историю своего края, чтобы помнить и историю своей страны.

«Что в имени тебе моём?» - спрашивал А.С. Пушкин в своём стихотворении. Сколько имен нам встречается ежедневно! Одногруппники, друзья, близкие, соседи, знакомые и даже прохожие на улице! Все они имеют имена. Часто ли мы задумываемся о смысле названия тех улиц, на которых живём и по которым спешим в садик, на работу, домой… Интересуемся ли, почему они так названы?

Каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания. В Краснодаре немало улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Среди них - наши земляки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДЕТСКИЙ САД № 72"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Я живу на улице героя»

Воспитатель:

Соболь Е.Б.

Краснодар

2020 г.

Актуальность проекта:

Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее собирать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэтому важно знать историю своего края, чтобы помнить и историю своей страны.

«Что в имени тебе моём?» - спрашивал А.С. Пушкин в своём стихотворении. Сколько имен нам встречается ежедневно! Одногруппники, друзья, близкие, соседи, знакомые и даже прохожие на улице! Все они имеют имена. Часто ли мы задумываемся о смысле названия тех улиц, на которых живём и по которым спешим в садик, на работу, домой… Интересуемся ли, почему они так названы?

Каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания. В Краснодаре немало улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Среди них - наши земляки.

 Проблема проекта: 

В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что  у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания  о родном городе: почему улицы названы именами Героев, какой вклад в Великую Победу внесли Краснодарцы. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией,  а их родители не знают, как правильно рассказывать детям  о родном городе, страданиях людей, великом подвиге победителей в  Великой Отечественной войне.  Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников.

Новизна проекта в том,  что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: формирование у детей нравственно-патриотических чувств и гордости за свою малую Родину; воспитание уважения к подвигу советских и российских воинов, тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной войне; формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции.

Задачи проекта:

Образовательные:

– расширить и углубить знания детей о городе Краснодар, его истории, героях, достопримечательностях, о героическом прошлом наших горожан.

– познакомить с историей улицы имени Братьев Игнатовых;

– познакомить детей с биографией земляков, погибшего во время Великой Отечественной войны, Братьев Игнатовых и о их подвиге;

– расширить представления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны;

 – обогатить словарный запас детей словами: долг перед Родиной, боевой подвиг, фронт, победа, людская память, герой, пионеры-герои.

 – вовлечь родителей в образовательный процесс  для совместной поисково-исследовательской деятельности по изучению истории города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Развивающие:

 – развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

– развивать наблюдательность, познавательную активность детей;

– развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, память мелкую и крупную моторику.

Воспитательные:

– воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к героям – землякам, павшим за нашу Родину;

– воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших;

– вызвать у детей желание быть похожими на сильных и смелых воинов-защитников;

 – воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине – своему городу, улице.

Целесообразность:

- обеспечение соблюдения прав и интересов участников образовательных отношений;

- совершенствовании используемых методов, форм, средств обучения и воспитания;

- приобщение каждого ребенка к основным компонентам человеческой культуры, принятыми в семье и обществе духовно – нравственным и социокультурным ценностям, подготовке дошкольников к жизни в современном обществе.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта:

  • информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);
  • просветительский (знакомятся с историей ВОВ, историей улицы названной им. Братьев Игнатовых)
  • исследовательский (исследуют, знакомятся с участниками ВОВ, биографией Братьев Игнатовых)

Срок реализации: краткосрочный (23.01.2020 – 21.02.2020)

Методы исследования:

1. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением города Краснодара.

2. Проведение образовательной деятельности и бесед, викторин.

3. Тематические прогулки по улицам города Краснодар.

4. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

5. Посещение библиотеки им. Братьев Игнатовых.

6. Просмотр видео: «Биографии Братьев Игнатовых».

7. Просмотр презентации «Улицы города Краснодара, названные в честь героев Великой Отечественной войны»

8. Продуктивные виды в процессе нравственного воспитания:

Выставка рисунков «Наша армия».

Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу».

Тематическая выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Изготовление поделок «Защитники Родины в нашей семье»

Встреча с курсантами Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко.

Изготовление альбома «Улицы названы в честь наших земляков».

Формы работы:

- Экскурсии;

- Образовательная деятельность;

- Викторины;

- Чтение художественной литературы;

- Беседы;

- Художественное творчество.

Планируемые результаты:

Для детей:

– будет увеличен словарный запас детей  следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт;

– на основе конкретных исторических фактов будет развиваться интерес детей к истории родного края;

– дети познакомятся с биографией братьев Игнатовых и их подвигах;

– будут сформированы интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость.

Для родителей:

– активное участие родителей в создании альбома и выставках, проводимых в рамках реализации проекта;

– оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: (23.01.2020- 31.01.2020)

– Подбор литературы, материала по теме

– Опрос детей по проблеме

– Определение целей и задач

– Создание необходимых условий для реализации проекта.

Основной этап:

ФОРМА РАБОТЫ

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Проведение образовательной деятельности детей 5-6 лет на тему: «Достопримечательности города Краснодара»

3.02.2020 г.

Воспитатели

Дети

Познавательная беседа «Улицы города Краснодара, названные в честь героев Великой Отечественной войны»

4.02.2020 – 5.02.2020

Воспитатели

Дети

Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу»

6.02.2020

Дети

Родители

Беседа и просмотр видеоролика им. Братьев Игнатовых, в честь которых названа одна из улиц г. Краснодара

7.02.2020

Воспитатели

Дети

Выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне (чтение и заучивание стихотворений)

10.02.2020

Воспитатели

Дети

Родители

Беседа о Российской армии (о погонах, военных профессиях, родах войск)

11.02.2020

Воспитатели

Дети

Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю

12.02.2020

Воспитатели

Дети

Выставка рисунков «Наша армия»

13.02.2020

Воспитатели

Дети

Музыкальная викторина «Песни великой войны»

14.02.2020

Музыкальный руководитель

Дети

Экскурсия в библиотеку им. Братьев Игнатовых и по улицам города Краснодара

17.02.2020

Воспитатели

Дети

Родители

Музыкальный руководитель

Встреча с курсантами Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко

18.02.2020

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Заключительный этап:

ФОРМА РАБОТЫ

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Презентация  «Улицы города Краснодара,
названные в честь героев
Великой Отечественной войны»

19.02.2020

Воспитатели

Дети

Ознакомление родителей воспитанников (на итоговом собрании группы) с результатами работы над проектом

20.02.2020

Воспитатели

Родители

Музыкальный руководитель

Итоговая презентация проекта на педагогическом совете

21.02.2020

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Продукт проекта:

  1. Выставка рисунков «Наша армия».
  2. Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу».
  3. Тематическая выставка детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.
  4. Встреча с курсантами Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко.
  5. Презентация «Улицы города Краснодара, названные в честь героев Великой Отечественной войны».
  6. Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю.

В реализации проектной деятельности:

В реализации проектной деятельности:

1. У детей сформировано представление о ВОВ.

2. Дети знают: дети имеют представление о улице названной в честь геров-земляков им. Братьев Игнатовых, месторасположение, историю создания, значении для истории; могут рассказать о воевавших в годы ВОВ;

3. Высокий уровень заинтересованности музыкальными произведениями и художественной литературой о ВОВ.

4. У детей сформировалась система знаний о своей Родине, о родном городе.

5. Проявляют уважение к защитникам Отечества-героям ВОВ.

6. На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь.

7. Совершенствовался грамматический строй речи.

8. Совершенствовались навыки словообразования.

У педагогов: в ходе реализации проекта использовались формы и методы работы по патриотическому воспитанию с дошкольниками; систематизирована работа по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями воспитанников; повысили педагогическую компетентность и мотивацию при организации воспитательно - образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

У родителей: заметное повышение уровня патриотического сознания взрослых в ходе реализации проекта и совместной деятельности с детей и педагогами.

Ресурсное обеспечение проектной деятельности

Материально – технические ресурсы, наглядные материалы для реализации проекта

  Демонстрационный материал:

- книги о ВОВ

- иллюстративный материал по теме

- боевые награды

- картинки, плакаты, иллюстраций с изображением города Краснодара и Братьев Игнатовых

  ИКТ технологии:

- презентации по теме проекта

- виртуальные экскурсии  по городу  

- поиск информации совместно с родителями и детьми в сети Интернет по теме проекта

 Техническое оборудование: компьютер, музыкальный центр

Фонотека:    песни  о ВОВ    

Методическое обеспечение:

1. Герои битвы за Кавказ. Цхинвали, 1975. С. 293–296.

2. Егоршин В.А. , «Фельдмаршалы и маршалы» М 1985г. 

3. Зацепина М. Б.  «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010 г.

4. Золотые Звезды Адыгеи. Майкоп, 1980. С. 42–43.

5. Кавалеры ордена Славы трёх степеней. Биограф.словарь. М.: Воениздат, 2000

6. Казаков А. П. , Т. А. Шорыгина  «Детям о Великой  Победе.  Беседы о Второй мировой войне». – М.: 2009 г.

7. Катуков М.Е. На острие главного удара. Изд. 2-е, испр. М., 1976

8. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» - М.: 2004 г.

9. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества»: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.-  М.: ТЦ Сфера,  2006 г.

10. Кубани славные сыны. - Кн. 1. - Краснодар, 1963

11. Кубань в годы ВОВ 1941-1945 рассекреченные документы. Хроника событий. Книга вторая. Часть 1 , 1943 год, Краснодар, 2003 год. 

12. Куцакова Л. В «Конструирование и художественный труд в детском саду». – М.: 2006 г.

13. Мирный И.А.  Имя в истории, история в имени  (Их именами названы улицы Краснодара) -  «Картинформ», Пятигорск, 2004

14. Очерки о кубанцах - Героях Советского Союза и России, книга  4, Краснодар, 1997  год.

15. Павлова Л.Ю.   «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4 – 7 лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2011 г.

16. Танковый ас Дмитрий Лавриненко (Танкомастер, N3, 2002)

17. Татаренко Л.С. Иван Черняховский. Киев, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я живу на улице героя". Просветительно-исследовательский проект.

Просветительно-исследовательный проект "Я живу на улице героя", посвящен празднованию 70-тетия Победы в Великой Отечественной Войне. Работая над этой темой, дети узнают , почему названна улица именем ...

Визитная карточка портфолио "Я живу на улице героя"

В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что  у большинства исследуемых дошкольн...

Педагогический проект "Я живу на улице героя" (М.Раскова)

В проекте отражена информация о М.Расковой и ее подвиге. Презентация наглядно отражает суть проекта, его этапы и формы работ с детьми, родителями и социальными партнерами....

"Я живу на улице героя"

В рамках месячника обороно-массовой и военно-патриотической работы на базе МАДОУ МО г.Краснодар "Центр - детский сад" № 201, моя средняя группа приняла участие в проекте "Я живу на улиц...

Краткосрочный проект «История страны, города отражения в названиях улиц памятников» «Я живу на улице героя» (М. Раскова)

Формирование  у детей нравственно  - патриотических чувств. Познакомить с  историей  своей улицы; познакомить  с биографией М.М. Расковой, рассказать  о ее подвиге...

Познавательно - исследовательский проект "От былых богатырей до героев наших дней"

Фотоматериалы      В феврале, по традиции, наши родители с ребятами-дошкольниками подготовили и провели проект ко Дню защитника Отечества, где дети совместно с родителями соб...

Исследовательский проект «Они помогли победить!» (Животные-Герои ВОВ)

Боевые действия, в каком бы уголке нашей планеты они ни проводились, - это всегда трагедия, причем гораздо большего масштаба, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Кроме десятков, сотен или да...