Визитная карточка портфолио "Я живу на улице героя"
проект (старшая группа) по теме
В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе: почему улицы названы именами Героев, какой вклад в Великую Победу внесли Тамбовчане. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, а их родители не знают, как правильно рассказывать детям о родном городе, страданиях людей, великом подвиге победителей в Великой Отечественной войне. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 30.87 КБ |
portfolio.doc | 76 КБ |
prezentatsiya_proekta_1.pptx | 2.86 МБ |
prezentatsiya_proekta_2.pptx | 2.85 МБ |
prezentatsiya_proekta_-_3.pptx | 2.86 МБ |
viktorina_voennaya_tehnika.pptx | 448.21 КБ |
issledovat.deyat-t.docx | 86.18 КБ |
krossvord.docx | 45.09 КБ |
kons_rod.docx | 12.9 КБ |
stengazeta_dlya_rodit_i_detey.pptx | 1.33 МБ |
soglasie.pdf | 285.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18«Ручеек»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Я живу на улице Героев»
патриотическое воспитание дошкольников инновационными технологиями
Авторский коллектив:
Пинчук Лилия Валентиновна, воспитатель, победитель областного конкурса «Лучший воспитатель Тамбовской области -2015»,
город Тамбов
2015 год
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Я живу на улице Героев» - патриотическое воспитание дошкольников инновационными технологиями |
Разработчик проекта | Пинчук Лилия Валентиновна, воспитатель, победитель областного конкурса «Лучший воспитатель Тамбовской области -2015» |
Направленность и идея проекта | Инновации и традиции в патриотическом воспитании. 70-летию Великой Победы посвящается. |
Цель проекта | Создание эффективных условий для формирования у детей дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны. |
Задачи проекта | 1. Изучить проблемы в теории и практике. 2. Выявить уровень патриотического воспитания дошкольников и их родителей. 3. Расширить и углубить знания детей о городе Тамбове, его истории, героях, достопримечательностях, о героическом прошлом наших горожан. 4. Формировать у детей чувство любви к Родине, приобщая их к родной культуре и традициям через творческую, проектную, познавательно-исследовательскую деятельность. 5. Развивать у детей творческие способности и качества личности, необходимые им для осуществления в дальнейшем учебной деятельности. 6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной поисково-исследовательской деятельности по изучению истории семьи, города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье. 9. Повышение авторитета музейной педагогики в ДОУ. 10. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта. |
Адрес размещения материалов проекта в сети Интернет | http://dsrucheek.68edu.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=26&Itemid=12 |
Сроки реализации проекта | декабрь 2014- май 2015 |
Ожидаемые результаты | У воспитанников будут расширены представления о подвиге советского народа, о защитниках Отечества и героях Великой Отечественной войны, жителей Тамбова и Тамбовской области. Проявятся чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны. Будет сформировано внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь. Дети узнают, почему улицы названы именами героев Великой Победы, на каких улицах Тамбова жили герои-победители. Появится возможность реализовать творческие способности. Будут приобщены родители к воспитанию культурных и исторических ценностей у детей. Предполагается обобщение и распространение положительного опыта по решению данной проблемы среди других ДОУ города. |
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение к подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Людская память вечно помнит милых
Отцов, дедов, любимых сыновей.
Забыть она солдат войны не в силах,
Что жизнь отдали Родине своей.
70 лет - это много или мало? Если оглянуться на отдельного человека - целая жизнь…Если окинуть взором страну - маленькая страница истории… 70 лет отделяют нас от того памятного дня в истории нашей Родины, когда ВЕЛИКИЙ НАРОД одержал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ.
Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто сражался за светлое будущее своей Отчизны, за достойную жизнь своих детей и внуков на фронте, и тех, кто в годы войны трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас, мы хотим сохранить их мемуары - свидетельства о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись.
Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города Тамбова во время Великой Отечественной войны, о ее героях.
Проблема: В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе: почему улицы названы именами Героев, какой вклад в Великую Победу внесли Тамбовчане. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, а их родители не знают, как правильно рассказывать детям о родном городе, страданиях людей, великом подвиге победителей в Великой Отечественной войне. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников.
Актуальность проекта:
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»)
Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Знакомство с родным городом, улицами, героями, которые жили на этих улицах, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Новизна проекта.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. На основе поисково-исследовательской деятельности развивается желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города Тамбова во время Великой Отечественной войны, как хранится память о Героях Великой Победы.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние, проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Включение музейной педагогики в воспитательно - образовательный процесс.
Использование ИКТ-технологий для создания авторских мультимедийных презентаций, организации виртуальных экскурсий, консультаций для родителей и педагогов на сайте ДОУ и сети Интернет.
Это позволяет осуществить открытость образовательного пространства, обновить формы партнерских отношений с родителями воспитанников.
На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Цель проекта: Создание эффективных условий для формирования у детей дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Изучить проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень патриотического воспитания дошкольников и их родителей.
3 Расширить и углубить знания детей о городе Тамбове, его истории, героях, достопримечательностях, о героическом прошлом наших горожан.
4. Формировать у детей чувство любви к Родине, приобщая их к родной культуре и традициям через творческую, проектную, познавательно-исследовательскую деятельность.
5. Развивать у детей творческие способности и качества личности, необходимые им для осуществления в дальнейшем учебной деятельности.
6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
9. Повышение авторитета музейной педагогики в ДОУ.
10. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.
Целесообразность:
- обеспечение соблюдения прав и интересов участников образовательных отношений;
- совершенствовании используемых методов, форм, средств обучения и воспитания;
- приобщение каждого ребенка к основным компонентам человеческой культуры, принятыми в семье и обществе духовно – нравственным и социокультурным ценностям, подготовке дошкольников к жизни в современном обществе.
Значимость:
- формирование не только патриотических чувств, но и интеллектуальных, эстетических, социальных и личностных качеств, ответственности, инициативности воспитанников в целом;
- доступность применению во всех дошкольных образовательных учреждениях;
- способствует проявлению активности родителей в совместных мероприятиях, обогащается их опыт по приобщению дошкольников к семейным ценностям и традициям.
Ресурсное обеспечение проектной деятельности:
Наименование ресурсов | Наличие ресурсов |
Кадровые ресурсы | Коллектив педагогов, владеющих навыком музейной педагогики, проектной деятельности, обладающих достаточной квалификацией. |
Информационные ресурсы | Доступ к ресурсам Интернет. Опыт педагогов, использующих ИКТ-технологии. музейную педагогику и проектную деятельность http://steshka.ru/kartinki-i-kartochki-voennoj-tehniki-rossii-dlya-detey |
Материально-технические ресурсы | - Музей МБДОУ «Живая память о былом»; - уголки в группах; -атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - мультимедиа, проекторы; - библиотека методического кабинета ДОУ. |
Методическая литература | Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33. |
Помощь родителей | - изготовление костюмов и атрибутов; - подборка игрушек, художественной литературы; - оформление фотовыставки; - подготовка совместных работ для выставки “Весна Победы”. |
Принципы реализации проекта:
Проект реализуется на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
- интеграции различных видов детской деятельности;
- последовательности (от простого к сложному);
- дифференциации;
- принцип гуманизации;
- принцип наглядности;
- гуманно-творческой направленности;
- принцип интегративности.
Педагогические технологии
Успех в реализации целей и задач проекта предполагает активное участие родителей и дошкольников в поисково-исследовательской деятельности, в работе музея. Вся наша деятельность строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метода проектов;
- творческого исследования;
- игровых технологий;
- образовательных путешествий и встреч;
- здоровьесберегающих технологий;
- ИКТ-технологий.
Основное содержание проекта
№ | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1. | Подготовительный этап | Изучение литературы по тематике проекта, Анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определение направлений образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть в ходе реализации проекта и ожидаемых социально-значимых результатов. составление плана мероприятий по реализации проекта, заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями социума, публичное обсуждение проекта с общественностью | декабрь 2014-январь 2015. | 1. Создание инициативной группы 2. Разработка проекта «Я живу на улице Героев» 3. Составление плана мероприятий по реализации проекта. 5. Заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями социума. 6.Привлечение родителей к разработке и реализации проекта |
2. | Практи-ческий этап | Совместная деятельность участников образовательного процесса, развитие патриотических чувств, способностей к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и условий организации образовательной среды в ДОУ и семье. | февраль – май 2015. | 1. Создание условий для патриотического воспитания
|
3. | Подведение итогов | Проведение праздничных мероприятий, анализ эффективности и целесообразности использования метода проектов в работе по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста; дальнейшее совершенствование педагогического процесса в направлении патриотического воспитания. Мониторинг воспитанников по патриотическому воспитанию Обобщение опыта работы по реализации проекта на школьном и муниципальном уровнях. Публикация материалов в СМИ | май 2015г. | Диаграмма сформированности гражданско-патриотических качеств личности |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка портфолио педагогического проекта
«Я живу на улице Героев»
Автор(ы) проекта | |||
Фамилия, имя, отчество | Пинчук Лилия Валентиновна | ||
Город, район | г. Тамбов | ||
Наименование образовательной организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Ручеек» | ||
Описание проекта | |||
Педагогическая проблема проекта | В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе: почему улицы названы именами Героев, какой вклад в Великую Победу внесли Тамбовчане. Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, а их родители не знают, как правильно рассказывать детям о родном городе, страданиях людей, великом подвиге победителей в Великой Отечественной войне. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. |
| |
Предлагаемый способ решения проблемы | Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. | ||
Целевая аудитория | Педагоги-дошкольники-родители (законные представители) | ||
Приблизительная продолжительность реализации проекта | 6 месяцев | ||
Цель проекта | |||
Создание эффективных условий для формирования у детей дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны. | |||
Задачи проекта | |||
1. Изучить проблемы в теории и практике. 2. Выявить уровень патриотического воспитания дошкольников и их родителей. 3. Расширить и углубить знания детей о городе Тамбове, его истории, героях, достопримечательностях, о героическом прошлом наших горожан. 4. Формировать у детей чувство любви к Родине, приобщая их к родной культуре и традициям через творческую, проектную, познавательно-исследовательскую деятельность. 5. Развивать у детей творческие способности и качества личности, необходимые им для осуществления в дальнейшем учебной деятельности. 6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье. 9. Повышение авторитета музейной педагогики в ДОУ. 10. Определение уровня эффективности проделанной работы. Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта. | |||
Планируемые образовательные результаты | Диагностический инструментарий | ||
- повышение нравственного уровня воспитанников; - расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города; - развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности; - преобразование предметно-игровой среды группы; - организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм; - укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания; - проявление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, людям, которые здесь живут и работают; - ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье. | - Блиц-опрос (диагностика) «Формирование знаний детей о Великой Отечественной войне» - Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о Родном городе у детей 5-6 лет.
| ||
Возможные риски | Способы их преодоления | ||
Отсутствие желания у родителей участвовать в проекте. - Недостаточная материально-техническая база | - Заинтересовать родителей совместной проектной деятельностью. - Создание авторских разработок (презентации, игры и др.). - привлечение к проекту общественности. | ||
Ресурсы и методические материалы, необходимые для проекта | |||
Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33. |
План реализации проекта
| Ответственные | Сроки выполнения |
Изучение литературы по тематике проекта, Анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определение направлений образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть в ходе реализации проекта и ожидаемых социально-значимых результатов. Составление плана мероприятий по реализации проекта, заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями социума, публичное обсуждение проекта с общественностью | Декабрь 2014-январь 2015 | |
Основной этап | ||
Совместная деятельность участников образовательного процесса, развитие патриотических чувств, способностей к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и условий организации образовательной среды в ДОУ и семье. | Февраль – май 2015. | |
Заключительный этап | ||
Проведение праздничных мероприятий, анализ эффективности и целесообразности использования метода проектов в работе по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста; дальнейшее совершенствование педагогического процесса в направлении патриотического воспитания; распространение положительного опыта среди педагогов ДОУ, города | Май 2015г |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идея проекта 70 лет - это много или мало? Если оглянуться на отдельного человека - целая жизнь… Если окинуть взором страну - маленькая страница истории… 70 лет отделяют нас от того памятного дня в истории нашей Родины, когда ВЕЛИКИЙ НАРОД одержал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ . Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны, о ее героях. Людская память вечно помнит милых Отцов, дедов, любимых сыновей. Забыть она солдат войны не в силах, Что жизнь отдали Родине своей.
Нельзя быть патриотом, не зная, как любили и берегли Родину наши предки. Знают ли наши дети, за что их прадедушки и прабабушки получили медали? Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Мы педагоги хотим, чтобы наши воспитанники гордились этим и стараемся помочь им стать преемниками памяти отцов и дедов, развивать в них человеколюбие, отзывчивость к бедам и проблемам других, пополнить багаж знаний детей о героях нашего города и страны.
Одной из основных задач ФГОС ДО является : «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ . Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе , а , следовательно , полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. (« Концепция патриотического воспитания граждан РФ ») Патриотизм и патриотическое воспитание
Паспорт проекта
ПРОБЛЕМА В современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Проведенный опрос показал, что у большинства исследуемых дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, какой вклад в Великую Победу внесли Тамбовчане . Дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, а их родители не знают, как правильно рассказывать детям о родном городе, войне и героях Великой Отечественной войны. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями об истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы.
Актуальность Знакомство с родным городом, улицами, героями, которые жили на этих улицах, формирует у детей чувства восхищения, гордости и любви к родному краю, помогает создавать условия для развития гражданских чувств. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Новизна проекта Использование технологии проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние, проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе. Включение музейной педагогики в воспитательно - образовательный процесс является эффективным средством формирования первоначального понятия «история» через историю родного города . Использование ИКТ-технологий для создания авторских мультимедийных презентаций, организации виртуальных экскурсий, консультаций для родителей и педагогов на сайте ДОУ и сети Интернет позволяет осуществить открытость образовательного пространства, обновить формы партнерских отношений с родителями воспитанников.
Задачи
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ гражданственности и патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны через организацию проектной деятельности. Задачи: - познакомить детей с улицами, названными в честь земляков-героев; - познакомить детей с различными источниками нахождения информации. - развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания; - создать предметное пространство для организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках тематики проекта. - воспитывать у детей любовь и уважение к героям Великой Отечественной войны; - воспитывать у дошкольников чувства гордости и сопричастности к подвигу страны через поддержание интереса к истории своего города; - обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.
С воспитанниками С родителями С педагогами Этические беседы. Составление рассказа из личного опыта. Тематические проекты. Сюжетно – ролевые игры. Дидактические игры. Игры – драматизации. Творческое рассказывание по мнемотаблицам . Решение проблемных задач. Развлечения, праздники. Детское творчество. Целевые прогулки. Познавательные вечера. Чтение художественной литературы. Патриотические акции. Выставки детского творчества. Совместный поиск информации, нахождение различных способов решения проблемы в различных информационных источниках. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, обогащение предметно – пространственной развивающей среды. Привлечение родителей к участию и организации совместных мероприятий. Родительский всеобуч: консультации для родителей, Презентация семейных, индивидуальных проектов. Участив в выставках семейного творчества. Выпуск газет. Создание альбомов. Консультации. Совет педагогов. Педагогические сообщества. Семинар-практикум Образовательные отношения :
Прогнозируемый результат - повышение нравственного уровня воспитанников; - расширение кругозора детей, их интереса к истории родного города; - развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности; - преобразование предметно-игровой среды группы; - организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм; - укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания; - проявление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, людям, которые здесь живут и работают; - ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
Целевые группы проекта
Этапы проекта
Этапы проекта
Условия успешной реализации проекта
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы
Организационно-подготовительный этап ( 2 недели )
РОДИТЕЛИ Заинтересовать родителей проектом. Дать представление родителям о том, как можно участвовать в проекте. Нацелить родителей на совместную творческую деятельность с детьми. Консультация «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, чувства гордости за свою Родину и свой народ, через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны». Дети Беседа «Что такое война и что такое День Победы». Рассматривание иллюстраций и фотографий о Великой Отечественной войне. Выявление субъектного опыта: Что мы знаем ? Что мы хотим узнать? Где найдём информацию ? Что мы можем изготовить в конце , когда так много узнаем, чтобы не забыть?
Основной этап Провели познавательные занятия и беседы : - «Вечный огонь »; - «Воин-освободитель »; - « Его именем Тамбов и Сталинград назвали улицу ( о генерале Глазкове)»; - «Защитники Родины ». - «Никто не забыт, ничто не забыто »; - « Героические подвиги жителей Тамбова в годы войны »;
Были разработаны экскурсии, беседы, схемы, викторины, игры, кроссворды, стенгазеты для родителей и детей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Повышение качества воспитательно -образовательного процесса. Усвоение алгоритма создания проекта. Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок; Тесное общение детей, родителей и людей старшего возраста. Осознание значимости исторических событий. Гордость за свой народ, за свою семью. Осуществление связи поколений. Включение в исследовательскую деятельность родителей. Опыт работы свидетельствует о реалистичности проекта и возможности его использования в ДОУ. Дети приобщены к поисково-исследовательской деятельности, у них развиты проектные умения и навыки, активизирована познавательная деятельность. У детей сформировано чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине. Они узнали, что на их улице жили Великие люди, которыми мы гордимся.
Оформление стендовой информации «Эхо прошедшей войны »; Совместные праздники; Выпуск буклетов, листовок «След войны в моем доме »; Посмотр презентаций и альбомов о Героях Великой Победы, живших на нашей улице и тех, кто не вернулся с войны. Выставки художественно-прикладного творчества «Войне мы скажем – НЕТ !» Выпуск газеты «Этот день мы приближали, как могли» Привлечение родителей к организации книжной выставки произведений о войне для детей. Спортивные праздник и досуг на военную тематику: « Аты - баты, мы солдаты!», «Юные защитники России».
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства, привлекать родителей и общественные организации к участию в воспитании маленьких патриотов большой Страны. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Игушенцева А . Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13. Комарова Т . Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8. Комратова Н . О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10. Казакова Н.В . Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36. Комратова Н . О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19. Пряхина С.А . Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29. Соболева И . Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54. Татаринкова Л.Ю . Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. Татаринкова Л.Ю . Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ от 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384. Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. М., 1987. Жариков А.Д . Растите детей патриотами. М., 1980. Список используемой литературы:
http://nsportal.ru/ www . maam . ru Дошколёнок.ру http://www.obruch.ru/ http://www.dovosp.ru/ http://doshkolnik.ru/scenary.php http://allforchildren.ru/ http://detsadclub.ru/ Информационные ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гусеницы две ползут Башню с пушкою везут. (Танк) Ползёт черепаха — Стальная рубаха, Враг — в овраг, И она, где враг. (Танк) Под огнём, под пулями напрямик Всю войну прошел наш ... (Броневик)
На горе-горушке Стоят старушки, Если охнут, Люди оглохнут. (Пушки) Имя девичье носила И врага огнём косила, Вражьи замыслы поруша , Легендарная ... («Катюша»)
Смело в небе проплывает Обгоняя птиц полет Человек им управляет Что такое? (Самолет) Без разгона ввысь взлетаю, Стрекозу напоминаю Отправляется в полет Наш Российский … (Вертолет)
Предварительный просмотр:
Структура исследовательской деятельности дошкольников
Критерии уровня сформированности исследовательской деятельности у дошкольников
Уровни | Отношение к исследовательской деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
Диагностика уровня развития любознательности (познавательной активности)
Методика «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой
Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Ход проведения: Ребёнку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это?».
Качественный и количественный анализ вопросов:
Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»:
- общее количество вопросов;
- ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы («Это кукла? Это машина? Медведь? И т.д.);
- типы вопросов (прямые, абсурдные, логические).
Литература:
Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина.-М.:Педагогика,1991.
Диагностическая методика «Выбор деятельности»
кандидат педагогических наук Л.Н. Прохорова
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- – игровая;
- – чтение книг;
- – изобразительная;
- – детское экспериментирование;
- – труд в уголке природы;
- – конструирование из разных материалов
Ребёнку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй -2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Программа «Управление процессом внедрения проектной деятельности в дошкольном учреждении»
Цель программы — развитие проектной культуры в образовательном процессе детского сада.
Задачи:
- Развитие у педагогов навыков планирования деятельности (четкого формулирования цели, определения основных шагов по постижению поставленной цели, сроков и средств).
- Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование) участников образовательного процесса
- Развитие экспертно-аналитических умений воспитателей (креативность и критическое мышление).
- Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).
- Формирование позитивного отношения педагогов к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы и соответствии с установленным планом и графиком).
В программе детально раскрыты основные этапы работы в течение 4 лет: концептуальный;
исходно-диагностический; организационно-методический; технологический (формирующий); практический; катамнестический (обобщающий); итогово-диагностический.
Модель процессуального и содержательного обеспечения проектной деятельности
Обоснование модели процессуального и содержательного обеспечения проектной деятельности
Особенностью предлагаемой нами модели является сопровождение проектной деятельности, организация процесса и содержание проектирования дошкольников.
Под сопровождением мы понимаем совокупность последовательный действий, направленных на создание условий для стимуляции проектной деятельности. Мы рассматриваем сопровождение как компонент развития проектной деятельности.
Основой модели является организация исследовательской деятельности с участием детей, педагогов и родителей. Центральное звено процессуального обеспечения модели - межвозрастное игровое взаимодействие и сотрудничество. На наш взгляд, это наиболее эффективный путь для стимуляции и обогащения исследовательского опыта дошкольников, - путь, который учитывает закономерности развития детей этого возраста и отвечает их потребностям. Межвозрастное игровое взаимодействие и сотрудничество при реализации проектов происходит между детьми младшего и старшего дошкольного возраста, с взрослыми.
Вторым обязательным компонентом процессуального обеспечения является самостоятельная проектная деятельность детей. Она способствует развитию социально значимых черт личности, лидерских качеств и обеспечивает каждому ребенку возможность двигаться с той интенсивностью, которая отвечает его индивидуальным потребностям.
Фундаментом модели и основой ее реализации являются условия развития проектирования. Первое условие – организация соответствующей предметно-развивающей среды - основывается на специфическом механизме проектов дошкольников: их исследования обуславливаются воспринимаемыми ими объектами, которые либо привлекают внимание, заинтересовывают, либо отталкивают его. Кроме того, под средой понимается и социальное окружение ребенка. Следующим условием является опора на традиционные и новые дидактические принципы обучения, без чего невозможно добиться развивающего эффекта проектов. Наконец, третьим, не менее значимым условием является профессиональная компетентность педагога, его владение формами, методами, средствами реализации содержательного и процессуального обеспечения
Предварительный просмотр:
Кроссворд №1 День Победы
1. День Победы - светлый праздник,
Я ему так рад,
Потому что вместе с дедом
Еду на …!
Я хочу в строю военном
Вместе с ним пройти,
Знамя красное Победы
Вместе с ним нести!
5. Пусть мой деда твёрдо знает -
Буду я в строю,
Защищать, как он, смогу я
… свою!
- Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые…
2. Спасибо Вам,
Ваш … вечен,
Пока жива моя страна,
Вы в душах наших,
В нашем сердце,
4. … не забудем, Никогда!
Предварительный просмотр:
Детям о Великой Отечественной войне.
- Расскажите детям, что ежегодно 9 мая мы отмечаем замечательный праздник – День Победы. Все помнят эту дату и торжественно её отмечают.
- Пять долгих лет длилась война. Каждый её день был подвигом. Очень много людей погибло в то время. Вспомните, есть ли среди ваших знакомых ветераны войны (родные, близкие, соседи). Расскажите о них детям. Подумайте, как можно с ними встретиться, чтобы они сами рассказали вашему ребёнку о тех годах. Какие слова благодарности можно им сказать?
- Есть много материалов, посвященных Великой Победе. Там можно найти воспоминания взрослых, которые в то время были детьми. Прочитайте сами и расскажите о них ребятам. Сравните жизнь детей в то время и сейчас.
- Подберите рассказы, стихи о войне. Прочитайте их детям. Побеседуйте по их содержанию.
- Расскажите детям про героев войны, чьими именами названы улицы города.
- Побеседуйте с детьми о памятниках героям Великой Отечественной войны, которые находятся в городе.
- Рассмотрите с детьми открытки, фотографии, альбомы, книги, посвященные теме Великой Отечественной войны.
- Идя по улицам нашего города, находясь в магазине или другом здании, обращайте внимание детей на празднично украшенные витрины, плакаты, объясняйте ребёнку их смысл.
- Примите участие в празднике «День Победы» вместе с вашим ребёнком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22 июня 1941 год Ленинская площадь Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали . 9 мая, вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов . Прошло 70 лет. 9 мая 1945 года в Тамбове
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я живу на улице героя". Просветительно-исследовательский проект.
Просветительно-исследовательный проект "Я живу на улице героя", посвящен празднованию 70-тетия Победы в Великой Отечественной Войне. Работая над этой темой, дети узнают , почему названна улица именем ...
Педагогический проект "Я живу на улице героя" (М.Раскова)
В проекте отражена информация о М.Расковой и ее подвиге. Презентация наглядно отражает суть проекта, его этапы и формы работ с детьми, родителями и социальными партнерами....
"Я живу на улице героя"
В рамках месячника обороно-массовой и военно-патриотической работы на базе МАДОУ МО г.Краснодар "Центр - детский сад" № 201, моя средняя группа приняла участие в проекте "Я живу на улиц...
Технологическая карта НОД«Рыбинск-город в котором я живу . Улица героев Братьев Орловых»
конспект для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет...
Краткосрочный проект «История страны, города отражения в названиях улиц памятников» «Я живу на улице героя» (М. Раскова)
Формирование у детей нравственно - патриотических чувств. Познакомить с историей своей улицы; познакомить с биографией М.М. Расковой, рассказать о ее подвиге...
Исследовательский проект «Я живу на улице героя»
Меняются поколения людей, вместе с ними уходит история улиц, деревень, городов, чтобы сохранить историю мы должны ее собирать. История страны складывается из истории отдельных городов и поселков, поэт...