Выступление на педсовете тема "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"
материал ( группа) на тему
Выступление на педсовете по теме: "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Выступление на педсовете
по теме:
«Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства»
Мугдасимова
Эльвина Рафимовна, воспитатель
март, 2016 г.
«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»
В.А.Сухомлинский.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка радостное ощущение и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы. Произведения искусства развивают у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления. Картины, главным образом, применяются для уточнения действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. Наблюдение окружающей действительности часто бывает кратковременным, поэтому применение картины позволяет не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения. Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть черты прекрасного в лицах людей. Живопись по праву считается одним из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи, как художественное средство, играет цвет, позволяющий дать наиболее полное, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира, человеческих отношений. Различными изобразительными материалами и с помощью разнообразных художественных средств (композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. п.) художники передают свои чувства, своё отношение к человеческим ценностям. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того чтобы понять особенности образов.
Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира.
Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография театр и т.д.
Основными видами являются:
- Графика (работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
- Живопись (работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости)
- Скульптура (работа, выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
- Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
- Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать
Основные направления работы по приобщению детей к миру искусства.
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
• -народная игрушка (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, народные игрушки, Богородская резная игрушка. | -книжная графика (Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачев, В. Г. Сутеев, Е. И. Чарушин, В.В.Лебедев) -язык изобразительного искусства (цвет, форма)
| -графика (книжная графика, цветная графика) -язык изобразительного искусства (цвет, линия, форма, фактура, свет, ритм, тень) -народное искусство (городецкая роспись, гжельская керамика, хохломская роспись) -жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр) -архитектура -скульптура (садово-парковая скульптура, станковая, монументальная, рельеф) -графика | -графика (книжная, плакатная) -язык изобразительного искусства (цвет, ритм, свет, тень, форма, пропорции, позы, движения, характерные детали) -народное искусство (Жостовская, гжельская, хохломская, мезенская роспись), керамические изделия, народные игрушки -жанры живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр) -архитектура -скульптура (станковая, монументальная, рельеф) -народное искусство (бисероплетение чуваш, Жостовские подносы, и др.) |
Задачи по ознакомлению дошкольников с разными видами изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура):
1. Содержательная задача — обучение детей умению понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т. д.):
- о чём рассказал художник (скульптор);
- что хотел выразить в своем произведении.
2. Изобразительно-выразительная задача — формировать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать:
- как художник изобразил действие лиц;
- как выразил замысел;
- как раскрыл содержание произведения.
3. Эмоционально-личностная задача — формирование умений давать эстетическую оценку произведению:
- какое отношение самого художника к замыслу;
- что вам понравилось в картине;
- что вас в ней заинтересовало; какое она передаёт настроение.
4. Воспитательная задача — формирование у дошкольников устойчивого интереса к образцам отечественного и мирового искусства:
- нравственно-эстетическое качество;
- познавательный интерес;
- эмоциональное отношение к содержанию произведения.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, художественно-эстетическая предметно-пространственная среда, организация художественно-творческих способностей.
Знакомство детей с изобразительным искусством начинается с рассматривания произведений графики и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В. Лебедевым, Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Канашевичем, И.Билибиным, Т.Мавриной, современными художниками-иллюстраторами Г.Скотиной, Т.Грудининой, М.Рудаченко, Т.Нехотиной по произведениям малого устного фольклора. Заслуженный художник РФ Л. Токмаков писал: «… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих. А детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка». Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Они помогают малышу понять содержание сказки, потешки, лучше представить себе героев, их внешность, характеры. Книжной графике принадлежит значительное место в эстетическом развитии детей. Образы героев сказок, песенок, потешек вызывают у них эмоциональный отклик. У детей развивается воображение, память. К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Так как картинка, созданная воображением самого ребенка, играет не меньшую роль в развитии речи. В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими к цвету, форме. Их начинают интересовать изобразительные средства, которые использует художник. Ясность, простота, выразительность — критерии, которыми можно руководствоваться при отборе иллюстраций для детей. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо постоянно рассматривать книжные иллюстрации, но собственное восприятие ребенка весьма поверхностно. Дети спешат перечислить изображенные предметы и мало обращают внимание на их взаимосвязи. С детьми, рассматривая книжные иллюстрации необходимо приобщать к неторопливому восприятию рисунка, «прочтение» которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание сегодня, завтра и позже вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации. Наблюдения за поведением детей младшего дошкольного возраста показали, что не все произведения изобразительного искусства воспринимаются ими одинаково. Радость, восторг вызывают те работы, в которых отношение художника к изображаемой действительности понятно и созвучно детям.
Формирует эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.
Кроме книжной графики ещё есть вид искусства –графика, с которым знакомят детей в старшей группе.
Графи́ка (др.-греч. γρᾰφικός — письменный, от др.-греч. γράφω — записывать, писать) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два цвета.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
Виды живописи:
К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.
Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска).
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.
Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, и других подобных материалах.
Знакомим детей живописью и профессией художника в средней группе. Знакомим детей с понятием о живопись, как о виде искусства.
Рассказываем о технике исполнения живописи: масляная, акварельная, пастельная. Знакомим с жанром пейзажа на примере произведений И.И. Шишкина «Золотая осень». Даем представления о технике живописи: украшает интерьер зданий, воздействует на мысли и чувства зрителей. Учим различать и называть цвет и его оттенок (красный – тёмно-красный, жёлтый- тёмно-жёлтый, зелёный-тёмно-зелёный. Развиваем связную речь, обогащаем словарь детей: пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, масляные краски, пастель. Формируем эстетическое отношение к живописи.
Также даем первоначальное понятие портрета как жанра живописи. Учим рассматривать портрет. Формируем представления о содержании портрета (о чем художник может рассказать в портрете). В старшей группе знакомим с произведениями живописи И.Шишкина, И.Левитана, В.Серова, П.Кончаловского и др. с изображениями родной природы в картинах художников. В подготовительной группе расширяем знания детей об изобразительном искусстве, развиваем художественное восприятие через произведение живописи И.Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И.Левитана «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»; А.Саврасова «Грачи прилетели»; А. Пластова «Полдень», «Летом», «Сенокос»; В.Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иванушка-Цареевич на сером волке» и др.
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова - искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.
В младшем возрасте знакомим дошкольников с малой формой скульптуры- это народные, глиняные игрушки. В раннем возрасте обращаем внимание детей на характер игрушек (весёлая, забавная и т.д.), на их форму, цветовое оформление. В средней группе знакомим детей с такими понятиями, как скульптура, объёмное изображение, монументальная, станковая. Знакомство со скульптурой малых форм. Учим детей различать плоскостное и объёмное изображение предметов. В старших группах обогащаем представления о скульптуре.
Виды скульптуры:
- круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;
- рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из нег
В зависимости от предназначения скульптура делится:
- монументальная скульптура (памятники, монументы) , связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;
- монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
- станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния.
Способ получения скульптуры зависит от материала:
- пластика - наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
- ваяние - отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
- отливка - произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы)
Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.
Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны. В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).
Знакомим детей с архитектурой современного строения со среднего возраста. Знакомим детей профессией архитектора. Развиваем эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, творчества и фантазию). Воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны.
При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:
- Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.
- Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.
- Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.
- Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр. - Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).
- Выделить узорность оград домов, мостов.
- Знакомить садово–парковой архитектурой.
- Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).
- Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.
Все работы производятся в двух направлениях:
1. Знакомство с архитектурой:
- Экскурсии, прогулки по улицам города, посёлка. Цель: рассмотреть здания разного назначения.
- Рассмотреть здания на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах и т. д. Цель: показать разнообразие архитектурных стилей в городе.
- Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий. Цель: показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений. Определить элементы сказочности
- Использование художественного слова, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.
- Рассказ воспитателя.
- Вопросы.
- Слушание музыки для создания определенного образа здания.
2. Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках, аппликациях.
В каждом детском саду содержание работ будет различным и это зависит от впечатлений детей, от того, какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес. Воспитателю необходимо изучить архитектурные особенности зданий, домов своего города, района, улицы. Чтобы выбрать наиболее интересные объекты, которые были бы доступны для изображения их детьми дошкольного возраста.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Знакомим дошкольников с данным видом искусства с раннего возраста. Расширяем знания детей по данному виду искусства до конца подготовительной группы. Тем самым воспитываем у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
В процессе приобщения детей к различным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняется знания об окружающем мире: общественные явления, природу, людей и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, потому что ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.
Литература:
1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. — 112 с.
2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 128 с. 3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.
4. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 160 с. 5.Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
6.Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 315 с.: илл. 7.
7. Ознакомление дошкольников с архитектурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.
8.Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
9.Ознакомление дошкольников со скульптурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с.
10.Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: Сфера, 2011. — 128 с.
11. Леонтьева Ж. А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 46-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-222112-1363363068.jpg)
Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-472495-1408981483.jpg)
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-472495-1408981483.jpg)
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-522543-1415896495.jpg)
Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР
В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896482-1487509006.jpg)
Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-592968-1424086940.jpg)
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства.2020
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства. 2020...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/17/picture-798477-1466185998.jpg)
Презентация из опыта работы. Педагогический проект "Система работы по формированию математических представлений у дошкольников"
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.М. В. Ломоносов....