Развитие творческого потенциала детей в сюжетно-ролевой игре
консультация (средняя группа) на тему
Сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_detey_v_syuzhetno-rolevoy_igre.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала детей в сюжетно-ролевой игре.
Развитие творческого потенциала в игровой деятельности - актуальная проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Дошкольный возраст многие определяют, как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты. Л. С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.
Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Игра - понятие многообразное. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и восемь чудес света. Игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. В наше время столько разнообразных игр, которые увлекательны и любимы. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: летчики, дочки- матери, пожарники, в больницу, в школу, в библиотеку. Психологи установили, что у 80 % детей самыми любимыми и интересными играми считаются творческие.
Без умелого руководства взрослых дети могут задержаться на одном уровне игры. Однако опыт показывает, что на пятом и даже на четвёртом году жизни можно научить ребенка выбирать игру, ставить цели и распределять роли. Дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры. Для того, чтобы воспитать детей в игре, надо знать некоторые условия: отвести играм достаточно времени, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.
Развитие творческого потенциала в игре подтверждается тем, что, играя, ребенок не просто копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но педагоги помнят, что ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры. Поэтому воспитатели не просто наблюдают за детской игрой, а управляют её развитием, обогащают её, включают в игру творческие элементы. В младших группах игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет, пользоваться предметами-заместителями. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком хлеба; несколько стульев дают возможность изобразить дом, палатку, поезд и т.д. Это зависит от опыта ребенка и его воображения.
Педагоги должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В средней группе начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Воспитателям необходимо знать, как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играют в одни и те же «дочки-матери» или семью, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты, принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала научиться проявлять в игре свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые воспитатели могут использовать для развития воображения детей. В своей работе можно использовать следующие приёмы: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки, сочинение новой сказки вместе с детьми.
Сюжетно-ролевая игра строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников; мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.
Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.
Творчество вплетено в игровую деятельность. Причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).
Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации.
Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект:
Альма Матер, 2005. - 702 с.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой
личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60с.
3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском
саду). - Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.
4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -
1982.-№11.-С. 32-38.
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-
хологии. - 1990. - №4. - С. 5-9.
6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.:
Союз, 1997. -92с.
7 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. -
Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.
8. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси-
хологии. - 1993. - №2. - С. 54-58.
9. Кудрявцев В., Синельников В. Ребѐнок - дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 9. -
С. 52-59.
10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребѐнок - дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 10.
-С. 62-67.
11. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
12. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 125 с.
13. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. -. 256 с.
14. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До-
школьное воспитание. - 2006. - №5. - С. 21-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...
Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
В условиях современной жизни приоритетом образования является личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и ребенком. Окружающий ребенка мир становится год от года все сложнее и разнообра...
Авторская музыкально-дидактическая игра по развитию творческого потенциала детей 5-7 лет "Озвучь героя мультфильма"
Все дети любят смотреть мультфильмы. Применение данной музыкально-дидактической игры вызывает у детей большой эмоциональный отклик на просмотренные видеофайлы и услышанную музыку. Данная игра способст...
Консультация для воспитателей "Развитие творческого потенциала дошкольника в сюжетно-ролевых играх"
Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из раз...
Консультация для педагогов «Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых играх»
Цель: рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей в современной дошкольной педагогике, посредством сюжетно-ролевых игр....
Общее родительское собрание "Развитие творческого потенциала детей в художественно-творческих видах деятельности"
Родительское собрание тематическое, не только дает рекомендации, но и показывает итоги работы в данном направлении....
Сценарий музыкально - театральной постановки "Как Снеговики солнце искали" Музыкально - дидактические игры как средство развития творческого потенциала детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 3 города Данкова Липецкой области Музыкально - дидактические игры ...