Консультация для педагогов «Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых играх»
консультация (старшая группа)
Цель: рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей в современной дошкольной педагогике, посредством сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_razvitie_fantazii_i_tvorchestva_detey_v_sri.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида №51»
Консультация для педагогов
«Развитие фантазии и творческого потенциала детей в сюжетно-ролевых играх»
Составила: Уфимцева Лилиана Юрьевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
Хотьково, 2018
Корни детского творчества – в игре, а игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. В процессе игры ребенок не только показывает свои эмоции, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит всестороннее развитие ребенка дошкольника (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.). Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка. Особое место среди игр занимают сюжетно-ролевые игры. Изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. Необходимость использования сюжетно-ролевых игр как средства развития творческих способностей дошкольников определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в процессе обучения. 2. Учет возрастных психофизических особенностей дошкольников, которые напрямую связаны с недостаточной усидчивостью и невнимательностью, непроизвольным развитием памяти, преобладанием 3 наглядно-образного мышления, успешно формируются в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. 3. Создание педагогом атмосферы, побуждающей к творчеству, максимально положительные подкрепления действий ребенка, сохранение педагогом ровной доброжелательной интонации успешней реализуются в игровой деятельности.
Проблема творчества в сюжетно-ролевой игре рассмотрена во многих педагогических трудах таких авторов как Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие, но в современное время требуется дальнейшее изучение вопроса об особенностях педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в целях развития творческих способностей. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие, обращая внимание на то, что в дошкольном учреждении сюжетно-ролевая игра либо не контролируется, либо имеет временные рамки.
Развитию творческих способностей у детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни, В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Именно сюжетно-ролевая игра - одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка. Как известно, сюжетно-ролевые игры пользуются у детей большим интересом. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется в наблюдательности, в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих способностей детей.
Отличительной особенностью сюжетно ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, которые последовательно сменяют друг друга:
- ознакомительная игра;
- отобразительная игра;
- сюжетно-отобразительная игра, - сюжетно-ролевая игра;
- игра-драматизация.
Сюжетно-ролевые игры часто называют творческими, подчеркивая то, что дети не просто копируют действия взрослых, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах и игровых действиях. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
1) В процессе сюжетно-ролевой игры педагог должен стремиться отмечать своеобразное, индивидуальное в каждом ребенке.
2) Особое внимание в деятельности педагога стоит уделить воспитанию чувства прекрасного в процессе сюжетно-ролевой игры.
3) В процессе сюжетно-ролевой игры педагогу нужно создавать постоянную «ситуацию успеха».
4) Педагог должен обеспечить эмоционально-благоприятную атмосферу в процессе сюжетно-ролевой игры.
5) Поощрять самостоятельную активность дошкольника в процессе создания сюжета ролевой игры.
6) Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, фантазировать, придумывать, творить в процессе сюжетно-ролевой игры.
7) Использование в сюжетно-ролевой игре личного примера творческого подхода.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.
+❤ В Мои закладки
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".
Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....
Консультация для воспитателей и логопедов на тему: ,,Социализация детей через сюжетно - ролевую игру\'\'
Консультация для педагогов...
Развитие творческого потенциала детей в сюжетно-ролевой игре
Сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает но...
Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого потенциала детей младшего возраста».
Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого потенциала детей младшего возраста»....
Консультация для воспитателей "Развитие творческого потенциала дошкольника в сюжетно-ролевых играх"
Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из раз...
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...