Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
В условиях современной жизни приоритетом образования является личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и ребенком. Окружающий ребенка мир становится год от года все сложнее и разнообразнее. Это требует от него не привычных, шаблонных действий, а быстроты ориентировки, гибкости мышления и творческого подхода к решению новых задач. Следовательно, развитие творческих способностей ребенка становится приоритетной задачей в его воспитании, а проблема целостного творческого развития дошкольника, выявление и формирование его творческих способностей наиболее актуальная сейчас.
Современные психологи и педагоги указывают на необходимость укреплять отношения между всеми участниками повседневного образовательного процесса. Сюжетно-ролевая игра занимает особое место в этих отношениях, так как игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления и залогом успеха творческого развития ребенка. Игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к взрослой жизни, но и как реальное развитие творческих способностей. Научная значимость темы данного исследования определяется актуальностью изучения возможностей формирования творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Предпосылками для разработки данного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих различные аспекты творчества. В работах таких психологов, как Веракса Н.Е., Венгер Л.А., Выготвский Л.С., Дьяченко О.М., Леонтьева А.Н., Эльконин Д.Б., ЗапорожецА.В., процесс творческой деятельности становится одним из основополагающих аспектов развития личности ребенка.
Многие авторы раскрывают специфику собственно творческих способностей (Матюшкин Е.В., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К., Шадриков В.Д.и др.), возможности влияния взрослого на развитие творческих способностей ребенка (ГуляевН.А., Зягвязенский В.И., Изюмова С.А., Кравцова Е.Е., Лейтес Н.С., Люблинская А.А., Платонов К.К., Петровский А.В., Филатов В.П. и др.), особенности проявления и развития творческих способностей детей (Анохин П.К., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Запарожец А.В., Кравцов Г.Г., Крылова Н.В., Кудрявцев В.Т. и др.).
Педагогические аспекты проблематики формирования творческих способностей в дошкольной педагогике рассматриваются обычно по отношению к игре, накоплен опыт в изучении сюжетно-ролевой игры. Психологические основы творчества в сюжетно-ролевой игре изучали Аркин Е.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Кравцова Е.Е., Непомнящая Н.И., Поддъяков Н.Н. и др. Специфику творческих проявлений и развития творчества старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре раскрыли Бочкарева Л.И., Васильева О.К., Воронова В.Я., Гостюхина О.М., Колесов Д.А., Кривова Н.Н., Литвинова Е.Н., Люблинская А.А., Неверович Я.З., Никитин Б.П., Фрадкина Ф.И. и др. Разработаны педагогические руководства сюжетно-ролевой игрой Божович Л.И., Бондаренко А.К., Ветлугиной Н.А., Жуковской Р.И., Коротковой Н.Н., Лиштван З.В., Матусик А.И., Менджерицкой Д.В., Михайленко Н.Я.,Новоселовой С.Л., Саморуковой Н.П., Фрелиной Е.А. и др.
Проблема: каковы педагогические условия эффективности психолого-педагогического сопровождения по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры?
Таким образом, цель данного исследования: выявление, обоснование, опробация педагогических условий эффективности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в ДОО.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО.
Предмет исследования: формирование творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Следовательно, перед нами стоят следующие задачи:
1) Выявить сущность, структуру и содержание понятия «творческие способности» применительно к детям дошкольного возраста;
2) Раскрыть данную тему в педагогической литературе отечественных и зарубежных авторов;
3) Определить особенности организации сюжетно-ролевой игры, как средства формирования творческих способностей дошкольников;
4) Исследовать критерии, показатели, уровни эффективного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста;
5) Разработать методические рекомендации, направленные на формирование творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
· Педагог создаст необходимые условия по отношению к сюжетно-ролевой игре:
- участие взрослого в игре, как равноправного партнера (сотворчество), что дает возможность «внутренней» и «внешней» коррекции;
- создание комфортной и стимулирующей творчество обстановки в группе (эмоционально-положительная насыщенность предметной среды в группе и эмоционально-положительный тон общения).
· Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры, что проявляется в усложнении передаваемого детьми образа и расширении взаимодействия между партнерами. Для данных целей педагог может использовать следующие приемы:
- применять методы, направленные на активизацию личного опыта детей;
- применение личностно-ориентированного подхода в процессе игры с дошкольниками;
- моделирование игровых ситуаций и сюжетов.
Методы исследования:
1) Теоретические – теоретический анализ научной литературы отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
2) Эмпирические – использование диагностики творческих способностей дошкольников. Также использование метода формирующего эксперимента по формированию творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры.
3) Математические – методы математической статистики: использовали описательную статистику - анализ процентных соотношений.
Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: изучение и анализ педагогической и психологической литературы; наблюдения за поведением и деятельностью детей (как в игре, так и вне игры), постановка игровых задач; диагностические методы (метод критерия, индивидуальные беседы с детьми); педагогический эксперимент, методы статистической и математической обработки результатов исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ 932 дошкольное отделение № 1 г. Москвы. На этапах эксперимента исследованием были охвачены 22 ребенка старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет).
Теоретическая значимость исследования.
· В данном исследовании раскрыто содержание понятия «творческие способности» применительно к детям дошкольного возраста; установлена взаимосвязь понятий: «педагогические условия», «творческие способности», «сюжетно-ролевая игра».
· В исследовании доказана взаимосвязь успешного формирования творческих способностей у дошкольников и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры.
· Определен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий, благоприятно влияющих на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендациях по созданию педагогических условий для успешного формирования творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры, которые указывают на необходимость обогащения сюжетов, усложнение содержания игр, создание эмоционально-положительной среды, сотворчество взрослого с ребенком, учитывающее индивидуальные особенности дошкольника.
Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в системе образования специалистов дошкольного профиля, на факультете дошкольного воспитания, на курсах повышения квалификации работников дошкольных учреждений, а также использоваться в повседневной работе сотрудников ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.docx | 74.98 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях современной жизни приоритетом образования является личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и ребенком. Окружающий ребенка мир становится год от года все сложнее и разнообразнее. Это требует от него не привычных, шаблонных действий, а быстроты ориентировки, гибкости мышления и творческого подхода к решению новых задач. Следовательно, развитие творческих способностей ребенка становится приоритетной задачей в его воспитании, а проблема целостного творческого развития дошкольника, выявление и формирование его творческих способностей наиболее актуальная сейчас.
Современные психологи и педагоги указывают на необходимость укреплять отношения между всеми участниками повседневного образовательного процесса. Сюжетно-ролевая игра занимает особое место в этих отношениях, так как игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления и залогом успеха творческого развития ребенка. Игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к взрослой жизни, но и как реальное развитие творческих способностей. Научная значимость темы данного исследования определяется актуальностью изучения возможностей формирования творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Предпосылками для разработки данного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих различные аспекты творчества. В работах таких психологов, как Веракса Н.Е., Венгер Л.А., Выготвский Л.С., Дьяченко О.М., Леонтьева А.Н., Эльконин Д.Б., ЗапорожецА.В., процесс творческой деятельности становится одним из основополагающих аспектов развития личности ребенка.
Многие авторы раскрывают специфику собственно творческих способностей (Матюшкин Е.В., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К., Шадриков В.Д.и др.), возможности влияния взрослого на развитие творческих способностей ребенка (ГуляевН.А., Зягвязенский В.И., Изюмова С.А., Кравцова Е.Е., Лейтес Н.С., Люблинская А.А., Платонов К.К., Петровский А.В., Филатов В.П. и др.), особенности проявления и развития творческих способностей детей (Анохин П.К., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Запарожец А.В., Кравцов Г.Г., Крылова Н.В., Кудрявцев В.Т. и др.).
Педагогические аспекты проблематики формирования творческих способностей в дошкольной педагогике рассматриваются обычно по отношению к игре, накоплен опыт в изучении сюжетно-ролевой игры. Психологические основы творчества в сюжетно-ролевой игре изучали Аркин Е.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Кравцова Е.Е., Непомнящая Н.И., Поддъяков Н.Н. и др. Специфику творческих проявлений и развития творчества старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре раскрыли Бочкарева Л.И., Васильева О.К., Воронова В.Я., Гостюхина О.М., Колесов Д.А., Кривова Н.Н., Литвинова Е.Н., Люблинская А.А., Неверович Я.З., Никитин Б.П., Фрадкина Ф.И. и др. Разработаны педагогические руководства сюжетно-ролевой игрой Божович Л.И., Бондаренко А.К., Ветлугиной Н.А., Жуковской Р.И., Коротковой Н.Н., Лиштван З.В., Матусик А.И., Менджерицкой Д.В., Михайленко Н.Я.,Новоселовой С.Л., Саморуковой Н.П., Фрелиной Е.А. и др.
Проблема: каковы педагогические условия эффективности психолого-педагогического сопровождения по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры?
Таким образом, цель данного исследования: выявление, обоснование, опробация педагогических условий эффективности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в ДОО.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО.
Предмет исследования: формирование творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Следовательно, перед нами стоят следующие задачи:
- Выявить сущность, структуру и содержание понятия «творческие способности» применительно к детям дошкольного возраста;
- Раскрыть данную тему в педагогической литературе отечественных и зарубежных авторов;
- Определить особенности организации сюжетно-ролевой игры, как средства формирования творческих способностей дошкольников;
- Исследовать критерии, показатели, уровни эффективного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- Разработать методические рекомендации, направленные на формирование творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
- Педагог создаст необходимые условия по отношению к сюжетно-ролевой игре:
- участие взрослого в игре, как равноправного партнера (сотворчество), что дает возможность «внутренней» и «внешней» коррекции;
- создание комфортной и стимулирующей творчество обстановки в группе (эмоционально-положительная насыщенность предметной среды в группе и эмоционально-положительный тон общения).
- Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры, что проявляется в усложнении передаваемого детьми образа и расширении взаимодействия между партнерами. Для данных целей педагог может использовать следующие приемы:
- применять методы, направленные на активизацию личного опыта детей;
- применение личностно-ориентированного подхода в процессе игры с дошкольниками;
- моделирование игровых ситуаций и сюжетов.
Методы исследования:
1) Теоретические – теоретический анализ научной литературы отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
2) Эмпирические – использование диагностики творческих способностей дошкольников. Также использование метода формирующего эксперимента по формированию творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры.
3) Математические – методы математической статистики: использовали описательную статистику - анализ процентных соотношений.
Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: изучение и анализ педагогической и психологической литературы; наблюдения за поведением и деятельностью детей (как в игре, так и вне игры), постановка игровых задач; диагностические методы (метод критерия, индивидуальные беседы с детьми); педагогический эксперимент, методы статистической и математической обработки результатов исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ 932 дошкольное отделение № 1 г. Москвы. На этапах эксперимента исследованием были охвачены 22 ребенка старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет).
Теоретическая значимость исследования.
- В данном исследовании раскрыто содержание понятия «творческие способности» применительно к детям дошкольного возраста; установлена взаимосвязь понятий: «педагогические условия», «творческие способности», «сюжетно-ролевая игра».
- В исследовании доказана взаимосвязь успешного формирования творческих способностей у дошкольников и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры.
- Определен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий, благоприятно влияющих на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендациях по созданию педагогических условий для успешного формирования творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры, которые указывают на необходимость обогащения сюжетов, усложнение содержания игр, создание эмоционально-положительной среды, сотворчество взрослого с ребенком, учитывающее индивидуальные особенности дошкольника.
Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в системе образования специалистов дошкольного профиля, на факультете дошкольного воспитания, на курсах повышения квалификации работников дошкольных учреждений, а также использоваться в повседневной работе сотрудников ДОО.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ,
КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Бердяев Н.А. считал, что «творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком»[8]. Анализ проблемы формирования творческих способностей не возможен без определения содержания, которое мы будем вкладывать в это понятие. В основном творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением сочинять музыку, писать стихи, красиво рисовать и т.п. Т.е. художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Но ведь можно еще и говорить о научном творчестве, которое связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Выделяют также техническое творчество, связанное с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Так что же такое творческие способности на самом деле?
Понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность».
В учебнике Ильина Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности» понимание творчества выражено так: оно «имеет… общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта… при его взаимодействии с объективной действительностью»[20].
Если мы обратимся к «Словарю» Ожегова С.И., то прочтем, что «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей».
Ильин Е.П. приводит так же определение, которое дала Спиркина А.Г.: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры»[20].
В основном, творчество рассматривается как деятельность, создающая новые духовные и материальные ценности, обладающие определенной значимостью. По мнению Теплова Б.П., творчество определяется как высшая форма активности и самостоятельности в деятельности и оценивается по социальной значимости и оригинальности (новизне). Страхов В.И. рассматривает творчество через единство труда и таланта, выделяя, соответственно, два аспекта: деятельностный и связанный с творческими способностями человека. Моляко В.А., указывает на творческий процесс в различных сферах деятельности человека, говорит, что творчество - это создание нового в различных планах и масштабах, как материально закрепляемого, так и материально не закрепляемого.
Психологи, педагоги и философы определяют, что творчество, вне зависимости от области, - есть создание объективно нового, ранее не создаваемого. Применимо ли данное определение для детей старшего дошкольного возраста? Особенность творчества дошкольников заключается, прежде всего, в том, что по причине отсутствия некоторого опыта, ограниченности необходимых навыков и умений, знаний и проч., ребенок не может создать объективно новое. Но субъективное и объективное значение все же в детском творчестве имеется. В процессе и в результате творческой деятельности дошкольник получает богатый разносторонний опыт и развитие, что имеет значение не только для семьи ребенка, но и для общества. В этом объективное значение детского творчества. Так же важно заметить, что продукт творчества ребенка не имеет общечеловеческой новизны, но это субъективно новое, прежде всего, для самого ребенка, это субъективная ценность как средства творческого роста [6].
Творческая деятельность – это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – например, предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
В деятельности человека в любой области, в его поведении можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека носят репродуктивный (воспроизводящий) характер. Этот вид деятельности тесно связан с памятью, его сущность состоит в том, что человек повторяет или воспроизводит уже ранее созданные и выработанные приемы действий и поведения. Но в поведении человека помимо репродуктивной деятельности присутствует и творческая деятельность, результатом которой является создание новых образов и действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, можно сказать, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Выше мы отметили, что элемент творчества может присутствовать в любом виде деятельности. Именно поэтому важное место в развитии личности дошкольника отводится формированию творческих способностей. Условия современной жизни требуют, чтобы дети не только усвоили программу дошкольного учреждения, но и смогли ее творчески переосмыслить. Творческие способности выражаются в умении человека находить свой особый взгляд на нечто повседневное и привычное. Компонентами творческих способностей являются творческое мышление и творческое воображение. Так же Ильин Е.П. в своей книге приводит статью «Формирование творческих способностей дошкольников» Кузьменко И.В., которая пишет: «Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Разнообразность методов продиктована многогранностью процесса усвоения системы знаний, овладением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на формирование творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюдении определённых условий: раннее начало творческого развития, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности и других»[20].
Если рассмотреть ряд положений известных ученых Кузиной В.С., Теплова Б.М., Сакулиной Н.П., Лабунской Г.В., Флериной Е.А., то можно увидеть, что под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового и значимого, прежде всего, именно для самого ребенка продукта, придумывание к известному ранее не использованных и новых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание новых действий, своего начала и конца, новых характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее средств выразительности и способов изображения в новой ситуации, проявление дошкольником инициативы во всем, придумывание разных вариантов движений, ситуаций, изображения [19].
Следовательно, мы можем сделать вывод, что для успешного формирования творческих способностей дошкольникам необходимо иметь определенные знания, овладеть умениями и навыками, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей для освоения ими богатого художественного опыта. А это значит, что воспитание творческих способностей дошкольников станет эффективным только тогда, когда оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будут решаться задачи, направленные на достижение определенной цели [29].
Лернер И.Я. определяет следующие черты творческой деятельности ребенка:
- Ранее усвоенные знания ребенок самостоятельно переносит в новую ситуацию;
- Присутствует видение новой функции объекта;
- Возможность увидеть проблему в стандартной ситуации;
- Выделение структуры объекта;
- Способность принимать альтернативные решения;
- Умение комбинировать ранее известные способы деятельности с новыми.
По утверждению Лернер И.Я. творчеству можно учить. Просто сам процесс обучения отличается от привычного.
Например, первую черту творчества можно формировать, обогащая знания дошкольников, знакомя их с окружающей действительностью, тем самым дать возможность детям накапливать собственный опыт. Овладением детьми новыми знаниями позволяет дошкольникам использовать их в творческой деятельности по своему усмотрению.
Видение новой функции объекта (предмета) – это использование детьми в своей игре предметов-заместителей. Например, положили дощечку – вот и готова кроватка для куколки, можно укладывать спать. Или брусок из строительного набора превращается в телефонную трубку и т.д.
Для развития способностей к альтернативным решениям, педагог должен так планировать свою деятельность, чтобы игровые ситуации были вариативны, сюжет постоянно обогащался и усложнялся [61].
Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка, для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит, сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими [9].
На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста само по себе творчество не проявляется и не развивается. То есть для полноценного формирования и развития творческих способностей дошкольников необходимо создать подходящие условия.
- Педагог должен уделить особое внимание игре, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. А так же театрализованной, музыкальной деятельности, лепке, аппликации и рисованию, конструктивной деятельности. Таким образом, будут созданы благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка, атмосфера эмоционального благополучия, а жизнь дошкольника наполнится интересным содержанием.
- В детском саду необходимо создавать интересную, вариативную среду.
- Содержательная составляющая образования должна стать интересной для дошкольников, формировать творческие способности, необходимо применять разнообразные приемы и методы работы с детьми в этом направлении.
- Игры, игровые ситуации и приемы необходимо постоянно включать в педагогический процесс. Так как эти методы способствуют формированию значимой для старших дошкольников мотивации обучения, овладения деятельностью и, конечно же, развитию творческих способностей детей.
- Важно исключить из занятий навязывание своего представления о сюжете и решении образа, шаблоны и формализм, чрезмерный дидактизм.
- Педагог должен разнообразить методы и средства обучения, и материалы предоставляемые дошкольникам для работы. Во всем должна быть вариативность.
- Для максимальной активизации навыков, умений и опыта дошкольников, следует исключить излишнюю опеку, необходимо демонстрировать доверие к детям.
- Помнить о том, что каждый ребенок заслуживает уважения к его творчеству и к результатам своей деятельности. От педагога необходимо внимательное и тактичное отношение. Именно так создается творческая доброжелательная атмосфера. Заметим, что аналогично формируется такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
Развитие творческих способностей психологи и педагоги тесно связывают, прежде всего, с развитием воображения дошкольника. Поэтому развитию воображения следует уделить особое внимание. Следует отметить, что тут существует взаимозависимость, так как воображение формируется в процессе творческой деятельности.
Мы часто говорим, что дети – большие фантазеры. Просто скажешь ребенку, чтобы что-то придумал, как тут же он начинает сочинять, его воображение тут же заработает. Но эту способность сочинять и придумывать необходимо развивать целенаправленно и систематически. И опять же, как все тесно взаимосвязано: умение воображать и фантазировать во многом зависит от того, какой опыт ребенок имеет.
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а так же обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.
Другими словами, воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте [59].
Первое и важнейшее назначение воображения как психологического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психологическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его предметному воплощению.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в развитии ребенка, об определении сущности механизмов творческого воображения. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так, как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов и признавали большую роль игры в становлении воображения. До сих пор многие важные для понимания психологической природы воображения вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития. Как только заходит речь об истоках творческого воображения, психологи начинают противоречить друг другу. Так, в зарубежной психологии существуют на этот счет различные точки зрения. Торренс, например, считает, что фантазия пробуждается в детях только после 5 лет, а по данным Андрюса, «пик фантазерства» у детей приходится на 3,5–4,5 года [64].
Современные ученые говорят о том, что воображение развивается именно в дошкольном возрасте и развитие ее идет в ведущем типе деятельности – игре. Также возникают противоречия в вопросе влияния игры на воображение. Грос считал, что воображение формирует игровую деятельность, Эльконин Д.Б. полагал, что фантазия является результатом игры.
Как показали исследования Выгодского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Крутецкого В.А. и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Если в раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений, то период старшего дошкольного возраста является сензитивным – чувственным – для развития воображения. У старших дошкольников происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному. Это и создает основу для развития творческого воображения, которое обеспечивает возможность создания нового образа. Прежде всего, творческое воображение дошкольников проявляется в сюжетно-ролевых играх, которые создают простор для импровизации.
В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии.
Возвращаясь к исследованиям Выготского Л.С., воображение ребенка беднее, чем у взрослого человека, это связано именно с недостаточным личным опытом. Ученый делает заключение о необходимости обогащать опыт дошкольника, этим мы создадим прочную основу для его творческой деятельности.
Воображение дошкольника имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.
Мы можем сказать о двух составляющих воображения: порождение общей идеи и составление плана ее реализации. При построении нового образа дети старшего дошкольного возраста строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.
Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения.
Теплов Б.М. говорил, что воображение – это создание новых образов на основе материалов прошлых восприятий.
Следовательно, мы можем сделать выводы, что воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, которые накапливаются и расширяются, а их запас становится базой для работы образного мышления и воображения. Воображения изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове дошкольника и потом складываются в новые образы [49].
При стремлении развивать творческое воображение важно помнить, что сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности дошкольника, так как именно в игре разрешается противоречие социальной ситуации развития. В чем оно заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. По словам Эльконина Д.Б., здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития ЭльконинД.Б. видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игре подражает взрослым, но в этом подражании проявляется и развивается его творческое воображение. Подражание не противостоит творчеству. Правильное отображение жизни, правдоподобное подражание требуют творчества. Благодаря подражанию игра является своеобразной школой ограничения своих непосредственных побуждений, школой постоянства, конечно, относительного и школой подчинения взятым на себя обязанностям [19].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно игра является необходимым для развития творчества и фантазии в частности, видом деятельности.
На основании вышеизложенного, мы можем прийти к выводу, что в дошкольном возрасте важными в развитии творческих способностей являются сюжетно-ролевые игры. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д. При этом многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские, врачи или цветочницы.
У детей старшего дошкольного возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
Фантазия развивается в той, свободно созданной, игре, в которой ребенок подражает работе и действиям окружающих его людей; в этой игре гораздо сильнее проявляются особенности пола и возраста, а также и различия индивидуальной одаренности. Эти игры также возникли из подражания; но они подражают не унаследованной игре, а самой жизни, которая окружает детей дома и на улице, в окружающем мире.
В заключении к вышесказанному мы можем сделать выводы о том, что необходимо:
- Привлечь дошкольника к игре, ему должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением играть, а потом умением воображать, придумывать, воплощать и создавать что-то новое. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
- Завоевать доверие и любовь ребенка к себе. На этой "волне любви" они больше доверяют взрослому и охотнее слушаются.
- Поощрять любопытство и воображение ребенка.
- Избегать неодобрительной оценки творческих попыток дошкольника. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...")
- Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток контроля может затруднить творчество.
- Помогать ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
- Заботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
- Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
- "Подбрасывать" детям интересные сюжеты.
- Дать дошкольникам определенные знания, помочь овладеть умениями и навыками, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей для освоения ими богатого художественного опыта.
- Воспитание творческих способностей должно представлять собой целенаправленный процесс.
- Особое внимание должно быть обращено игре, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста.
- Необходимо создавать интересную, вариативную среду.
Можно сделать вывод, что развитие творческих способностей происходит в ведущем типе деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игре, а также в других видах деятельности, опирающихся на игру – рисовании, лепке, конструировании, сочинении сказок. Творческие способности детей дошкольного возраста необходимо развивать на протяжении всего периода детства. Ведь дошкольный возраст дает уникальные возможности для развития способностей к творчеству. От того, насколько эти возможности были использованы, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
1.2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ,
КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Современные педагоги определяют игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что игра удовлетворяет основные потребности ребенка, стимулирует развитие других видов деятельности, способствует психическому развитию дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра занимает особое место в развитии старших дошкольников. Ее особенности раскрыты в работах педагогов (Менджерицкая Д.В., Михайленко Н.Я., Жуковская Р.И., Усова А.П.) и психологов (Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Запорожец А.В.). Основу сюжетно-ролевой игры составляет воображаемая или мнимая ситуация, когда ребенок берет на себя роль взрослого, выполняет ее в созданной им игровой обстановке. Например, играя в поликлинику, изображает врача, который обследует пациентов в кабинете.
Игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе.
Современные отечественные и зарубежные психологи и педагоги рассматривают игру именно как особого рода деятельность. Так как игра характеризуется наличием всех компонентов деятельности:
- цель, мотив, средства. А в ряде случаев можно говорить о результате. При этом каждый элемент игровой деятельности специфичен. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом и заключается цель игры. Единственным побуждением дошкольника к игре является стремление ребенка к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Поэтому можно сказать что мотив и цель игры сливаются [33].
Игра, как и любой вид деятельности, имеет свои средства:
- Знания о людях, их взаимоотношениях, действиях, переживаниях; выражение этих знаний в речи, образах, действиях и переживаниях дошкольника;
- Нравственные чувства и оценки, которые возникают в суждениях о вредных и полезных действиях людей, о плохом и хорошем поступке;
- Способы действия с определенными предметами в определенных жизненных ситуациях.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Детям старшего дошкольного возраста присуща самостоятельность в сюжетно-ролевой игре, которая является одной из ее характерных черт. Опираясь на свой опыт, дети сами выбирают тему игры, линию развития, определяют, как будут раскрывать роли, где играть и т.д. Ребенок сам выбирает средства воплощения образа. Вполне возможно очутиться на Луне, прилетев туда на стуле – «ракете», сшить кукле наряд палочкой – «иглой». Свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволят дошкольнику самостоятельно включаться в недоступные в реальной жизни для ребенка сферы деятельности.
Основой для формирования творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры является то, что в игре ребенок воплощает свои представления, свой взгляд на то событие, которое разыгрывается.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, который реализуется с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире, с активной работой воображения. Творчество ребенка принимает характер перевоплощения при разыгрывании выбранной роли. Личный опыт играющего, степень развития его фантазии, чувств обуславливают успешность такого перевоплощения. Старшие дошкольники не только подбирают игрушки и предметы, необходимые для игры, но и сами мастерят их, чтобы лучше справиться с ролью и реализовать замысел. То есть дети проявляют большую изобретательность [38].
Сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена, как всякая творческая деятельность, что доставляет ребенку радость и удовольствие уже самим процессом.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
- сюжет,
- содержание,
- роль.
Сюжет является главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни окружающих. Одно из основных средств реализации сюжета - игровые действия (готовит обед, лечит больных и др.).
Сюжеты игры разнообразны, что развивает творческие способности ребенка. Условно сюжеты делят на бытовые (игра в детский сад, семью), производственные, которые отражают профессиональный труд людей (игры в магазин, поликлинику), общественные (игры в библиотеку, празднование Дня города).
Сюжеты детских игр меняются на протяжении всей истории человечества. Они зависят от особенностей культуры, природных и географических условий, от экономической ситуации. Например, дети, живущие в приморских регионах, чаще других играют в моряков, кораблестроителей, рабочих в порту.
Кроме того, можно сказать, что сюжетно-ролевые игры являются отражением конкретной эпохи. Определенные события существенно отражались на жизни людей, находили эмоциональны отклик у детей, что порождало новые сюжеты игр. Например, в нашей стране на протяжении многих лет дети играли в Великую Отечественную войну (сражения, госпиталь, партизан, парад Победы). После полета Юрия Гагарина в космос дети стали играть в освоение межпланетного пространства (строительство ракет, полет на Луну, на Марс).
Есть и «вечные» сюжеты игр: игры в семью, лечение больных, школу и т.п.
Эльконин Д.Б. заметил, что содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой, общественной и бытовой деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста предварительно обсуждают выбор сюжета, планируют его развитие на элементарном уровне. Впечатления, которые получает ребенок из окружающей его среды (прочитанные книги, рассказы воспитателей и родителей, мультфильмы и прочее), становятся основой для формирования новых сюжетов. В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; дети активно пользуются не только условными и символичными действиями (ладошку под щечку - уснул), но и используют речевые комментарии. Они представляют собой словесное замещение каких-либо событий («Как будто мы уже приехали на море»). Дошкольники прибегают к ним, чтобы не нарушить логику развертывания содержания игры [22].
Следовательно, для успешного формирования творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры воспитатель должен обеспечить развитие и усложнение содержания игры по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности, связности, последовательности изображаемого;
- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, использование словесных замещений, символических и условных действий, т.е. обобщение изображаемого в игре.
Что в данном случае зависит от педагога? Педагог должен способствовать накоплению разностороннего опыта ребенком, открыть ему границы окружающего мира, создать эмоционально-благоприятную среду для развития. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием дошкольниками тех сторон жизни, которые изображаются в игре. Эти знания должны быть созвучны чувствам ребенка, его интересам, личному опыту. Педагог должен научить ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых [41].
Так же можно заметить, что для развития творческой активности дошкольников необходимо наличие определенных (субъективных и объективных) условий:
1. Субъективные условия:
А) художественные интересы самих детей, их устойчивость и избирательность.
Б) побуждения дошкольников, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления применить имеющийся художественный опыт, усовершенствовать его, а также включиться во взаимоотношения с другими детьми, тем самым выразить свои художественные впечатления.
- Объективные условия:
А) специальные условия материальной среды, которые позволят дошкольникам развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, самостоятельно выбрать какой-либо вид художественной практики;
Б) богатые источники различной художественной информации, обогащающие организованную образовательную деятельность, праздники, развлечения в детском саду, обогащающие переживания дошкольников, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка.
В) тактика и характер руководства педагога, его соучастие и косвенные действия, которые проявляются в выражении своего отношения к художественной деятельности и в поощрительных словах, создающих благоприятную атмосферу.
Стержнем игровой деятельности является творчество. Заметим, что для дошкольника первостепенным является сам процесс игры, а не ее результат. Признан эффективным для создания благоприятной атмосферы, стимулирующей к творчеству, такой прием, как «эмоциональное поглаживание». Он заключается в том, что педагог обращается к ребенку только по имени, сохраняет ласковый тон, доброжелательные интонации, применяет ободряющие или успокаивающие прикосновения к ребенку, старается максимально положительно подкрепить действия дошкольника одобрением, похвалой и т.п.
Новизна или необычность ситуации создают благоприятный эмоциональный фон, который поддерживает у дошкольников состояние творческого подъема, переживания, заинтересованности. Выготский Л.С. отмечал, что нельзя обучить творческому акту, но при этом воспитатель может и должен содействовать его образованию и появлению.
С этой целью необходимо расширять опыт ребенка, который станет прочным фундаментом для формирования его творческих способностей. Деятельность воображения дошкольника будет тем продуктивнее и значительнее, чем больше ребенок пережил, слышал и видел, чем больше он усвоил и знает, чем большим количеством элементов действий он располагает в своем опыте.
Творчество в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста выражается в их способности к замыслу и его реализации, комбинированию своих представлений и знаний, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению своих ролей, в искренней передаче своих чувств и мыслей и др. [53].
Понятно, что опыт (накопленные дошкольником представления и знания) является основой для создания замысла. В психологических и педагогических исследованиях отмечается, что специфика дошкольного возраста заключается в том, что эмоциональное восприятие во многом определяет накопление детьми какого-либо опыта. От того, насколько эмоционально воспримут дошкольники литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.
По факту принятия ребенком игровой роли и с учетом того, что такая роль может существовать только в рамках определенного сюжета, можно судить о наличии у дошкольника способностей к реализации замысла и воплощению игрового образа. Актом творчества является уже само принятие роли, которое выступает как результат функции воображения. Ведь ребенок отождествляет себя с другим человеком или, например, животным, реальные действия которого замещаются и символизируются игровыми действиями.
С помощью роли, которую ребенок берет на себя, воплощается содержание сюжетно-ролевой игры. Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент игры.
Роль является игровой позицией ребенка, ведь он отождествляет себя с персонажем сюжета и действует в соответствии со своими представлениями о нем. Роль налагает определенные правила поведения, которые ребенок берет из окружающей жизни, из своих наблюдений за отношениями в мире взрослых. Важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры является подчинение ребенком правилам ролевого поведения. Следовательно, для дошкольника роль – это образец того, как надо действовать [57].
Основным условием для развития сюжетно-ролевой игры являются совместные игры ребенка и взрослого. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог сам обыгрывает жизненные ситуации, привлекает дошкольников к активному участию.
Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в следующих направлениях:
- Использование игры, как средства воспитания ребенка;
- Формирование игры как деятельности.
Формирование игры как деятельности заключается в том, что педагог оказывает влияние на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углублению их содержания, способствует овладению дошкольниками ролевого поведения. То есть для обогащения содержания игр педагог создает у детей интерес к новым сюжетам. Чтобы разжечь этот интерес, дошкольники должны получать яркие представления об окружающем мире, которые сливаются с их прошлым опытом. При ознакомлении с окружающим миром педагог обращает внимание детей на те моменты, которые можно отразить в игре в соответствии с возрастом. Это будоражит детское воображение, вызывает эмоциональный отклик и благоприятствует формированию творческих способностей дошкольника. Когда созданы подходящие условия, сюжетно-ролевая игра становится одним из главных средств формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [55].
Современные исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. Люблинская А.А. замечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сочетанием вымысла и реальности. По словам Эльконина Д.Б., сам по себе факт принятия на себя роли и способность действовать в воображаемой ситуации является актом творчества. То есть ребенок творит, создавая замысел и развивая сюжет своей игры. Выготский Л.С. отмечает, что переход к творческой деятельности связан с появлением у детей дошкольного возраста замысла игры, что означает, в свою очередь, возникновение и развитие творческого воображения. Творчество дошкольников выражается в ролевом поведении в соответствии с видением роли, но и одновременно сдерживается наличием игровых правил.
Ученые связывают развитие игрового творчества, прежде всего, с постепенным обогащением содержания игры. Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества сюжетно-ролевых игр. По мнению Усовой А.П., во время сюжетно-ролевой игры происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребенок получает из окружающей действительности.
Подходить к игре творчески - это значит учить детей создавать необходимую игровую среду: окружать себя предметами-игрушками и заместителями, использовать и конструировать игровые зоны и уголки (стационарные, временные) [39].
Менджерицкая Д.В. называла сюжетно-ролевую игру «творческой игрой», указывая на то, что творчество является ведущей характеристикой этой игры. Поскольку творчество в той или иной мере присуще практически любой игровой деятельности дошкольника, логично предположить, что в данном случае Менджерицкая Д.В. хотела подчеркнуть особенно яркий характер творческих проявлений именно в сюжетно-ролевой игре.
Специалисты советуют проводить сюжетно-ролевую игру в утренние и вечерние часы, находить время для индивидуально-групповых игр в перерывах между занятиями, обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Воспитатель должен планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, планируя тематику, цели, задачи, примерные роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников [13].
На основе вышеизложенного можно сделать выводы о том, что сюжетно-ролевые игры дошкольников характеризуются следующими особенностями:
- Игра является формой активного отражения детьми окружающей его действительности. Чем больше создано возможностей для активного действия, тем интереснее игра.
- Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями.
- Игра имеет общественный характер, она меняется с изменением исторических условий жизни людей, как и всякая другая человеческая деятельность. Так как игры детей отражают изменяющуюся жизнь, то они сами тоже меняются.
- Игра является формой творческого отражения детьми действительности. Во время игры дети не стремятся к точному копированию действительности, они вносят в свои игры много собственных фантазий, выдумок. Безграничные возможности комбинирования, свобода полета фантазии, которые подчиняются только желаниям, воле и интересам дошкольника, становятся источникам положительных эмоций и радости, которые творческая игра обычно доставляет детям.
Игра будет тем радостней, тем больше удовлетворит самих играющих, чем больше будет возможности для творческого преобразования отражаемой действительности и для выдумки.
- Игра является средством для оперирования знаниями, средством их уточнения и обогащения. Это прекрасный путь для упражнения, а следовательно и дальнейшего развития всех способностей и сил ребенка. Так как игре предшествует наблюдение за жизнью и деятельностью взрослых, то сюжетно-ролевая игра является средством анализа полученных впечатлений. Поэтому педагогически хорошо организованная сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития у дошкольников памяти, воображения, мышления, наблюдательности, воли и, конечно же, творческих способностей.
- Игра в развернутой форме представляет собой коллективную деятельность, так как все ее участники находятся в отношениях сотрудничества. Исполняя свою роль, каждый из играющих вносит свою долю опыта, фантазии, активности в развитие принятого всей группой замысла. Общими являются и переживания ребят, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой с ее приключениями, радостями, открытиями.
- Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
При содействии педагога игра изменяется следующим образом:
А- от начала к концу. То есть предварительный замысел игры не всегда предопределяет последовательность отдельных эпизодов, которые воссоздают дошкольники в игре.
Б – от первой игры к последующим играм той же группы детей. Так как даже повторяя много раз одну и ту же игру, дети никогда ее не копируют. Всякий раз дошкольники играют по-новому, с новыми вариантами, что-то обыгрывают, детализируют, а что-то пропускают.
В – конечно же, наиболее существенные изменения происходят по мере развития детей от младшего возраста к старшему дошкольному возрасту. Изменения происходят и в содержании игр, и в их структуре (в способах отражения окружающей действительности), и в расстановке сил самих играющих.
Мы можем сделать выводы о том, что известные закономерности сюжетно-ролевой игры позволяют педагогам использовать эту ценную деятельность дошкольников для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач, в том числе и задач формирования творческих способностей.
1.3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОО
В условиях современной жизни на всевозможных педагогических конференциях и чтениях все чаще поднимается вопрос о смещении в ДОО приоритета с игровой деятельности на учебную. Это отрицательно скажется не только на психическом, но и на физическом развитии дошкольников. Потому что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Мы можем сказать, что самый доступный вид деятельности для дошкольника – это игра. Она является способом переработки полученных из вне знаний и впечатлений. Наблюдая за игрой детей, внимательный педагог увидит индивидуальные особенности каждого ребенка: его активность и эмоциональность, потребность в общении, особенности его мышления и воображения.
Так как именно в игре в дошкольном детстве естественнее всего формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные перемены в его психике, то можно сказать, что игра служит основой перехода к новой и более высокой стадии развития ребенка. Тут особое место отводится играм, которые создают сами дошкольники. Это сюжетно-ролевые или творческие игры. Дети старшего дошкольного возраста воспроизводят в этих играх все, что они видят вокруг себя в жизни, в деятельности взрослых. Именно сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, благодаря чему является важным средством воспитания.
Игра для дошкольника – это настоящая и реальная жизнь в обществе сверстников. Отсюда и возникает потребность для дошкольной педагогики в использовании игры в целях воспитания детей, и в первую очередь в целях формирования художественных способностей.
Для ребенка дошкольного возраста игра занимает важное место в жизни и является настоящим, серьезным делом. В игре раскрывается перед целый мир перед ребенком, без нее не может быть полноценного творческого развития. Игра стимулирует пытливость и любознательность, эмоционально окрашивает и обогащает жизнь ребенка [48].
Но, не смотря на это, в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций все же большее внимание обращается на регламентированные виды учебной деятельности – непосредственная образовательная деятельность, экспериментирование, подготовка к всевозможным праздникам и мероприятиям и т.д. В таких условиях сюжетно-ролевая игра зачастую просто вытесняется специально организованными обучающими играми. Это, конечно же, приводит к однобокому развитию детей, которое основано на строго-организованном обучении. Так же очень часто в практике дошкольных учреждений воспитатели элементарно не знают, как развивать творчество детей в игре. Они опираются на свой опыт и интуицию, и, случается, делают ошибки.
В условиях дошкольного отделения ГБОУ СОШ 932 педагогический процесс строится на игровой деятельности. Авторы образовательных программ, психологи и педагоги рекомендуют обучать, развивать и воспитывать детей применяя все возможное многообразие детских игр.
Самый естественный и любимый вид деятельности детей дошкольного детства – самостоятельная сюжетно-ролевая игра, и именно в ней максимально раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка. Но очень тревожно то, что в последнее время именно самостоятельная творческая игра вытесняется из мира дошкольника. Потому что жизнь ребенка в детском саду в большинстве случаев организована так, что на саму игру не остается времени. А ведь игра служит для того, чтобы наполнить содержанием детскую жизнь, раскрыть ребенку все многообразие мира.
В своих работах известный исследователь детских игр Смирнова Е.О. состояние игровой деятельности современных дошкольников сравнила с экологическим бедствием! Ведь механизм передачи игры совсем разладился. Поэтому задача современного педагога состоит в том, чтобы помочь детям, так как игра – это сама жизнь дошкольника, которая связана с общением, исследованием, выражением себя, игра сочетает в себе мысль и действие, приносит ребенку удовлетворение и ощущение собственной значимости, успеха.
Именно для решения этой задачи в первую очередь важна и необходима сюжетно-ролевая игра. В ней присутствует внутренний план действия, образность ролей, используются вербальные и невербальные средства общения, применяются условные игровые действия [33].
Существует ряд условий для благоприятного развития творческой игры: устойчивость во времени, насыщение жизни детского сада и группы в частности, личностно-ориентированное взаимодействие педагога и дошкольников по созданию условий для игры.
Чтобы обеспечить эти условия для развития сюжетно-ролевой игры, педагог применяет комплекс педагогических воздействий на сохранение, обогащение, расширение игровой деятельности дошкольников – это так называемое педагогическое руководство.
Педагогическое руководство может быть прямым и косвенным.
При прямом педагогическом руководстве педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному сюжету, замыслу и ролям. В данном случае происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий, а также обогащение игрового опыта, как между взрослым и дошкольником, так и между детьми.
При косвенном руководстве педагогом создаются условия, которые способствуют возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе дошкольников с учетом обогащения игрового опыта между дошкольниками.
В прямом руководстве педагог может занимать следующие позиции:
- Организатор - тогда основная функция заключается в управлении процессом сюжетно-ролевой игры;
- Координатор – основная функция состоит в координации процесса в соответствии с планом организации.
Также возможно применение обеих позиций.
В косвенном руководстве педагог может занимать следующие позиции:
- Инициатор – педагог задействован в постановке проблемы, в обсуждении инициативы детей и события. В данном случае основная функция заключается в мотивации дошкольников к игре.
- Реальный собеседник – педагог способствует развертыванию диалога по инициативе детей в процессе игры, решает задачи по ролевому диалогу, приглашает в сюжет.
- Наблюдатель – педагог наблюдает за процессом игры, за ее развитием по возрасту, структуре и динамике. В данном случае педагог осуществляет прогнозирующую функцию и занят поиском форм возможных решений проблемных мест в развитии игры.
- Нейтральная роль – не дающая для детского сюжета изменений. Функция педагога заключается в сохранении сюжета, корректировке игровых целей и развитии ролевого диалога.
Для педагога сюжетно-ролевая игра – не только способ развития творческих качеств ребенка, но и возможность увидеть его внутренний мир, интересы, индивидуальные особенности [55].
Учить игре дошкольников нужно начинать с младшего возраста, тогда к старшей группе у детей уже будет богатый игровой опыт, на который педагог сможет опираться в дальнейшем. В этом случае сюжет будет развиваться, усложняться, становиться динамичнее, интереснее и богаче.
С детьми старшего дошкольного возраста педагог должен придерживаться следующей схемы построения игры:
1 – Задумка;
2 – Роль, как средство обозначения позиции;
3 – Необходимые атрибуты;
4 – Грамотно организованное пространство;
5 – Внимание к артистичности, манере и поступкам, которые будут характеризовать образ, принятый на себя ребенком;
6 – Результат игры, т.е. самооценка на основе самоанализа.
Большой акцент делается на усложнение сюжета, его развертывание. Например, сначала мы играем с детьми в «Дочки – матери», а на следующий день вводятся новые правила. То есть тут происходит работа над образом предстоящей игры.
Задумывая игру, педагог сначала беседует с детьми на данную тему, узнает их знания и представления, рассказывает новое, расширяя кругозор ребенка. Рассмотрим на примере организации сюжетно-ролевой игры «Театр» в группе детей старшего дошкольного возраста.
Началом игры в «Театр» стали разговоры с детьми о самом театре. Дети рассматривали картинки, программки, билеты. Также воспитатель рекомендовала родителям сводить детей в театр. Как вариант, можно организовать коллективный поход воспитанников группы с родителями в свободное время. Так создается у дошкольников образ театра – это что-то прекрасное.
Если была проведена подготовка в более младшем возрасте, то в старшем дошкольном возрасте дети уже умеют драматизировать сказки, усовершенствуют это умение. Поэтому одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умение действовать на первых этапах игры. Без этого невозможен переход на более высокий уровень ее развития. Именно на основе этой базы можно развернуть и усложнить нашу игру в «Театр» со многими его атрибутами: кассой и билетами, афишами, программками, звонками, использовать занавес, декорации и т.д. В старшем возрасте необходимо научить детей самостоятельности, то есть уметь самостоятельно задумывать предстоящую работу, выбирать инструменты и материал, именно тогда дошкольники увлекутся игрой, будут жить мыслью о театре.
Необходимо каждую роль сделать привлекательной: у кассира важная работа, быть буфетчиком – хорошо, артисты – замечательно, а уж как зрителем быть – просто здорово: надо купить билеты, вежливо разговаривать с билетером, сдать верхнюю одежду в гардероб, аплодировать игре актеров. Тут необходимо рассказать о работе кассира, как должен разговаривать билетер, что делает буфетчица. Дети видят, что зритель – очень сложная роль. Дошкольники должны узнать, чем заняты зрители в антракте (заходят в буфет, прогуливаются по фойе), что по окончании спектакля зрители аплодируют, а когда занавес опустится, то только тогда можно уходить.
Уже в период подготовки можно выбрать или наметить роли детей и определить, кто кем будет. Например, кто-то решил быть кассиром, тогда этот ребенок и делает деньги и билеты. Педагог может предложить дошкольнику подумать, как сделать кассу и где она будет стоять, помочь в случае, если возникнут затруднения. Полезно будет вечерами проиграть сценки из работы сотрудников театра. А вот когда все будет готово, можно приступать к самой игре в «Театр».
Игра должна быть логически завершена. То есть когда закончили работы и театр закрылся, кассир убирает кассу, а буфетчик – буфет, зрители - свои стулья, актеры – костюмы и маски. Тогда полезно провести самооценку, состоялась ли игра или не состоялась.
В данном случае сюжетно-ролевая игра стала максимально полезной для формирования творческих способностей ребенка, для его самовоспитания и самоорганизации. Каждый дошкольник проявит себя индивидуально, не только как исполнитель роли, но и как создатель игровой среды.
Когда педагог вкладывает душу и прилагает усилия к обучению детей сюжетно-ролевой игре, то она получает свой расцвет. Дети сплачиваются и становятся творческим коллективом, выходят на высокий уровень игры. Это подразумевает самосовершенствование игры у детей по их собственному желанию. То есть игра происходит во взаимосвязи нескольких игр, все сливается в общий сюжет, усложняется и углубляется. Происходит укрепление игровой связи между играющими.
Это идеальный вариант развития сюжетно-ролевой игры с целью формирования творческих способностей дошкольников. И тут присутствует тесная взаимосвязь между развитием творчества и развитием сюжетно-ролевой игры. Одно питает другое, позволяет обогатить и расширить, сделать жизнь ребенка красочнее и интереснее, открывает горизонты неизведанного. Ребенок пока не может относиться к миру объективно и отстраненно, он во всем пытается найти свои возможности, варианты участия или, как минимум, причастности к происходящему. Именно творчество позволяет относиться к миру активно, наполнять его своими желаниями, узнавать больше. Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью [25].
Для детей старшего дошкольного возраста характерны образное мышление, эмоциональное переживание, умение понять интуитивно суть ситуации. Сюжетно-ролевая игра имеет колоссальное значение для всестороннего развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Берет на себя определенную действительность, в которой он является социально значимым лицом.
Важное значение имеют игровые проблемные ситуации, они создаются с помощью изменения игровой среды и активного обобщения. Игровые проблемные ситуации ставят дошкольников перед потребностью использовать ранее полученные впечатления для творческого поиска решения этой задачи и побуждают к самостоятельной игре. Это означает, что надо поставить детей перед такой игровой ситуацией, которую они захотят решать сами.
Первостепенное в игровой задаче - воображаемая цель, которая близка и понятна дошкольнику по имеющемуся у него личному опыту. Эмоциональный контакт и доверие взрослого непосредственно влияют на развитие игры. Педагог должен чувствовать и понимать игру дошкольников, он может вовремя подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за них того, с чем ребенок справится сам. Такой результат достигается путем постепенно усложняющихся игровых проблемных ситуаций. Причем, игровую задачу заранее программирует взрослый, то есть создает условия для решения различными способами и средствами. Обратим внимание, что в целях успешного формирования творческих способностей, педагог не демонстрирует готовый образец решения. Он вызывает дошкольника на самостоятельное достижение воображаемой цели.
Чтобы сюжетно-ролевая игра стала успешным средством в развитии творческих способностей старших дошкольников, необходимо формировать у ребенка умение принимать игровые задачи от педагога, затем ставить и самому же их решать, причем усложняющимися способами и средствами поэтапно. То есть ребенок должен не только самостоятельно повторить показанные игровые способы в тех же условиях, но и по-разному применить свои знания в различных игровых ситуациях.
Развернутая сюжетно-ролевая игра появляется у детей к старшему дошкольному возрасту. Установление множественных связей между ролями, то есть включение роли в целостную систему отношений, требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером. Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. Сложность совместной игры возникает из-за того, что дети, вступая в нее, имеют свои индивидуальные замыслы, связанные с их личными интересами, возможностями и опытом.
Знания и опыт детей возрастают к старшему дошкольному возрасту, развивается воображение и, следовательно, усложняется содержание игры. Это значит, что игровые сюжеты представляют собой не обычные последовательности событий, как они есть в реальной жизни, а комбинированные, то есть преобразованные в соответствии с намерениями и желанием дошкольника [30].
Поэтому на определенном этапе развития, когда достаточно расширились представления и знания ребенка об окружающем мире, роль становится уже «ограничителем» творческого построения сюжета игры. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется стремление не только к воссозданию людей, но и именно к творческому воссозданию, а также придумыванию событий, участником которых он хотел бы стать сам.
Следовательно, мы можем сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать расширение игрового опыта детей, обогащение содержания игры. Большое внимание педагог должен уделить формированию положительных взаимоотношений. А также необходимо помнить о том, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Все это станет благоприятной основой для формирования творческих способностей средствами сюжетно-ролевой игры.
Из вышесказанного становится понятно, что с помощью сюжетно-ролевой игры ребенок учится:
- Понять и переживать жизненные ситуации разных людей, как свои собственные и так лучше понимать смысл их поступков и действий;
- Уважать себя и верить в свои силы. Это происходит потому, что в игре ребенок действует увереннее и ему не нужно спрашивать разрешения. Педагог проявляет положительное отношение игровой деятельности дошкольника и тем самым закрепляет его уверенность в себе.
- Самостоятельно ставить и решать задачи;
- Смотреть на себя со стороны и осознать свое реальное место среди других людей;
- Свободно выражать свои чувства;
- Переживать свои чувства и давать выход своим эмоциям.
Педагог должен учитывать следующие моменты:
А) играть с детьми нужно как можно чаще, так как для игры необходима практика.
Б) необходимо обратить внимание на неиграющих детей, найти к ним индивидуальный подход и вовлечь в игру, учитывая их особенности и интересы.
В) говорить с детьми на их языке. Тогда педагог преодолеет чувство превосходства над ребенком.
Г) эмоционально откликаться на чувства каждого ребенка.
Д) любить и ценить детей такими, какие они есть!
Выводы: благоприятные педагогические условия способствуют формированию творческих способностей детей дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
На основании изученных работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов по теме «Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры» мы можем сделать выводы о благоприятном влиянии средств сюжетно-ролевой игры на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста. На что же следует обратить внимание педагогам и психологам в первую очередь:
- Под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового и значимого, прежде всего, именно для самого ребенка продукта, придумывание к известному ранее не использованных и новых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание новых действий, своего начала и конца, новых характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее средств выразительности и способов изображения в новой ситуации, проявление дошкольником инициативы во всем, придумывание разных вариантов движений, ситуаций, изображения.
- Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, она необходима и естественна для него.
- Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, который реализуется с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире, с активной работой воображения.
- Ученые связывают развитие игрового творчества, прежде всего, с постепенным обогащением содержания игры.
- Необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников, дать им определенные знания, помочь овладеть умениями и навыками, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут.
- Поощрять любопытство и воображение ребенка. Воображение – необходимый элемент творческой деятельности.
- Обеспечить ребенку удовлетворение основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
- Помнить о том, что каждый ребенок заслуживает уважения к его творчеству и к результатам своей деятельности.
- Необходимо находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны.
- Создать интересную и вариативную среду для дошкольников.
- Воспитание творческих способностей должно представлять собой целенаправленный процесс.
- Необходимо играть с детьми как можно чаще, потому что для игры нужна практика.
- Учитывать особенности и интересы всех дошкольников, обращать внимание на неиграющих детей, найти к ним подход и вовлечь в игру.
- Помнить, что сюжетно-ролевая игра – не только способ развития творческих качеств ребенка, но и возможность увидеть его внутренний мир, интересы, индивидуальные особенности.
- Творческие способности дошкольника необходимо развивать на протяжении всего периода детства. Ведь дошкольный возраст дает уникальные возможности для развития способностей к творчеству. От того, насколько эти возможности были использованы, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства
Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии
Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед н...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Обобщение опыта...
Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...
Консультация для воспитателей "Развитие творческого потенциала дошкольника в сюжетно-ролевых играх"
Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из раз...