Сценарий музыкально - театральной постановки "Как Снеговики солнце искали" Музыкально - дидактические игры как средство развития творческого потенциала детей
методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 3 города Данкова Липецкой области
Музыкально - дидактические игры
как средство развития
творческого потенциала детей
Подготовила: Ширнина С.А.,
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
Наша педагогическая деятельность всем своим содержанием ориентируется на будущее наших воспитанников, которым предстоит вступить в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия. Мы не можем предугадать, кем они станут, но учить их, какими они должны быть, необходимо. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о развитии в них творческой, раскрепощённой личности, которая, прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни. Одним из важнейших средств развития творческого потенциала детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Музыкально – дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.
Основная идея – развить творческую и разностороннюю личность дошкольника во всех видах музыкальной деятельности через музыкальные игры. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. А чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель.
В музыкально – дидактических играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка, что открывает перед ним возможность применения полученных знаний в жизненной практике. А наша цель, как педагогов, заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.
Для этого были определены следующие задачи:
развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению;
побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах;
создать предпосылки к формированию творческого мышления;
наработать вспомогательный музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.
Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкально – творческих способностей.
Воспитатель - является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
Музыкальное воспитание в семье имеет также свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.
Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них, они должны быть просты и доступны, интересны и
привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем
желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Игры, в которых дети сами
принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и
желанными. С помощью таких разнообразных дидактических игр у детей развивается самоуверенность в своих способностях, творческая инициатива, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Дидактическая игра - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, обучение тоже проходит наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры. Играя, ребенок усваивает знания лучше и быстрее. В иг...
Сценарий музыкально-игрового мероприятия «АРМЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ» ко Дню Защитника Отечества для детей и родителей старшей группы
Цель: Создание единого образовательного пространства; приобщение родителей к участию в жизни детского сада; помощь в становлении родительского авторитета в глазах детей; значение примера в воспитании ...
Сценарий музыкального развлечения, посвященного 23 февраля «АТЫ –БАТЫ, МЫ СОЛДАТЫ» для детей старшей и подготовительной группы
День защитника Отечества воспитывает в детях чувство патриотизма, уважение к воинам. Этот праздник воспевает отвагу, выносливость, героизм народа, победившего смертельного врага....
Сценарий музыкального тематического досуга "День веселья или Робот в гостях у детей"
Сценарий составлен в развлекательной форме для закрепления у детей полученных знаний. Может быть полезен в работе музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования....
Сценарий музыкально - театрализованного досуга по мотивам сказки Джанни Родари «Чиполлино» для детей с ОВЗ подготовительная группа
Цель:Способствовать развитию дружеских отношений и социальной коммуникации детей посредством музыкально - театрализованной деятельности.Задачи:- Создать у детей радостное и вес...
Сценарий музыкально-спортивного развлечения в детском саду ко Дню Матери для детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий музыкально-спортивного развлечения в детском саду ко Дню Матери для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.Задачи:Совершенств...
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Лето красное прощай, нам здоровье сохраняй» для детей старшего дошкольного возраста.
Замечательный и веселый праздник прощания с Летом подведет итоги летней оздоровительной работы и закрепит знания детей о любимом времени года всех дошкольников....