Проектная деятельность с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сапунова Марина Борисовна

Проектная деятельность с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_s_detmi_rannego_vozrasta.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в группе раннего возраста.

Методические рекомендации воспитателя

группы раннего возраста Сапуновой М.Б.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Все вы знаете, что в зависимости от доминирующей в проекте деятельности существуют разные виды проектов: это исследовательский проект, творческий проект, ролевой и игровой проекты, прикладные проекты.

В педагогической практике нашего дошкольного учреждения на данном этапе педагогической деятельности используются в основном два вида проектов. Это детские исследовательские проекты и творческие проекты педагогов.

Остановимся на детском исследовательском проекте. Метод детских исследовательских проектов ориентирован на:

  • осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  • приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
  • применение и приобретение детьми новых знаний.

Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. В нашем детском саду работа по созданию детского исследовательского проекта ведется на основе рекомендаций Н.Е.Вераксы, профессора, доктора психологических наук, научного руководителя учебного центра Л.А.Венгера.

Реализация проекта включает несколько этапов:

I этап – определение темы исследования, задач для педагога, родителей, детей.

II этап – обозначение темы для детей. Предложить оформить папку, книгу по теме проекта.

III этап – совместная работа детей и родителей по организации и оформлению исследовательского проекта.

IV этап – защита или презентация. Дети совместно с родителями заполняют график защиты, подают заявку на выступление перед детьми другой группы. При защите выделяются интересные открытия, делаются замечания, предложения. Докладчик принимает их и отвечает на возникшие вопросы.

Детские исследовательские проекты проходят несколько этапов защиты и презентации.

I этап – в группе для детей или родителей.

II этап – в детском саду для детей других групп или педагогов детского сада.

III этап – в начальном звене школы, для выпускников нашего детского сада.

Реализация детских проектов помогает многим детям:

  • испытать радость открытия;
  • чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
  • успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.

Достижения ребенка представлены в портфолио.

Творческие проекты педагогов.

При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т.д., или другие формы, более близкие педагогу).

Педагогами нашего детского сада была создана следующая структура проекта:

I. Обоснование актуальности выбора темы (актуальность темы).

II. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность.

III. Этапы реализации проекта.

1 этап – этап подготовки проекта. 

Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:

  • определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
  • разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
  • определяют прогнозируемый результат;
  • обсуждают проект с родителями;
  • выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
  • определяют содержание деятельности всех участников проекта.

2 этап – этап практической реализации проекта.

На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.

3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.

4 этап – презентация и защита проектов 

Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д.

Последние годы коллективом нашего детского сада большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания. Это связано с выходом “Государственной Программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации”.

Т.Н.Доронова, кандидат педагогических наук, автор программ “Радуга”, “Из детства в отрочество”, считает, что основными направлениями патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются:

  1. Воспитание чувства любви и уважения к своей семье, родным, близким, ближайшему окружению.
  2. Восприятие природы родного края.
  3. Отношение к историческому прошлому своей Родины.
  4. Искусство и культура.

Темы проектов наших педагогов связаны с основными направлениями патриотического воспитания детей дошкольного возраста: младший возраст – это семья и ближайшее окружение (это фольклор, художественная литература, игра и игрушки), а старший дошкольный возраст – культура, искусство, история.

Основные результаты, которые мы предполагаем получить:

  1. эмоциональный отклик ребенка на ту или иную информацию.
  2. воспитание патриотических чувств: чувство гордости за свою малую Родину, свой город, достижения людей, связанных с трудом, культурой, историей.
  3. активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач патриотического воспитания.

Тема проекта: “Игрушки”

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста – это широкий контекст социально – личностного развития.

Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. “Игрушки-небалушки” - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

- Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки?

- Чем должна быть игрушка для ребенка?

- Как выбрать то, что нужно ребенку?

- Игрушка полезная и вредная.

Актуальность поставленных вопросов очевидна и вызвана работой по программе “Из детства в отрочество” (автор Доронова Т.Н.). Это первая программа по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет для родителей и педагогов, в который входит набор игрушек.

Поставленные вопросы помогли определить тему педагогического проекта - “Игрушка”, возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог - дети – родители.

Цель проекта: формирование у ребенка в Детском саду и дома социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально- эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.

Задачи для детей: развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.

Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Задачи для родителей: 

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
  • учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Участники проекта:

1. Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель.

2. Дети 1 мл. группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 5 месяцев

Ожидаемый результат 

в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

дети : 

  • проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
  • овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности; 

родители: 

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

I . Подготовительный этап: 

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II . Основной этап реализации проекта:

1. Содержание деятельности родителей: 

  • Изготовление игрушек - самоделок ко дню бумажной и звучащей игрушки.
  • Подбор игрушек для тематических выставок в д\с.
  • Участие в оформлении выставок в группе.
  • Участие в оформлении группы и музыкального зала ко дню игрушки
  • (газета, шары, игрушки, подбор муз. материала).
  • Выставка материалов “ Как я играю дома”.
  • Показ кукольного спектакля “Теремок Деда Мороза”.

2. Содержание деятельности педагога:

Система мероприятий:

Январь - “Звучащая игрушка”

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Художественно-речевая деятельность

Музыкально-театрализованная деятельность

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

Итоговое мероприятие: “День звучащей игрушки” 

Система мероприятий: (см приложение)

III . Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
  • возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
  • считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта “Игрушка” во 2 младшей группе.

Приложение

Использованная литература: 

  1. А.Барто, “Игрушки”.
  2. Доронова Т.Н., Программа “Из детства в отрочество” (от 1 год до 4 лет)..
  3. “Дошкольное воспитание” № 2, 4 - 2005г.
  4. “Трынцы- брынцы, бубенцы”- (рус.нар. потешки, прибаутки, заклички, Колыбельные, дразнилки, считалки). г.Москва, изд-во “Детская литература”, 1994год.
  5. “Запел петушок”(рус.нар. песенки, потешки, сказки). г.Москва, изд-во “Малыш”,1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста Тема: «Сказка учит говорить».

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях,...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста Тема: «Здоровячок».

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст яв...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОУ: теория и практика.

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОУ: теория и практика. Пример проекта ....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДОО

Осташова И.Н., воспитательГБДОУ детский сад №48 калининского районаСанкт — Петербург Проектная деятельность с детьми раннего возраста в ДООЛягушатаВ ходе осуществления проектной деятельност...

Презентация "Проектная деятельность с детьми раннего возраста"

Проектная деятельность, как эффективный метод  активизации совместной поисково-познавательной деятельности педагогов, родителей и детей раннего возраста...