"Развитие речи и приобщения детей к художественной литературе"
статья на тему
Предварительный просмотр:
"Развитие речи и приобщения детей к художественной литературе"
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка и способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения.
Постепенно у детей формируется избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Также в старшем возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление о воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Всё последующее знакомство с художественной литературой будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя- привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способность передавать определённое содержание. В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. Богатство речи: предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. Точность речи: оптимальное словоупотребление. Это выбор таких слов, которые наилучшим способом передают содержание высказывания. И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств. Соответствующих условиям и задачам общения. Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы пословицы, поговорки, загадки, потешки. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств в художественном тексте. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Важно обратить внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений. К примеру, после прослушивания сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» предложить детям пропеть песенки. Младшим дошкольникам рекомендуют для чтения рекомендуют небольшие рассказы и стихи. Они не сложные по содержанию, выражены в простой форме. Младших дошкольников стихотворения отличающие, чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью доступной форме. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Усваивают смысл стихотворения. Продолжается ознакомление с художественной литературой. После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Важно после чтения произведения правильно формулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное- действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. В старшем возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание. Анализ сказки проводиться наиболее глубоко. При чтении стихов нужно помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность, глубже осознать содержимое. При знакомстве с рассказом, воспитатель должен раскрыть перед детьми значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание, какими словами автор характеризует самих героев, и их поступки. Перед педагогом стоит задача воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык, сказок, рассказов, стихотворений. Систематическая работа приведёт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений разных жанров и на разные темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".
Продолжать развивать cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)
Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – моделирование эмоционального состояния и заботы о до...

«Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»» Непрерывная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию ( ознакомление с художественной литературой) в средней группе
Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова). Прививать любовь к русским народным сказкам....

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект по художественно-эстетическому развитию, тематический блок «Художественная литература ». Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»
На занятии дети знакомятся с русской народной сказкой "Хвосты". Применяется метод моделирования для запоминания сказки и для проявления творческих способностей.....

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...