Главные вкладки
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Тема профессиональной деятельности педагога:
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе
приобщения к детской художественной литературе». План по самообразованию педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_skazki.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема профессиональной деятельности педагога:
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе
приобщения к детской художественной литературе».
Цель профессиональной деятельности в
соответствии с выбранной темой : речевое развитие детей дошкольного
возраста посредством обогащения их литературного опыта.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение
цели:
1. Создавать условия для организации культурной речевой среды в
окружении воспитанников;
2. Обогащать и активизировать словарный запас посредством
продуктивной творческой деятельности;
3. Развивать диалогическое общение детей дошкольного возраста в
процессе интерактивного взаимодействия;
4. Развивать связную речь на основе обогащения литературного опыта;
5. Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах
речевого развития детей дошкольного возраста.
Актуальность:
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных
областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение
целей формирования устной речи и навыков речевого общения с
окружающим на основе владения литературным языком своего народа.
Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку
основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего
языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Общеизвестно положительное воздействие художественной литературы на
умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика его роль
и в развитии речи.
Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский
утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно
прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,
развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные
образцы литературного языка.
Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста
посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом
причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества
теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям
книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной
литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается
незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению
художественной литературы способствуют развитию не только речевых
способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально-
нравственному, художественному-эстетическому, нравственно-патриотическому при чтении литературы определенной тематики.
Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и
последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение
связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством
приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников
связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.
План самообразования
1. Повысить уровень компетентности путем изучения тематической
литературы, посещения консультаций ДОУ, самообразования по
данной теме (участие в конференциях, вебинарах, прохождение курсов
повышения квалификации, онлайн-курсов по данной теме);
2. Разработать перспективный план работы с детьми по заявленной теме;
3. Сделать расчет показателей развития воспитанников средней группы
4. Продолжить обогащение книжного уголка детской художественной
литературой для детей средней возрастной группы;
5. Подготовить (оформить) фото-подборку для детей и родителей
«Портреты детских писателей»;
План работы на год
Работа с детьми
Сентябрь-май -
Чтение художественной
литературы в соответствии с
перспективным
планированием, беседы по
их содержанию;
Заучивание стихотворений и
потешек в соответствии с
перспективным
планированием, беседы по
их содержанию;
Совершенствование навыков
заучивания стихотворений,
пересказа художественных
произведений;
Проведение словарной
работы по обогащению
словарного запаса детей;
Проведение литературных
вечеров;
Участие в литературных
конкурсах (викторины,
выставки)
Работа с семьей
Сентябрь-май
Сентябрь
1. Определить показатели
развития воспитанников
средней группы
на начало учебного года по
образовательной области
«Речевое развитие».
Октябрь
1. Чтение художественной
литературы по
перспективному
планированию;
2. Чтение сказки К.И.
Чуковского «Телефон»,
анализ и пересказ
произведения;
3. Досуговая деятельность «В
гостях у сказки».
Ноябрь
1. Беседы из личного опыта:
«Зачем нужно читать
книги?»;
2. Чтение художественной
литературы по
перспективному
планированию.
Декабрь
1. Викторина по
художественной литературе
«Знатоки»;
2. Обобщение полученных
знаний за первое полугодие;
3. Чтение художественной
литературы по
перспективному
планированию.
Январь 1. Тематические занятия,
самостоятельное творчество;
2. Чтение художественной
литературы по
перспективному
планированию.
Февраль
1. Чтение сказки «Пузырь,
соломинка и лапоть» анализ
и пересказ произведения;
2. Театрализация сказки
«Пузырь, соломинка и
лапоть»
3. Чтение художественной
литературы по
перспективному
планированию
Март
1. НОД «По мотивам
произведений
К.И.Чуковского»
2. Подготовка материала для
дидактических игр (Игры
«Отгадай сказку», «Из какой
сказки?», «Сказочное лото»);
3. Неделя дидактических игр;
4. Чтение художественной
литературы по
перспективному
планированию
Апрель
1. Подготовка и реализация
педагогического проекта
«Правильно питайся –
здоровья набирайся»;
2. Открытое НОД «Правильно
питайся – здоровья
набирайся»
Май
1. НОД «Берегите лес – лес
наше богатство»;
2. Определить показатели
развития воспитанников
средней группы
на конец учебного года по
образовательной области
«Речевое развитие»;
3. Сделать сводную
сравнительную таблицу.
Проанализировать
полученные результаты
1. Повышение уровня компетентности путем изучения тематической
литературы, посещения консультаций ДОУ, самообразования по
данной теме (участие в конференциях, вебинарах)
);
2. Разработка перспективного плана работы с детьми по заявленной теме;
3. Оформление папок-передвижек, информационных листовок, буклетов,
соответствующих теме профессиональной деятельности педагога
4. Проведение родительских собраний и консультаций
5. Оформление фото-подборки для детей и родителей «Портреты детских
писателей»;
6. Обобщение и представление педагогического опыта по теме
профессиональной деятельности педагога
7. Отчет о проделанной работе за 2020-2021 учебный год
Литература:
1. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского
сада» 2010
2. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей»
«Педагогика», 2012
3. Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений» - М: ТЦ «Сфера», 2012
4. - Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и
развитие речи» - М: ТЦ «Сфера», 2011
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»
(3-5 лет, 5-7 лет) – М: ТЦ «Сфера», 2012
6. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические
рекомендации» - М: ТЦ «Сфера», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народной культуре
Народная культура для детей дошкольного возраста...
Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
Тип проекта: Практико-ориентированный.Вид проекта: Долгосрочный.Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Статья о важности равитии речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы....
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»
Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...