«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Тема профессиональной деятельности педагога:

 «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе

приобщения к детской художественной литературе». План по самообразованию педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_skazki.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема профессиональной деятельности педагога:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе

приобщения к детской художественной литературе».

Цель профессиональной деятельности в

соответствии с выбранной темой : речевое развитие детей дошкольного

возраста посредством обогащения их литературного опыта.

Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение

цели:

1. Создавать условия для организации культурной речевой среды в

окружении воспитанников;

2. Обогащать и активизировать словарный запас посредством

продуктивной творческой деятельности;

3. Развивать диалогическое общение детей дошкольного возраста в

процессе интерактивного взаимодействия;

4. Развивать связную речь на основе обогащения литературного опыта;

5. Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах

речевого развития детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных

областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение

целей формирования устной речи и навыков речевого общения с

окружающим на основе владения литературным языком своего народа.

Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку

основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего

языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Общеизвестно положительное воздействие художественной литературы на

умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика его роль

и в развитии речи.

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский

утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно

прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь

общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,

развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные

образцы литературного языка.

Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста

посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом

причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества

теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям

книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной

литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается

незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению

художественной литературы способствуют развитию не только речевых

способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально-

нравственному, художественному-эстетическому, нравственно-патриотическому при чтении литературы определенной тематики.

Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и

последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение

связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством

приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников

связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.

План самообразования

1. Повысить уровень компетентности путем изучения тематической

литературы, посещения консультаций ДОУ, самообразования по

данной теме (участие в конференциях, вебинарах, прохождение курсов

повышения квалификации, онлайн-курсов по данной теме);

2. Разработать перспективный план работы с детьми по заявленной теме;

3. Сделать расчет показателей развития воспитанников средней группы

4. Продолжить обогащение книжного уголка детской художественной

литературой для детей средней возрастной группы;

5. Подготовить (оформить) фото-подборку для детей и родителей

«Портреты детских писателей»;

План работы на год

Работа с детьми

Сентябрь-май -

Чтение художественной

литературы в соответствии с

перспективным

планированием, беседы по

их содержанию;

Заучивание стихотворений и

потешек в соответствии с

перспективным

планированием, беседы по

их содержанию;

Совершенствование навыков

заучивания стихотворений,

пересказа художественных

произведений;

Проведение словарной

работы по обогащению

словарного запаса детей;

Проведение литературных

вечеров;

Участие в литературных

конкурсах (викторины,

выставки)

Работа с семьей

Сентябрь-май

Сентябрь

1. Определить показатели

развития воспитанников

средней группы

на начало учебного года по

образовательной области

«Речевое развитие».

Октябрь

1. Чтение художественной

литературы по

перспективному

планированию;

2. Чтение сказки К.И.

Чуковского «Телефон»,

анализ и пересказ

произведения;

3. Досуговая деятельность «В

гостях у сказки».

Ноябрь

1. Беседы из личного опыта:

«Зачем нужно читать

книги?»;

2. Чтение художественной

литературы по

перспективному

планированию.

Декабрь

1. Викторина по

художественной литературе

«Знатоки»;

2. Обобщение полученных

знаний за первое полугодие;

3. Чтение художественной

литературы по

перспективному

планированию.

Январь 1. Тематические занятия,

самостоятельное творчество;

2. Чтение художественной

литературы по

перспективному

планированию.

Февраль

1. Чтение сказки «Пузырь,

соломинка и лапоть» анализ

и пересказ произведения;

2. Театрализация сказки

«Пузырь, соломинка и

лапоть»

3. Чтение художественной

литературы по

перспективному

планированию

Март

1. НОД «По мотивам

произведений

К.И.Чуковского»

2. Подготовка материала для

дидактических игр (Игры

«Отгадай сказку», «Из какой

сказки?», «Сказочное лото»);

3. Неделя дидактических игр;

4. Чтение художественной

литературы по

перспективному

планированию

Апрель

1. Подготовка и реализация

педагогического проекта

«Правильно питайся –

здоровья набирайся»;

2. Открытое НОД «Правильно

питайся – здоровья

набирайся»

Май

1. НОД «Берегите лес – лес

наше богатство»;

2. Определить показатели

развития воспитанников

средней группы

на конец учебного года по

образовательной области

«Речевое развитие»;

3. Сделать сводную

сравнительную таблицу.

Проанализировать

полученные результаты

1. Повышение уровня компетентности путем изучения тематической

литературы, посещения консультаций ДОУ, самообразования по

данной теме (участие в конференциях, вебинарах)

);

2. Разработка перспективного плана работы с детьми по заявленной теме;

3. Оформление папок-передвижек, информационных листовок, буклетов,

соответствующих теме профессиональной деятельности педагога

4. Проведение родительских собраний и консультаций

5. Оформление фото-подборки для детей и родителей «Портреты детских

писателей»;

6. Обобщение и представление педагогического опыта по теме

профессиональной деятельности педагога

7. Отчет о проделанной работе за 2020-2021 учебный год

Литература:

1. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского

сада» 2010

2. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей»

«Педагогика», 2012

3. Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста:

методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных

учреждений» - М: ТЦ «Сфера», 2012

4. - Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и

развитие речи» - М: ТЦ «Сфера», 2011

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»

(3-5 лет, 5-7 лет) – М: ТЦ «Сфера», 2012

6. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические

рекомендации» - М: ТЦ «Сфера», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

Тип проекта: Практико-ориентированный. Вид проекта: Долгосрочный. Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья о важности равитии речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы....

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...