«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».
статья по развитию речи (средняя группа)

Григорьева Татьяна Леонидовна
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе владения литературным языком своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».

Автор: Григорьева Татьяна Леонидовна

Организация: ГБДОУ №85

 г. Санкт – Петербург

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных

областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение

целей формирования устной речи и навыков речевого общения с

окружающим на основе владения литературным языком своего народа.

Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку

основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего

языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Общеизвестно положительное воздействие художественной литературы на

умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика его роль

и в развитии речи.

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский

утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно

прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь

общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,

развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные

образцы литературного языка.

Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста

посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом

причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества

теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям

книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной

литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается

незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению

художественной литературы способствуют развитию не только речевых

способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально-

нравственному, художественному-эстетическому, нравственно патриотическому при чтении литературы определенной тематики.

Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и

последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение

связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством

приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников

связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.

Цель: речевое развитие детей дошкольного

возраста посредством обогащения их литературного опыта.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

1. Создавать условия для организации культурной речевой среды в

окружении воспитанников;

2. Обогащать и активизировать словарный запас посредством

продуктивной творческой деятельности;

3. Развивать диалогическое общение детей дошкольного возраста в

процессе интерактивного взаимодействия;

4. Развивать связную речь на основе обогащения литературного опыта;

5. Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах

речевого развития детей дошкольного возраста.

Организационный этап:

Изучение методической литературы

Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского сада» -

Спб: «Акцидент», 2010

Карпинская Н.С. «Художественное слово воспитании детей» - М: «Педагогика», 2012

Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных

Проведен анализ изученной литературы (представлен в плане по самообразованию) учреждений» - М: ТЦ  «Сфера», 2012

 Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» - М: ТЦ «Сфера», 2011

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» (3-5 лет, 5-7 лет) – М: ТЦ «Сфера», 2012

Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические рекомендации» - М: ТЦ  «Сфера», 2012

Изучение методики художественного чтения и рассказывания М.М.Кониной;

 Изучение методики использования иллюстраций Е.А.Флёриной;

 Изучение содержания методики д.п.н, профессора, зав.лабораторией Института развития дошкольного образования РАО, О.С.Ушаковой.

Работа с семьёй

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы;

 Пополнение группы книгами с детской художественной литературой, дисками с экранизациями сказок, рассказов, соответствующими средней возрастной группе воспитанников.

Консультация «ФГОС ДО: речевое развитие детей дошкольного возраста»;

Подготовить (оформить) фотоподборку для детей и родителей «Портреты

детских писателей»;

Анкетирование родителей по теме.

Совместное творчество ребёнка и взрослого;

Проведения конкурса выставки «Лучшая иллюстрация к прочитанной книге» (внутри группы).

 Изготовление буклетов «Как правильно учить стихи?!»

Оформление папки передвижки «Читаем книги –развиваем речь».

Консультация «Роль книги в развитии ребёнка»;

Оформление папки передвижки «Растим будущего читателя»

Рекомендации по семейному чтению.

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ;

Совместная досуговая деятельность «Моя любимая книга».

Оформление папки передвижки «Использование дидактических игр в речевом развитии ребёнка»

Консультация «Как заинтересовать ребенка чтением?»

 Консультация «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книгам»

Оформление папки передвижки «Семейное чтение. Как приобщить ребенка к художественной литературе?»

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной

работе.

Консультация «Что читать дошкольникам летом?»

Работа с детьми
Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планированием, беседы по их содержанию; Заучивание стихотворений и потешек в соответствии с перспективным планированием, беседы по их содержанию;

Совершенствование навыков заучивания стихотворений, пересказа художественных произведений;

Проведение словарной работы по обогащению словарного запаса детей;

 Проведение литературных вечеров;

Участие в литературных конкурсах (викторины, выставки, онлайн мероприятия);

Литература:

1. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского

сада» - Спб: «Акцидент», 2010

2. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» - М:

«Педагогика», 2012

3. Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста:

методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных

учреждений» - М: ТЦ «Сфера», 2012

4. - Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и

развитие речи» - М: ТЦ «Сфера», 2011

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»

(3-5 лет, 5-7 лет) – М: ТЦ «Сфера», 2012

6. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические

рекомендации» - М: ТЦ «Сфера», 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

Тип проекта: Практико-ориентированный. Вид проекта: Долгосрочный. Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья о важности равитии речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы....

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...

Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...