«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».
статья по развитию речи (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».
Автор: Григорьева Татьяна Леонидовна
Организация: ГБДОУ №85
г. Санкт – Петербург
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных
областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение
целей формирования устной речи и навыков речевого общения с
окружающим на основе владения литературным языком своего народа.
Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку
основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего
языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Общеизвестно положительное воздействие художественной литературы на
умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика его роль
и в развитии речи.
Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский
утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно
прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,
развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные
образцы литературного языка.
Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста
посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом
причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества
теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям
книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной
литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается
незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению
художественной литературы способствуют развитию не только речевых
способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально-
нравственному, художественному-эстетическому, нравственно патриотическому при чтении литературы определенной тематики.
Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и
последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение
связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством
приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников
связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.
Цель: речевое развитие детей дошкольного
возраста посредством обогащения их литературного опыта.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
1. Создавать условия для организации культурной речевой среды в
окружении воспитанников;
2. Обогащать и активизировать словарный запас посредством
продуктивной творческой деятельности;
3. Развивать диалогическое общение детей дошкольного возраста в
процессе интерактивного взаимодействия;
4. Развивать связную речь на основе обогащения литературного опыта;
5. Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах
речевого развития детей дошкольного возраста.
Организационный этап:
Изучение методической литературы
Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского сада» -
Спб: «Акцидент», 2010
Карпинская Н.С. «Художественное слово воспитании детей» - М: «Педагогика», 2012
Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
Проведен анализ изученной литературы (представлен в плане по самообразованию) учреждений» - М: ТЦ «Сфера», 2012
Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» - М: ТЦ «Сфера», 2011
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» (3-5 лет, 5-7 лет) – М: ТЦ «Сфера», 2012
Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические рекомендации» - М: ТЦ «Сфера», 2012
Изучение методики художественного чтения и рассказывания М.М.Кониной;
Изучение методики использования иллюстраций Е.А.Флёриной;
Изучение содержания методики д.п.н, профессора, зав.лабораторией Института развития дошкольного образования РАО, О.С.Ушаковой.
Работа с семьёй
Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы;
Пополнение группы книгами с детской художественной литературой, дисками с экранизациями сказок, рассказов, соответствующими средней возрастной группе воспитанников.
Консультация «ФГОС ДО: речевое развитие детей дошкольного возраста»;
Подготовить (оформить) фотоподборку для детей и родителей «Портреты
детских писателей»;
Анкетирование родителей по теме.
Совместное творчество ребёнка и взрослого;
Проведения конкурса выставки «Лучшая иллюстрация к прочитанной книге» (внутри группы).
Изготовление буклетов «Как правильно учить стихи?!»
Оформление папки передвижки «Читаем книги –развиваем речь».
Консультация «Роль книги в развитии ребёнка»;
Оформление папки передвижки «Растим будущего читателя»
Рекомендации по семейному чтению.
Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ;
Совместная досуговая деятельность «Моя любимая книга».
Оформление папки передвижки «Использование дидактических игр в речевом развитии ребёнка»
Консультация «Как заинтересовать ребенка чтением?»
Консультация «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книгам»
Оформление папки передвижки «Семейное чтение. Как приобщить ребенка к художественной литературе?»
Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной
работе.
Консультация «Что читать дошкольникам летом?»
Работа с детьми
Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планированием, беседы по их содержанию; Заучивание стихотворений и потешек в соответствии с перспективным планированием, беседы по их содержанию;
Совершенствование навыков заучивания стихотворений, пересказа художественных произведений;
Проведение словарной работы по обогащению словарного запаса детей;
Проведение литературных вечеров;
Участие в литературных конкурсах (викторины, выставки, онлайн мероприятия);
Литература:
1. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга: пособие для воспитателя детского
сада» - Спб: «Акцидент», 2010
2. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» - М:
«Педагогика», 2012
3. Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений» - М: ТЦ «Сфера», 2012
4. - Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и
развитие речи» - М: ТЦ «Сфера», 2011
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»
(3-5 лет, 5-7 лет) – М: ТЦ «Сфера», 2012
6. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь. Методические
рекомендации» - М: ТЦ «Сфера», 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народной культуре
Народная культура для детей дошкольного возраста...
Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
Тип проекта: Практико-ориентированный.Вид проекта: Долгосрочный.Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Статья о важности равитии речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы....
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»
Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...
Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...