Нравственно – трудовое воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Воронина Вера Николаевна

Среди воспитательно- образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно – трудового воспитания всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить.Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Нравственно – трудовое воспитание дошкольников

                                             

                                                                 Воспитатель: Воронина В.Н.

                                                             

                                                                 Труд становится великим воспитате-

                                                                лем, когда он входит в жизнь наших

                                                                воспитанников, дает радость дружбы

                                                                и товарищества, развивает пытли-  

                                                                вость и любознательность, рождает

                                                                новую красоту в окружающем мире,

                                                                пробуждает первое гражднское чувст-

                                                                во – чувство созидателя материальных

                                                                благ, без которых невозможна жизнь

                                                                человека.

                                                                                                    В.А Сухомлинский

 

     Среди воспитательно- образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно – трудового воспитания всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к  учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

      Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия. Радость познания, радость взросления – обычное состояние.

       Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

       Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически. Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития, поэтому ставится задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных особенностей) интереса к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Недооценка этого приводит к весьма печальному исходу, так как в последствии, приходится ребёнка перевоспитывать, а это очень сложный процесс. Поэтому задачи решаются через ознакомление с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности

 в детском саду и дома. При этом особо подчёркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

       В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты  должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

     Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы.

      Трудовое  воспитание составляет одну из важнейших  сторон нравственного воспитания. При  условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

        Задачи  нравственного воспитания в труде  имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства.

        Мы  учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического действия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности. Этот уровень различен на разных возрастных этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя опора идет на общие закономерности развития.

         Трудовое  воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков  самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

         Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.

       Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

       Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

       

                 Литература

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников. – М, 2005.

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

В работе  освещен опыт  по  формированию нравственно-трудовых качеств дошкольников средствами народной культуры....

Нравственно-трудовое воспитание дошкольников

Чем является труд в жизни каждого человека и как посредством труда дать ребёнку почувствовать свою самоценность....

План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Народное творчество в нравственно-трудовом воспитании дошкольников

консультация в папку-передвижку для родителей...

Методическая работа "Использование литературной и народной сказки в нравственно - трудовой воспитании дошкольников"

Актуальность сказок   в жизни наших детей и даже в жизни взрослых  всегда была,  есть и будет.  Это как язычество, которое никоим образом не искоренить у русского народа.И уже...

План по самообразованию старшего воспитателя на 2021-2022 уч.г. "Познавательное развитие и нравственно-трудовое воспитание дошкольников через ознакомление с финансовой грамотностью"

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономи...