«Формирование моральных и нравственных ценностей у дошкольников»
презентация на тему
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира, - от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.
Главное – донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Важно не только научить правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. Важно установить контакт с ребенком: ведь когда ребенок доверяет взрослому, он ведет себя открыто, непосредственно, доброжелательно.
Конечно, говор о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта. Однако то, что создается общением – это важно. Это чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы поведения. Дело за «малым»: заставить соблюдать их. А к этому есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять те или иные нормы поведения, иди принудить его.
Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым и справедливым не сознается пока ребенком: маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению лишь по той причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения, дети без всякого обучения заботятся о других.
И, если мы, воспитатели, допустим ошибки в воспитании, то ребенок может растерять все свои положительные качества или просто не пользоваться ими, и тогда мы используем второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему хорошему.
Каков же механизм нравственного воспитания?
· Знания и представления,
· Мотивы,
· Чувства и отношения,
· Навыки и привычки, поступки и поведение.
На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Должно быть сформировано отношение к качеству, т.е. – социальные чувства.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации, т.е в поведении.
Развитие чувств у ребенка во многом зависят от средств и методов воспитания, от условий, в которых они участвуют, от задач и принципов нравственного воспитания. Каковы же задачи и принципы нравственного воспитания?
§ Формирование представлений, нравственных чувств и отношений,
§ Формирование коллективизма, дружеских отношений, культуры поведения,
§ Формирование дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма.
Принципы:
§ Принцип единства и целостности воспитательного процесса (установление преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания);
§ Воспитание детей в коллективе, т.е. мы формируем группу детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи;
§ Требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности, т.е надо верить в его силы, в общении с ним проявлять доброжелательность и чуткость, в каждом ребенке нужно находить положительные качества и опираться на них в воспитании,
§ Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
§ Единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей;
§ Систематичность и последовательность;
§ Единство требований к детям в семье и в детском саду.
Очень важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.
Ведь задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее мы сами, чем добрее и справедливее мы относимся к детям. В деле воспитания самое главное – приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же.
На чем же строить воспитание детей? Конечно, на нравственных ценностях. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры – это одно из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же еще условия нравственного воспитания должны иметь место в нашей педагогической деятельности?
1. Моральный облик педагога, личностные качества; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем.
2. Осуществление нравственного воспитания в процессе всей педагогической деятельности с детьми
Каковы же средства нравственного воспитания?
а. Художественная литература
б. Изодеятельность, музыка;
в. Природа – знания детей о природе вызывают у ребенка жнлание заботиться о растениях и животных;
г. Свободная деятельность – игры, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения;
д. Программно-методическое обеспечение;
е. Организация предметно-развивающей среды;
ж. Организация совместного образа жизни детей: работа на занятиях и в повседневной жизни;
з. Комплексное использование методов нравственного поведения.
В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формироваться моральные и нравственные чувства: большое внимание мы должны обратить на отношение дошкольников к окружающим людям. Какие же качества мы хотим видеть в детях? Конечно, же вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, милосердие – эти построены на нравственных устоях – доброте, честности, милосердии – и они должны стать нашей опорой, т.е. опорой воспитателя.
Успешному развитию нравственных чувств ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. И поэтому мы, воспитатели, должны определить, какими же методами стимулирования чувств и отношений можем сформировать нравственное и моральное поведение.
· Пример (героев художественного произведения);
· Поощрение;
· Наказание;
· Принуждение (строгий взгляд, замечание).
Методы формирования нравственного поведения:
а. Приучение
б. Упражнение
в. Руководство деятельностью
г. Наблюдение
Основные направления нравственного воспитания:
1. Воспитание гуманных чувств и отношений (сочувствие, сопереживание, доброта)
2. Воспитание коллективизма – стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы.
Процесс формирования духовно-нравственных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может. Важно не только научить ребенка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. Различные совместные мероприятия, игры, беседы, чтение художественной литературы, которые я использую, способствуют становлению и развитию духовно-нравственных ценностей ребенка.
Это такие игры как: «Никогда не унывай»
Цель: определить по выражению лица настроение человека, формировать умение сочувствовать.
«Помоги улучшить настроение». Цель: придумать разные способы, как улучшить настроение.
«Скажи доброе слово». Цель: выявить отношения детей в группе, их нравственную сформированность и искренность.
«На берегу моря». Цель: релаксация, привести в норму эмоции и чувства.
Еще для более близкого знакомства с внутренним миром ребенка помогает небольшое интервьюирование. Вопросы: какого человека можно назвать добрым? Что значит «совершить добрый поступок»? Что значит «помочь другому человеку»? Как ты себе представляешь доброго человека? Много ли ты сделал добрых поступков?
И конечно же не обойтись без чтения художественной литературы. Во многих произведениях ярко описываются примеры из детских игр, переживания и радости: В.Катаев «Цветик-семицветик», С.Маршак «Ежели вы вежливы», А. Барто «Как Вовка стал взрослым», П. Акин «Жадина», И. Пивоварова «Вежливый ослик», И. Махонина «Ромашка», В. Серова «Незабудки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а яркая, настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский
Нравственное воспитание Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Механизм нравственного воспитания Знания и представления Мотивы Чувства и отношения Навыки и привычки Поступки и поведение Нравственное качество
Условия нравственного воспитания дошкольников моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством; осуществление нравственного воспитания в процессе всей педагогической работы с дошкольниками. Средствами нравственного воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения); окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью);
Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста Методы формирования нравственного сознания Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения). Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее …»). Этическая беседа – беседа на нравственные темы. Чтение художественной литературы Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).
Методы стимулирования чувств и отношений Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения). Поощрение Наказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре). Принуждение – воспитатель действует силой своего авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться требованиям (строгий взгляд, замечание).
Методы формирования нравственного поведения Приучение Упражнение Руководство деятельностью Наблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают).
Основные направления нравственного воспитания дошкольников Воспитание гуманных чувств и отношений Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Воспитание коллективизма Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.
Воспитание дружеских взаимоотношений Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.
Воспитание культуры поведения Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Компоненты культуры поведения: Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам). Культура общения – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон). Культурно-гигиенические навыки – опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура еды.
Воспитание дисциплинированности – это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться. Воспитание трудолюбия – это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...
Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)
Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф...
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
Доклад на тему: «Использование методов мультипликации в работе уполномоченного по ОПД в ДОУ при формировании моральных и нравственных качеств дошкольников».
Доклад о том как использовать мультфильмы как качественно новый инструмент педагогической поддержки нравственного опыта ребенка в условиях возрастания роли медиасреств в процессе его социал...
Формирование моральных и нравственных ценностей у детей 1 средней группы
Календарно-тематическое планирование по моральным ценностям....
Формирование моральных и нравственных ценностей у детей 2 старшей группы
Календарнор-тематическое планирование на основе моральных ценностей....
Формирование моральных и нравственных ценностей у детей 3 подготовительной группы
Календарно-тематическое планирование на основе моральных ценностей....