Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)
статья (средняя группа) на тему
Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф ГОС ДО) в принципе: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В области социально-коммуникативное развитие современное общество и семья ожидают от дошкольной образовательной организации (ДОО) создания таких условий, которые бы способствовали успешной социализации ребёнка, одним из показателей которой являются знания и умения ребёнка как вести себя в обществе.
Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом.
Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих норм поведения. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarova_n.v.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф ГОС ДО) в принципе: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В области социально-коммуникативное развитие современное общество и семья ожидают от дошкольной образовательной организации (ДОО) создания таких условий, которые бы способствовали успешной социализации ребёнка, одним из показателей которой являются знания и умения ребёнка как вести себя в обществе.
Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом.
Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих норм поведения. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Анализ деятельности воспитателя ДО в решении проблемы усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе позволил выделить недостатки.
Недостатки в результатах, основном процессе, в условиях профессиональной деятельности
В результатах | В основном процессе | В условиях профессиональной деятельности |
|
|
|
Исходя из выше перечисленных недостатков можно выделить следующее противоречие: ФГОС ДО ориентируют образовательный процесс в ДОО на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе – это отражено в образовательной области социально-коммуникативное развитие, но нет системы работы в ДОУ, многие воспитатели не имеют чётких ценностных ориентиров, у родителей недостаточная культура.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа и противоречий можно сформулировать профессиональную проблему, которая состоит в отсутствии умений и навыков у воспитателей в определении и подборе средств по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Новые образовательные результаты
Целевой ориентир | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества в действии и речи ребенка |
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; развивать умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать заботливое отношения к малышам, пожилым людям; учить помогать им. | Дети дружно играют, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх. Помогают своим сверстникам в разных видах деятельности, детям из младших групп, старшим и пожилым. |
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; | Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Обогащать словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). | При возникновении конфликтов пытается решить проблему мирным путем. Проявляет сочувствие, отзывчивость при возникновении у сверстников проблемных ситуаций. При общении использует вежливые слова |
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; | Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. | Соблюдает правила поведения в детском саду, в культурно-досуговых центрах. Во время игр учитывает желания и мнение других детей. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности детей.
Виды деятельности детей, формы и предполагаемый результат
Вид деятельности | Форма | Предполагаемый результат |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры: «Больница» «Поездка в автобусе» «Магазин» «Театр» «Кафе» «День рождение» | Сформированы деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляции, а также, ролевые способы отображения окружающего; Развиты организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развиты речь, память, мышление, воображение, мотивационные сферы ребенка. |
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?» «Мешок добрых дел» «Помогаем маме» «Добрые и вежливые слова» «Цветок добрых дел» «Помоги Незнайке» «Сделай комплимент» «Благородные поступки» | Воспитаны организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, обогащает словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения) Развиты волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. | |
Подвижные народные игры | Сформирована готовность детей к совместной деятельности, развиты умения договариваться | |
Коммуникативная | Беседы на темы: «Как и чем можно порадовать близких» «Наши добрые слова» «Мы идем в гости» «Как мы можем позаботиться о старших» «Что значит быть добрым?» «Мы в детском саду» | Расширены представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. |
Конструирование | Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы | умение заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость. |
Изобразительная | Рисование по русским народным сказкам «Самый добрый герой» | Наличие умения оценивать поступки сказочных героев |
Восприятие художественной литературы | Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: русские народные сказки, Стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» В.Осеева «Волшебное слово» Е.Пермяк «Самое страшное» В.Осеева «Просто старушка» А. Барто «Вовка- добрая душа» | Сформированы умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
Проектная | Проект «Наши добрые дела» | знания о важности и необходимости совершения хороших поступков; различать понятия «хорошо», «плохо», сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле, познакомиться с различными произведениями о добре и зле, пословицами, поговорками, стихами, отрицательными и положительными героями, уметь анализировать различные ситуации. |
Деятельность воспитателя по работе с родителями:
- Практикум «Что мы знаем о своем ребенке?», «Взаимодействие с детьми», «Хорошо или плохо – азбука нравственности»
- Памятки для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»
- Творческая лаборатория «Нравственные отношения в семье и детском саду»
- Игра КВН «Роль этикета в нравственном воспитании детей»
- Круглый стол «Семейные традиции. Праздники»
- Пресс-конференция «Спрашивали - отвечаем»
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:
Кадровые:
- Повышение уровня знаний педагогов (курсы повышение квалификации, семинары – практикумы, педагогические советы)
- Интегрированная работа с педагогами ДОУ (музыкальным руководителем, физ.инструктором)
- привлечение психолога
- Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
- Семинар «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»
- Деятельность воспитателя в работе с воспитателями:
Научно – методические:
- Обеспечение методической литературой на тему « Формирование у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе»
- Создание и реализация проектов о морально-нравственном воспитании дошкольников
- Создание картотеки о подвижных, спортивных играх.
- Планирование открытых занятий по социально-нравственному воспитанию детей
Нормативно - правовые:
- Учет в образовательной деятельности всех документов. Принятых на государственном уровне и которые касаются дошкольного образования: Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка, ФГОС дошкольного образования, СанПин от 15.05.2013 г №26 и др.
Материально – технические:
- Проектор;
- Компьютер;
- Музыкальный центр;
- Интерактивная доска.
Информационные:
- Оформление информационных стендов для родителей с рекомендациями по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
- Подборка информационно-методической и художественной литературы для родителей.
- Журнал «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
- Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
- Мультимедийные технологии.
Организационные:
- Организовать в ДОУ кружок, направленный на усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
- Организовать встречи с представителями Центра «Семья», посещение культурно-досуговых центров.
Глоссарий
Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»
- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст
- Цель пособия: усвоение норм и ценностей принятых в обществе
- Задачи пособия:
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Расширять представления о правилах поведения в общественных местах
- Расширять умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивает стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
Проектирование социальной ситуации, направленной на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализ...
Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе
Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспит...
Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе
Цель:Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.Задачи:Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать...
Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе;
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольн...
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»...