«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_pedagoga.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.

Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от  характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. Согласно ФГОС ДО основными задачами в работе с детьми по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров [13] дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой [32], отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности.

В большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова [2], ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальные принципы педагогики.

Анализ деятельности воспитателя ДО в решении проблемы усвоения норм и ценностей, принятых в обществе позволил выделить недостатки.

Недостатки в результатах, основном процессе, в условиях профессиональной деятельности

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

  • У детей отсутствуют знания о социальных нормах поведения и правилах в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • очень часто дети не способны договариваться, учитывать интересы и чувства других
  • многие дети затрудняются в проявлении толерантности

  • Воспитатели не достаточно владеют способами организации игровой деятельности современных детей, игры и игровые обучающие ситуации часто носят дидактический характер
  • индивидуальный подход к ребенку реализуется воспитателями с большими затруднениями
  • очень часто родители не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, воспитатели затрудняются в организации взаимодействия с семьей.
  • У воспитателей низкая шкала собственных ценностей, многие не имеют чётких ценностных ориентиров
  • При организации деятельности детей воспитатель испытывает затруднения по интеграции разных видов деятельности (познавательная и игровая)

  • недостаточно наглядного материала и пособий в ДОО
  • Недостаточный уровень подготовки воспитателей, отсутствие педагогов-психологов
  • Воспитатели не внедряют в работу технологии ИКТ, ТРИЗ

Исходя из выше перечисленных недостатков можно выделить следующее противоречие: ФГОС ДО направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, но нет оптимизированной системы работы в ДОУ, многие воспитатели не имеют чётких ценностных ориентиров, родители часто не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, а педагоги не всегда могут построить работу с родителями по формированию у детей нравственного потенциала.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа и существующих противоречий можно сформулировать профессиональную проблему, которая состоит в определении и  подборе средств по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время, когда вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно - образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире.

Новые образовательные результаты на основе целевых ориентиров

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Дети дружно играют, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх.

Помогают своим сверстникам в разных видах деятельности.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Обогащение словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Развитие организаторских умений и навыков, способностей к межличностному сотрудничеству, развитие речи, памяти, мышления, воображения, мотивационные сферы ребенка.

При возникновении конфликтов пытается решить проблему мирным путем. Проявляет сочувствие, отзывчивость при возникновении у сверстников проблемных ситуаций. При общении использует вежливые слова  

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Формируют деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляции, а также,  ролевые способы отображения окружающего;

Соблюдает правила поведения в детском саду, в культурно-досуговых центрах. Во время игр с правилами, следует этим правилам, учитывает желания и мнение других детей.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Для решения данной проблемы необходимы изменения в образовательном процессе:

- составить план работы с детьми, используя при этом разные формы работы: сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные; беседы по данной тематике, чтение произведений направленных на нравственное воспитание;

- организовать проектную деятельность, которая способствует побуждению детей к положительным поступкам и делам, уточняет представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивает умение детей высказывать суждения;

- организовать работу с родителями (практикумы, памятки, круглый стол, пресс-конференции, развлечения, досуги), направленную на повышение осознания родителей о том, что они являются для ребенка источником моральных представлений;

- в целях совершенствования теоретического и практического уровня педагогов в создании условий для нравственного воспитания детей организовать методическая работа через следующие формы: тематические консультации по созданию условий в группах; методическая выставка литературы и пособий; практикум по разработке проектов нравственных центров в возрастных группах; смотр-конкурс условий для воспитания нравственных качеств дошкольников.

Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности детей

Вид деятельности

Форма

Предполагаемый результат

Игровая

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»

«Поездка в автобусе»

«Магазин»

«Театр»

«Кафе»

«День рождение»

Формируют деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляции, а также,  ролевые способы отображения окружающего;

Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развивает речь, память, мышление, воображение, мотивационные сферы ребенка.

Дидактические игры:

 «Что такое хорошо, что такое плохо?»,

 «Мешок добрых дел»,

«Помогаем маме»,

«Добрые и вежливые слова»,  

«Цветок добрых дел»,

«Помоги Незнайке»,

«Сделай комплимент»,

«Благородные поступки»

Воспитывают организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, обогащает словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)

Развивают волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Подвижные народные игры

Формируют  готовность детей к совместной деятельности, развивают  умения договариваться

Коммуникативная

Беседы на темы:

«Как и чем можно порадовать близких»,

«Наши добрые слова»,

«Мы идем в гости»,

«Как мы можем позаботиться о старших»,

«Что значит быть добрым?»,

«Мы в детском саду»

Расширяют  представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

Конструирование

Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы

Учит заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Изобразительная

Рисование по русским народным сказкам «Самый добрый герой»

Формирует умение оценивать поступки сказочных героев

Восприятие художественной литературы

 Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: русские  народные сказки,

Стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

 В.Осеева  «Волшебное слово»

Е.Пермяк «Самое страшное»

В.Осеева  «Просто старушка»

А. Барто  «Вовка- добрая душа»

Формирует умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивает стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Проектная

Проект

«Наши добрые дела»

Дети должны усвоить знания о важности и необходимости совершения хороших поступков; различать понятия «хорошо», «плохо»,  научиться сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле, познакомиться с различными произведениями о добре и зле, пословицами, поговорками, стихами, отрицательными и положительными героями, уметь анализировать различные ситуации.

Деятельность воспитателя по работе с родителями:

  • Практикум «Что мы знаем о своем ребенке?», «Взаимодействие с детьми», «Хорошо или плохо – азбука нравственности»
  • Памятки для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»
  • Творческая лаборатория «Нравственные отношения в семье и детском саду»
  • Игра КВН «Роль этикета в нравственном воспитании детей»
  • Круглый стол «Семейные традиции. Праздники»
  • Пресс-конференция «Спрашивали - отвечаем»

Деятельность воспитателя  в работе с воспитателями:

  • Проведение занятий, направленных на изучение данной проблемы практических и методических приложений; изучения опыта работы других ДОУ.
  • Семинар-практикум по теме: «Нравственное воспитание дошкольников с учетом современных программ и методик» и практические занятия, которые направлены на систематизацию и углубление теоретических знаний, на осмысление собственного педагогического опыта, на овладение современными технологиями; обзор методической литературы, раскрывающей актуальность работы в данном направлении.
  • Тематические консультации: «Психологические основы нравственного развития детей дошкольников», «Развитие нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста», «Формирование взаимоотношений между детьми», «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников».
  • Открытый просмотр мероприятий у педагогов —  для молодых воспитателей.
  •  «Круглый стол» – цель данного мероприятия: совершенствование системы планирования работы педагогов с детьми по нравственному воспитанию, разработка стратегии взаимодействия специалистов и воспитателей, выявление эффективного опыта работы по данному направлению.
  •  «Творческая группа» — участники которой, принимают участие в разработке плана инновационной деятельности, в разработке и составлении перспективных планов для детей и родителей, в подборе эффективных методов сотрудничества с родителями.
  • Индивидуальная работа, направленная на консультирование в проблемных ситуациях, анализ собственной деятельности, знакомство с результатами анализа.

Карта наблюдения

Показатель

Характеристика уровней критерий

Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

Критерий не выполняется

Критерий выполняется частично

Критерий выполняется полностью

Умеет самостоятельно объединиться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений

Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качества личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

В качестве контроля, также предлагается диагностика, которая проводится психологом.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

  • Повышение уровня знаний педагогов (курсы повышение квалификации, семинары – практикумы, педагогические советы)
  • Интегрированная работа с педагогами ДОУ (музыкальным руководителем, физ. инструктором)
  • привлечение психолога

Научно – методические:

  • Обеспечение методической литературой на тему « Формирование у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе»
  • Создание и реализация проектов о морально-нравственном воспитании дошкольников
  • Планирование открытых занятий по социально-нравственному воспитанию детей

Нормативно  - правовые: 

  •  Учет в образовательной деятельности всех документов. Принятых на государственном уровне и которые касаются дошкольного образования: Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка, ФГОС дошкольного образования, СанПин  от 15.05.2013 г №26 и др.

Материально – технические: 

  • Проектор;
  • Компьютер;
  • Музыкальный центр;
  • Интерактивная доска.

Информационные:

  • Оформление информационных стендов для родителей  с рекомендациями по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Подборка информационно-методической и художественной литературы для родителей.
  • Журнал «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
  • Мультимедийные технологии.

Организационные:

  • Организовать в ДОУ  кружок, направленный на усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Организовать  встречи с представителями Центра «Семья», посещение культурно-досуговых центров    

Тезаурус

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Нравственная ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Саморегуляция включает несколько сложных процессов, которые позволяют детям соответственно реагировать на окружающую среду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)

Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных  государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Проектирование социальной ситуации, направленной на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализ...

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспит...

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Цель:Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.Задачи:Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать...

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе;

Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольн...

Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»

Выступление на педагогическом совете  «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»...