«Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Шурыгина Галина Николаевна

«Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (опыт работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Формирование экологических представлений о птицах родного края в разных видах деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

  1. Технологические сведения об опыте.
  1. Актуальность опыта.

       Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы и родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

       Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы, за которыми он мог наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.

        Птицы – благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим видом, поведением, голосовыми реакциями птицы вызывают ярко выраженную симпатию, желание заботиться о них, защищать, что оказывает воспитателю неоценимую услугу в становлении черт характера каждого малыша. С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах мною использованы разные формы работ.

  1. Задачи, решаемые в опыте.
  1. Создать развивающую среду экологического направления в окружении детей и экологического просвещения взрослых.
  2. Разработать систему методов и приемов, способствующих формированию у детей элементарных экологических представлений о птицах
  3. Привить трудовые природоведческие навыки.

3. Педагогические средства, используемые в опыте.

  1. Форма проведения: занятия, чтение художественных произведений, развлечения, развивающие игры, наблюдения, тематические беседы.
  2. Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  3. Методы:
  • словесные: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиокассет;
  • наглядные: рассматривание книг, картинок, наблюдения;
  • практические: развивающие игры, труд.

4. Технология работы.

Экологическое восприятие по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строиться на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

В настоящие время,  как  никогда,  остро стоит вопрос экологического восприятия дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.  Малыши восторгаются  при виде птиц, растений и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по  тропинке муравья.  В.А. Сухомлинский считал, необходимым вводить малыша  в окружающий мир  природы так, чтобы каждый день  он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы  каждый его шаг был путешествием к истокам  чудес в природе, облагораживая сердце и закалял волю.

В дошкольном детстве закладываются фундамент конкретных представлений о природе, формулируется основы экологического сознания.

Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Экологическое воспитание дошкольников новое направление «Программы»  М. А. Васильевой. Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач экологического воспитания, я ограничила своё исследование областью ознакомления детей с птицами. Выделение  этого вопроса не случайно. Как свидетельствую, орнитологи у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятии детей. Однако, содержание работы в «Программе» по данной теме недостаточно освещено.

Для определения уровня знаний детей о птицах я проверила диагностику. В результате  был выявлен очень низкий уровень осведомленности о них. Передо мной встала задача создать развивающую среду экологического направления в окружении детей и экологического просвещения взрослых. Для этого я сделала тематическую подборку художественной литературы для уголка книги, приобрела наглядно-дидактические пособия (картинки, плакаты), изготовила календарь наблюдений за птицами для уголка природы. На участке детского сада совместного с родителями создали уголок леса, для привлечения птицы. Посадили плодово-ягодные деревья, осенью установили кормушку для зимующих птиц, весной развесили скворечники.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных направлений работы воспитания. Без участия  родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда  ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого. Экологическое просвещение  родителей проводила постепенно и непрерывно по следующим направлениям: экологическая информация, совместная деятельность с детьми.

 На родительском собрании, по вопросу экологического воспитания детей, я разъяснила, какую роль в развитии ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, о пользе наблюдений, об участии родителей в этом процессе показания.

 Во время совместных прогулок сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более  что дети постоянно задают вопросы. Опыт показывает, что  большинство родителей практически не имеют сведений о птицах и других объектах природы, а главное - не могут использовать объекты для развития ребёнка. Поэтому для родителей я оформила папку - передвижку. Лесная газета, в которой  одна из страниц содержит сведения о птице, обитающие в нашем крае. А также  дан текстовой материал: загадки, стихи, народные приметы. Материал папки - передвижки периодически обновляла.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает совместная деятельность с родными. Чтобы  привлечь родителей к сотрудничеству с детьми я организовала выставки рисунков, фотографий поделок на темы «Птицы в природе», «Зимующие птицы», «Кормушки для птиц» (из бросового материала), «Дом веселого скворца». С целью углубления, закрепления и уточнения знаний о внешнем виде  пернатых, их образе жизни, поведении рекомендовала родителям для чтения художественные произведения Л. Толстого, М. Пришвина, А.Прокофьева,     Е. Чарушуна, а также пальчиковые и подвижные игры.

Решив первую задачу, я поставила перед собой следующую - разработать систему методов и приемов, способствующих формированию у детей элементарных экологических представлений о птицах.

Прежде всего, я изучила педагогические психологические исследования С.Н. Николаевой, П.Г. Самаруковой, О.А Соломенниковой,   С.Н. Теплюк. Для достижения поставленной задачи я решила использовать  разные виды деятельности: игровую, учебную, художественную, двигательную, элементарно - трудовую. Работу поданному направлению осуществляла в процессе занятий, наблюдений, чтения художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности. Использовала новые формы работы: интегрированные и комплексные занятия, экологические развлечения, экологическая тропа. Мною были выбраны те птицы, которые наиболее доступны для воспитания  детей и те, которые обитают в нашей местности. Дети младшего дошкольного возраста могут запомнить и различать до 12 птиц. Это - воробей, голубь, ворона, синица, сорока, скворец, грач, галка, жаворонок, дятел, ласточка, снегирь. Знакомила с птицами на занятиях разного вида «Это специально организованные занятия по экологии, занятия по развитию речи, занятия по изодеятельности. Основным методом  ознакомления с данным объектом  являются наблюдения. Организуя наблюдения за птицами, я решила в комплексе  ряд задач: формировала у детей знания о птицах, учила наблюдать, развивала наблюдательность. Содержанием наблюдений является их внешние особенности (строение); способы функционирования (поведения), компоненты среды обитания; проявления приспособительной взаимосвязи со средой; характер взаимоотношений человека с птицами. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание несхожее с другими. Весь объем знаний о птицах я разделила на части. Такой подход к организации познавательной деятельности позволил демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления. Именно многоразовое, но с разной целью, обращение к одному и тому, же объекту сформировал у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникла потребность в новых, что особенно ценно, самостоятельных наблюдениях.

Особое место в работе занимали разнообразные игры: подвижные, дидактические, пальчиковые. С помощью подобранных мною дидактических игр экологического содержания я уточнила, закрепляла, расширяла имеющиеся представления о птицах, учила применять имеющиеся знания в новых условиях, обогащала словарь (Приложение 1). В подвижных играх природоведческого характера дети подражали действиям, имитировали голоса птиц, в этих играх дети глубже усваивали знания, а эмоционального положительный настрой способствовал углублению у них интереса к птицам

(Приложение 2).  Предлагаемые много пальчиковых игр, дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику рук (Приложение 3).  Например,  известная всем «сорока-воровка», которая кашку варила, деток кормила…  Ведь не раз мы убеждались, с каким  интересом реагирует ребенок, когда кто - либо из нас, загибая детские пальчики, приговаривая эти строки.

 Интересные наблюдения, занятия, разнообразные игры, труд в природе, как бы хороши они ни были поставлены воспитателем, всё – таки не позволяют детям обойтись без чтения и рассматривания книг. Широкое применение мною художественных произведений, «героями» которых часто бывают птицы, помогли углубить, закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведение (Приложение 4)

В  процессе систематических наблюдений  за птицами у детей пятого года жизни накапливаются  определённые знания, что даёт возможность использовать загадки (Приложение 5). Отобранные мною загадки отражают своеобразие внешнего вида, отличают те качества и свойства, которые дети хорошо знают, например, голос птицы, повадки, чем питаются, характерную окраску перьев.

С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах я распределила материал с учётом сезонных изменений в их жизни.

В осенний период внимание детей к наблюдению за птицами привлекала, давая им корм.  В процессе кормления сообщала, что на участок прилетают разные птицы: воробьи, голуби, сороки. Закрепляя умение устанавливать  простейшие связи между осенними явлениями живой и неживой природы, задавала вопросы детям: каких птиц мы слышим или видим? Много ли их или мало? Обращала внимание на появление новых птиц у домов: галки, сороки. Наблюдая, обогащала представление о внешнем виде (воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает; голубь больше воробья, ходит)  о их поведении: (разгребают землю лапками, ищут зёрнышки, червяков. Клюют клювом, а не носом). Для уточнения и обобщения знаний о птицах использовала художественные произведения.

После наблюдений за воробьями читала рассказ Е. Чарушина. «Воробей», рассматривали иллюстрации к книге. Сообщала о том, что Е. Чарушин не только писал, но и рисовал к ним картинки. При повторном наблюдении отыскивали среди птиц воробьёв и вспоминали, что написал про них              Е. Чарушин.  Если прилетали голуби, я читала стихотворение И. Токмаковой. «Голуби», а затем разучивали его с детьми.

Время от времени после наблюдений на прогулке я вывешивала в уголок природы картинки с изображением птицы, которую наблюдали в этот день. Придя в группу, подзывала детей, спрашивала: «Кого мы сегодня видели на прогулке? На этой картинке такая же птица? Я повешу картинку в уголке, чтобы вы лучше рассмотрели, какие у неё пёрышки». Постепенно дети узнавали о причинах исчезновения насекомых, о том, что именно ими питаются птицы.

К концу осени в непринуждённых разговорах создавала у детей необходимую мотивацию для организации зимней подкормки птиц на участке. Глядя в окно, говорила: «Дети, птицам в холодное время года очень трудно найти себе корм. Но что сейчас найдёшь. Осень - холодное время жуков и бабочек уже нет. Что они бедные сейчас едят? В следующий раз произносила: «Бедные птички – совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь. Сделаем кормушки, удобно повесим её и будем всё время класть туда разный корм! В группе собирала хлебные крошки, постепенно привлекала к этому детей.

Организуя наблюдения за поведением птиц, учила различать их по внешнему виду, повадкам. Для закрепления знаний о птицах разучили с детьми подвижные игры: «Найди пару», «Вороны», «Птички и автомобили», «Птички и дождик». В свободное время читала художественные произведения о птицах, рассматривали иллюстрации к книгам. Инсценирование детьми средней группы, эпизода охоты Никиты на сорочонка, из рассказа Е. Чарушина «Никита-охотник», создало у детей хорошее настроение. Закреплению знаний способствовали дидактические игры: «Найди такую же», «Собери картинку», «Назови птичку, которой не стало».

Зимой обращала внимание на сезонное изменение в жизни птиц. Рассказывала, как холодно и голодно бедным маленьким птичкам, как прилетают они к человеку, зная, что он не оставит их в беде. Дети устанавливали, где птицы чаще встречаются, какие звуки издают, как передвигаются. Обращая внимание на поведение птиц (сидят тихо, печально, не прыгают, не поют, редко летают), вызывала у детей ответную реакцию «Давай те, покормим!». На занятии предложила младшей группы на рисование ягоды, чтобы помочь птицам (Приложение 6). Стойкое желание проявлять заботу о зимующих птицах со временем становится чертой характера. Я стремилась выработать у детей организованный стереотип: собирать корм, выносить корм на участок и выкладывать в кормушки. На прогулке показала место расположения кормушки, ещё раз напомнила о необходимости подкармливать птиц (Приложение 7).

Подвесные кормушки малоэффективны, так как они расположены высоко, что затрудняет для малышей наблюдение. Поэтому предложила построить кормушку из снега. Ежедневную подкормку птиц на кормушке сочетала с ведением. Календаря наблюдений за птицами в средней группе.

Во время кормления птиц уточнила расцветку перьев отдельных птиц, характерные движение; воробей прыгает, скачет, много летает, голубь ходит, кивая головой, ворона ходит важно, не спеша, подпрыгивает. Наблюдая за птицами,  использовала прием сравнения, например: «Какая ворона и какой воробей?», «Голубь и ворона». Итогом этих наблюдений стало занятие по лепке в средней группе, где дети учились передавать движения лепкой фигуры; возможность получения цвета, похожих на окраску перьев птицы   (Приложение 8).

В зимний период знакомила детей с новыми птицами. Дети младшего возраста познакомились с синицей, часто прилетающей на участок. Наблюдение за синицами радовали детей: они подвижны, имеют красивое оперение. Знакомила малышей с некоторыми поводками, особенностями внешнего вида.

На занятии по экологии дети средней группы познакомились с удивительно красивой птицей – снегирём (Приложение 9). Для закрепления  и уточнения представлений о внешнем виде снегиря провела занятия по рисованию (Приложение 10).

Такая птица, как дятел, не доступен для восприятия детей, поэтому с ним дети познакомились на занятии (Приложение 11). С целью обобщения знаний о зимующих птицах и развитию связанной речи провела занятие по развитию речи (Приложение 12)

Наблюдение за зимующими птицами сочетала с чтением произведений А. Яшина «Снегирь», «Дятел», «Покормим птиц», А. Прокофьева «Снегири», разучиванием стихов В. Звягина «Воробышки», В. Приходько «Воробей».  Предлагала поиграть в игры: п/и «Воробьи и вороны», п/и «Птичка и кошка», п/и «Воробушки и автомобиль», п/и «Собачка и воробьи», д/и «Найди пару», д/и «Узнай на голову», «Найди о ком расскажу», д/и «Сложи картинку».

С наступлением весны сообщила детям о том, что можно уже не подкармливать птиц. Зима прошла, становится теплее, пернатые теперь смогут прокормиться сами. Наблюдали за тем, как радуются птицы приходу весны. Воробьи звонко чирикают, купаются в лужах, птицы ходят или прыгают по земле, собирая корм. Вороны сидят на высоких деревьях, строят гнёзда. Обратила внимание на птиц, вернувшихся из тёплых стран. Малышам показала чёрных больших грачей. Со скворцом и местом его гнездованием, дети познакомились на занятии (Приложение 13). А потом  наблюдали за ним на участке. С детьми средней группы провела целевые прогулки к грачовнику, скворечнику.  Дети слушали гомон, который стоит в грачевнике, наблюдали за поведением птиц – как они старательно носят в клюве ветки и сучья, поправляют гнёзда. Предлагала сравнить, чем отличаются грач от воробья. У скворечника слушали пение скворца, обратила внимание на царящее вокруг оживление. Наблюдая за ласточкой, остановилась на внешних особенностях этой птицы. Рассмотрели её гнездо, прислушались к её щебетанию. С перелетной птицей - жаворонком, дети познакомились на занятии и узнали о старинном обычаи - люди лепили жаворонков, чтобы встретить весну (Приложение 14).

Свои впечатления дети отражали в играх: п/и «Птицы и лиса», п/и «Пчелки и ласточки», п/и «Веселый воробей» и другие. С удовольствием разучивали новые пальчиковые игры, стихи.

1 Апреля - Международный день птиц. В этот день с детьми рассматривали иллюстрации, фотографии с изображением птиц, играли в знакомые игры, проводила тематическое чтение. Младшие дошкольники были в восторге от встречи с Лесовичком или Фотоохотником (Приложение 15 - 16)

Опыт работы по данной теме показала, что использование разных видов деятельности повысил познавательный интерес детей к птицам, побуждая их к самостоятельным наблюдениям.

5. Результативность опыта.

Результатом моей работы является то, что у детей появился интерес к наблюдаемому объекту. Мыслительная деятельность стала, проявляется активнее, появились вопросы поискового характера: зачем? почему? где?

Сравнительный анализ диагностики показал более высокий уровень элементарно экологических представлений о птицах у детей на конец года  (Приложение 17). Этому способствовала систематическая работа, сотрудничество родителями.  В процессе организации работы по формированию элементарных экологических представлений о птицах были решены следующие проблемы:

а) обогатился и активизировался словарь детей;

б) сформировались элементарно экологические представления о  

       птицах посредством разных видов деятельности;

в) развились эмоционально-доброжелательные отношения в процессе

    наблюдений за птицами; желание проявлять заботу о них.

III. Сведения об использовании в массовой практике.

1 Теоретико-практические основы опыта.

В основу легли рекомендации О.А. Соломенниковой, С. Н. Николаевой,    

С.Н. Теплюк.

2. Условия функционированности опыта.

- Типовой детский сад общеразвивающего вида с 11 часовым

   пребыванием, функционирует  6  групп.

-  Средняя  наполняемость в  группе – 20 дней  в  возрасте  от  3  до  5  

     лет.

-  Развивающая  среда  соответствует  возрастным  особенностям  детей

    младшего  дошкольного  возраста, группа  оснащена  всем

    необходимым  материалом,  указанным  в  приложениях.

-  Образование  воспитателя – высшее.

Литература.

1.  Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» - М.: Просвещение,1991г.

2.  Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» -М.: Просвещение,1983г.

3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» - М.: Просвещение, 2001г.

4.  Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе» - М.: Просвещение,1993г.

5.  Нестеров Е.В., Фадеев И.В., Пешехонов С.Е. «Птицы Москвы» - М.: Просвещение,1997г.

6.  Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с миром природы» -М.: Просвещение,1983г.

7.  Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами»- М.: Мозаика-Синтез,2006г.

8.  Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» -М.: Мозаика-Синтез,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Показ...

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста.

Реализация из опыта работы : "Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста."...

«Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»

laquo;Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраст»...