Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Этапы работы | Цель | Формы организации деятельности | Организатор деятельности |
1.СЕНТЯБРЬ. «Чудесный город!»
| 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний. 2. Способствовать формированию эмоционального отношения к родному городу и горожанам. 3. Совершенствовать воображение и творческое мышление детей.
| 1.Чтение П.П.Бажова «Каменный цветок» Заучивание пословиц, поговорок о Родине.
Слушание аудиозаписи песен о Самаре. Словесная игра «Самара самая » Презентация «Моя любимая Самара». Игра «Разные дома». Разгадывание ребусов: «Собор», «Пушка», «Музей». | Воспитатель
Психолог
Воспитатель |
2. ОКТЯБРЬ. «Знай и люби свой город!» | 1.Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города. 2. Дать детям элементарные представления о происхождении герба, российского флага. Воспитывать уважительное отношение к символам города Самары. 3. Познакомить детей с происхождением монумента, посвященного 400-летию г. Самары. Он называется Ладья. | Экскурсия в самарский историко-краеведческий музей им. Алабина П.В.
Аппликация из пшена – « Флаг России ». Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Презентация «Достопримечательности нашего города». Словотворчество детей: «Сочинить сказку о Волге».
| Воспитатель
Педагог по ИЗО деятельности Воспитатель
|
3. НОЯБРЬ. «История Самары» | 1. Продолжать развивать познавательный интерес к истории первых построек города на Хлебной площади. 2. Поддерживать интерес детей к художественной литературе. 3. Развивать творческое и конструктивное мышление. 4. Побуждать родителей знакомить детей с достопримечательностями Самары. | Презентация «История нашего города» Рисование зданий нашего города
Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
Игры «Танграм», «Чудо-крестики», «Строим крепость», «Многоугольники». Автобусная экскурсия в парк Победы
| Воспитатель Педагог по ИЗО деятельности
Воспитатель
Воспитатель
|
4. ДЕКАБРЬ. «Памятники архитектуры» | 1. Беседа «Архитектура родного города». Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города. 2.Формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий. 3. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. | Рассматривание открыток, картинок памятников архитектуры «Подвиги Самарцев в памятниках архитектуры»
Дидактическая игра «Найди отличия»
| Воспитатель
Воспитатель
|
5. ЯНВАРЬ. «Русские народные праздники и традиции» | 1.Беседы об государственных традициях и праздниках. 2. Знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками, пример-праздник «Рождество» со своими традициями. 3. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, дымковская игрушки. ... | Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях) Русские народные игры - «Прялица». «Бабка Ежка», «Башмачек»… На праздниках широко используется фольклор (песенки-потешки, шутки, частушки, пословицы, поговорки..) Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек» Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома» | Воспитатель
Воспитатель
Музыкальный работник
Педагог по ИЗО деятельности
Воспитатель
|
6. ФЕВРАЛЬ «Наши мужчины – защитники Отечества» | 1.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. 2.Расширение представлений детей о Российской армии. Воспитание в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск: пехота, морские, воздушные, танковые войска; боевой техникой. 3.Формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины. | Рассказы о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Беседа об истории памятника самолета - штурмовика Ил-2 в Самаре - как он был найден, отремонтирован и установлен в городе. Спортивный праздник «Вместе с папой я герой».
Творческие работы - подарки папам и дедушкам
| Воспитатель
Воспитатель
Музыкальный работник
Педагог по ИЗО деятельности |
7. МАРТ. «Праздник всех женщин» | 1. Привлечение детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. 2.Расширение представлений детей о международных праздниках. 3.Воспитание чувства удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности. | Утренник к международному женскому дню Беседа «Международные праздники». Выставка работ детей к 8 марта «Мамочке любимой». Выпуск газеты «Доброе слово о маме» с детскими рисунками и пожеланиями. | музыкальный работник
воспитатель
педагог по ИЗО деятельности |
8. АПРЕЛЬ. « Течет река Волга…» | 1.Обогатить знания детей о реке Волга, ее географическом положении (протяженности) 2.Развивать логическое мышление, внимание, речь.
| Рассматривание иллюстраций о Волге, набережной. Составление рассказов из опыта: «Когда я был на Волжском проспекте», «На набережной вечером», «На набережной в праздничные дни». Д/и «Сложи и узнай», «Найди лишнее», «Отгадай слово». | Воспитатель
Воспитатель
|
9. МАЙ. « Я много знаю и многое умею» | 1. Закрепить представления детей о родном городе. 2. Способствовать формированию эмоционального отношения к родному городу. 3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в игре, процессе продуктивной речевой и творческой деятельности. 4. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. | Праздник «Эх, Самара – городок».
Вечер досуга «Прогулка по Самаре, используя развивающие игры»
Викторина «Знай и люби свой город» Выставка рисунков « Самара весенняя». Викторина «Знай и люби свой город» Вечер досуга «Прогулка по Самаре» используя развивающие игры.
| Музыкальный работник Воспитатель Психолог
Педагог по ИЗОдеятельности
Воспитатель
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».
Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...
Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...
Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым пере...
Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного города в процессе прогулок»
Совершенствовать образовательную и воспитательную работу в области социокультурных ценностей дошкольников на примере ближайшего социального окружения....
ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАШЕГО НАРОДА.
В статье рассматривается проект как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста...
Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания...