Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Верещагина Ирина Федоровна

На данном занятии дети участся экономить воду и бережно относиться к неживой природе. Закрепляют правила работы с водой и песком. Получают знания по экологии. В данном случае  -  круговорт воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_putesheastvie_s_kapelkoy_.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

в старшей группе «Путешествие с Капелькой»

Программные задачи

Развивать диалогическую речь, учить согласовывать существительные и прилагательные,

Продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома,

Закрепить понятие «круговорот воды в природе»

Учить детей сравнивать свойства пластмассы и бумаги, делать заключение

Цель

Показать необходимость воды для всего живого

Прививать детям навыки экономного расходования воды

Воспитывать у детей бережное отношение к неживой природе

Материалы

Капелька (грустная и веселая), панно «Что находится в воде и под водой», схема – с изображением воды карточки – подсказки, облака разной формы, река (оформление берега), атрибуты к игре «Волшебные круги»,  схема «Круговорот воды в природе»

Ход занятия

Воспитатель

Ребята у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Прежде чем отправиться мы  должны вспомнить наши правила работы с водой, песком.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог.

И никто здесь не промок.

С песком:

Если сыплешь ты песок

Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь

Никогда его не тронь

Воспитатель

Молодцы ребята.

(включается кран и течет вода, можно включить шум воды)

Воспитатель

 Ребята вы слышите, что -то шумит,  (выходите из столовой) что это?

Дети

 Шум воды, вода течет и т.д.

Воспитатель

 А откуда этот звук?

Дети

 из умывальной комнаты.

Воспитатель

Наверное,  кто-то забыл закрыть кран. Помоги мне его закрыть

Дети

Закрывай покрепче кран.

Чтоб не вытек океан.

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей.

Воспитатель

 (выходит из умывальной комнаты с Капелькой здоровается)

Капелька к нам пришла в гости из крана. Что это?

Дети

– Вода.

Воспитатель

  Она принесла вам карточки – подсказки. Что они вам шепчут?

( на стене по одной открывать и показывать детям)

Работа по карточкам

- вода течет, вода разливается, вода прозрачная, вода не имеет цвета,

вода не имеет формы, вода не имеет вкуса, вода не имеет запаха, вода отражает предметы.

Воспитатель

 А для того чтобы узнать, откуда вода появилась в кране, мы вместе с Капелькой оправимся в путешествие. Посмотрите, какие облака на небе?

Дети

(белые, кудрявые, голубые, пушистые, легкие, серые, темные, тяжелые)

Но они еще и разной формы:

Ребенок

Я сегодня видел сам:

Слон летел по  небесам,

Превратился он в верблюда –

Это было просто чудо.

Воспитатель

 А какие облака вы видите? Кого они вам напоминают?

Дети

– Медведя, зайца, конфету, птицу.

Воспитатель

 Вы случайно не знаете, почему их так много и они вовсе не белые?

Дети

 Скопилось много воды, облака стали серыми, хмурыми, тяжелыми.

Воспитатель

 Сейчас, наверное пойдет дождь.

Игра – Фикзультминутка « Капля раз…»

Капля раз, капля два, капля медленно сперва

Кап, кап, кап  (медленные хлопки)

Капля, каплю догоняет (быстрые хлопки)

Стали капли поспевать….

Зонтик поскорей откроем – от дождя себя укроем.

(имитационные движения «спрячемся от дождя»)

(заходим в группу)

Воспитатель

 Посмотрите, сколько дождь налил воды. Что появилось?

Дети

 Лужи, ручейки

Воспитатель

 В какое время мы наблюдаем такую картину?

Дети

 Это происходит весной, когда начинает таять снег. Он превращается в воду, образуя ручейки.

Воспитатель

А если они с друг с другом соединяться, то,  что получится.

Дети

 Образуется река.

Воспитатель

 Вот и у нас получилась река. Располагайтесь поудобнее на берегу реки  и отгадайте загадки:

Не зеркало, а смотреться можно?

Дети

 – Вода.

Кто век бежит и не устает?

Дети

– Вода.

Воспитатель

 Правильно, а теперь  скажите, что находится в воде и под водой?

Дети

– Рыбы, лягушки, камни, песок, водоросли, медузы и т.д.

Воспитатель

Что вы видите на воде?

Дети

 (корабль,  лодку, птиц, жучков, людей и т.д.

Воспитатель

 А над водой?

Дети

 – солнце, облака, самолет, бабочку, птиц.

Воспитатель

 Молодцы, а сейчас проведем физкультминутку.

Встаньте дети улыбнитесь и

 вокруг все оглянитесь

Вот  и камушки лежат

И на вас они глядят.

В руки камушки возьмите и на них вы посмотрите.

Вперед руки протяните, а потом их разведите.

Дружно мы вперед пойдем,

Камушки с собой возьмем,

А потом мы все присядем и немножко постучим

Вот как весело нам стало, начинаем все сначала.

(переходим постепенно друг за другом через мост с камушками, спина прямая и слаживаем в коробку камни)

Воспитатель

  Теперь поиграем с волшебными кругами. Слушайте меня внимательно. В нашем круге должно лежать все живое. Что останется вне круга?

Дети

 – Все неживое.

Воспитатель

 – Почему оно неживое?

Дети

 – Потому что не растет, не питается.

Воспитатель

– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Скажите мне, откуда появилась вода в реке?

Дети

 Из облаков, облака нахмурились, им стало тесно, и пошел дождь, потекли ручейки, появились реки.

Воспитатель

Сейчас мы с вами попробуем изобразить это сами:  Заодно   поиграем   в интересную и волшебную  игру. Но для  этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя.

(звучит музыка, напоминающая дождь)

Я ребята -  мама Тучка,  а  вы ребята – вы будете мои детки  - капельки, нам пора оправляться в путь (звучит музыка).

(капельки прыгают, разбегаются,  танцуют. Мама тучка показывает, что им делать)

Воспитатель

Полетели капельки на землю…

Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.

Капельки составляют ручей, взявшись за руки.

Воспитатель

 Встретились ручейки и стали большой рекой.

Ручейки соединяются в одну цепочку.

– Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в океан.

Дети перестраиваются в хоровод  и двигаются по кругу.

- Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх.

Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх,

- Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Как можно назвать одним словом то, что мы с вами сейчас изображали?

Дети

 Круговорот воды в природе.

Воспитатель

Обратите внимание на схему:

Дети по схеме закрепляют это явление.

Воспитатель

Послушайте мой рассказ о том, как  наша Капелька путешествовала дальше:

Человек направил капельку воду из рек в трубы. Но воду из реки пить нельзя. Почему?

Дети

 Она не чистая и человек может заболеть. Чтобы этого не произошло, воду специально очищают, и только потом она поступает в краны

Дети проделывают опыт очистки воды.

Воспитатель

 Представляете, какой долгий путь был у нашей Капельки. Посмотрите, что  с ней случилось? Капелька почему-то стала грустной. Наверное, не знает, для чего она нужна. Как вы думаете, для чего она  нужна?

Дети

–Чтобы мыть руки, стирать, готовить еду, купаться, пить, поливать цветы.

Капелька стала улыбаться,  значит,  вы все правильно ответили

Воспитатель

 Главное, вода нужна, чтобы утолить жажду человека, растений, животных.

А что произойдет, если люди не выключат краны?

Дети

 Весь мир -  в том числе и рыбы, погибнут, все реки вытекут, человеку не будет чем питаться и нечего пить.

Воспитатель  

Послушайте   стихотворение.

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря-зря –зря!

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет.

Так что же надо делать дальше, чтобы вода не исчезла?

Дети

Надо экономить воду, беречь ее, не загрязнять водоемы, реки.

Воспитатель

 Наше путешествие заканчивается и Капельке нужно возвращаться домой. У нас есть кораблики в уголке экспериментирования.

(подходим и предлагаем варианты  средств передвижения)

Проверим готовность наших кораблей.

(берем бумажный кораблик – из салфетки и опускаем в воду.

- Что с ним случилось?

Дети

– Утонул. Он был легким, бумажным. Бумага не прочная, она впитывает воду.

Воспитатель

А на каком сможет Капелька путешествовать?

Дети

Из  пластмасса, из более прочного материала. Она хоть и легкая, но прочная и не впитывает воду.

Воспитатель

Скажем волшебные слова и капелька отправиться домой.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Дети  прощаются с Капелькой.

До свидания!

Подводим  итог занятию

Дети

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею вам  я доложить –

Без воды нам не прожить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологическому воспитанию для старшей группы "Волшебница вода".

Цели:1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); разв...

Конспект НОД «Экологическое воспитание» для старшей группы «Дружок» на тему: « Очистим планету от мусора».

Конспект НОД «Экологическое воспитание»для старшей группы «Дружок»на тему: « Очистим планету от мусора»....

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»

Программные задачи:· Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения...

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности «Красная книга»

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности «Красная книга»...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

конспект по экологическому воспитанию для старшей группы

Уточнить и расширить знания детей о воде ( свойства,роль в жизни человека)...