Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность
статья по теме

Как развивать личность  ребенка в процессе лепки, рисования, аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorcheskoy_lichnosti.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

  Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

  Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада и школы занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

  Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков.

  Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного и младшего школьного возраста? Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя.

  Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

  Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П.Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности. В своих работах дети отображают свои наблюдения и впечатления, полученные через художественное слово, музыкальные произведения, картины и другие виды искусств.

  А.А.Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развить в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

  И.Я.Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

   И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.

  Формирование этих черт, выделенных ученым применительно к школьникам, как показывает наш многолетний опыт и исследования, может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

  У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.

  • Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
  • Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использовании разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
  • В детском саду, в школе, в классах, в кабинетах необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
  • Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладение деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3-10 лет.
  • Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
  • Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
  • Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
  • Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
  • Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"

Консультация для родителей.Театральная деятельность может удовлетворить любые интересы и желание ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообраз...

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...

Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»

Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы....

Статья "Развитие личности ребенка через изобразительную деятельность"

Данная статья будет полезна педагогам и специалистам ДОУ...

Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребёнка средствами изобразительной деятельности»

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Театрализованная деятельность — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ск...