Тренинг креативности для воспитателей ДОУ
консультация на тему

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Задачи:

  • создать в коллективе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 
  • формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;
  • активизация индивидуальных и творческих способностей;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое?

Психологическое вхождение.

Упражнение "Здравствуйте, я... Сегодня я вот такая…"

Инструкция. Участники встают в круг, первым говорит ведущий: "Здравствуйте, я… (имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние)". Группа отвечает: "Здравствуй, ... Сегодня ... вот такая (повторяют действия участника)".

Чтобы наша встреча имела успех, нам нужны групповые правила:

Говорить я», а не «мы» или «все»;

Слушать других, уважать мнение каждого;

Каждый отвечает за свое собственное обучение.

А какие правила вы хотели бы еще добавить?

Предложения на карточках

Для того чтобы  нам лучше узнать друг о друге, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное в ней предложение.

Предложения на карточках:

Я доверяю людям, которые…

Самая большая радость для меня…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

Мне особенно приятно…

Думаю, что самое важное для меня…

Мне особенно приятно…

Человек, которому я могу доверять…

Особенно мне нравится,  когда люди, окружающие меня …

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда…

Упражнение «Перекинь мяч»( 5 минут).

Цели:вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Все участники делятся на три группы, каждая из которых получает задание

Упражнение “Реклама”.

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута

Что

Откуда

Как использовать

Предлагаемые предметы:

  • пустая консервная банка;
  • перегоревшая лампочка
  • лопнувший воздушный шарик;
  • катушка от скотча;
  • сломанный зонт

Упражнение «Заполни середину».

Соединить в связный рассказ два предложения:

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».

2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

3) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах

Упражнение: «Необычные ситуации» (перечень возможных причин)

Цель: развитие широты мышления, навыков всестороннего анализа ситуаций и обобщения большого количества сведений.

Проведение:

    Ведущий   описывает   необычную   ситуацию.   Участникам   предлагается придумать    как    можно    больше    причин    этого    факта,    возможных объяснений.    Ответы    могут   быть    банальными    и    маловероятными. Участники высказываются по очереди. Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов

Ситуации:

Команде А. Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.

Команде Б.  «Вы, проснувшись, обнаружили, что вы не люди, а котята. Что вы будете делать?» Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов

 (Начну мяукать, пойду гулять, стану пить молочко и т. д.)

КомандеВ.. Вам подарили на день рождения слона, и вы пошли с ним в поход. Как его там можно использовать»? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.

(В виде транспорта, слон охраняет всех в походе, воду в хоботе слона можно использовать для купания и т. д.)

Обсуждение:  

  • Какие трудности возникли в процессе игры?
  • Что Вам помогло?

ВЫВОД:На одну и ту же ситуацию можно придумать множество решений.

Упражнение “Рассказ из заголовков”.

Автор упражнения Э. Де Боно.

Цель: Развитие дивергентного мышления.

Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать , используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).

Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).

Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.

Упражнение «Несуществующее животное»

Время проведения: 10-15 мин.

Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.

Материалы: ватман, цветные карандаши

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, цветные карандаши. Группа должна  договориться какое животное они нарисуют  и составить о нем рассказ: как называется это животное, какое оно ( 5 характеристик), что оно умеет и какую пользу принесет людям.

Вопросы для обсуждения:

Почему вы выбрали это животное?

Как оно называется, что оно умеет делать?

Были ли сложности при выполнении упражнения?

Медитация. «Сказочный Дворец»

Цель: Дать возможность расслабиться и сосредоточиться на своих внутренних ощущениях. Помочь обрести уверенность и творческий заряд.

Включается запись спокойной музыки, предлагается занять удобную позу, сидя на стуле.

«Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили много стран, познакомились с интересными людьми. И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы, они собирали мед. Пели птицы, они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало вам, что очень важно именно туда поехать. И вы направились ко Дворцу. Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. И вы поняли, что здесь живет ваше Творчество. Вы идете по Дворцу легкой и уверенной походкой и находите то, что очень важно для вас. Возьмите это с собой, почувствуйте прилив энергии, бодрости. Теперь у вас есть заряд творчества и он останется с вами, когда вы вернетесь назад. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Потихоньку открывайте глаза, возвращайтесь к нам. »

Упражнение «Мешочек пожеланий» (каждый пишет пожелание)

Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники  достают из него по одному предмету.  Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».

Игра “Волшебная шкатулка”

 В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

 Варианты пожеланий:

 - Тебе сегодня особенно повезет!

 - Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

 - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

 - Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

 - Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

 - Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

 - Сегодня твой день, успехов тебе!

 - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Упражнение “Чепуха”

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу справа. Тот письменно отвечает на вопрос ведущего, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Вопросы:

1. Кто?

2. Где?

3. С кем?

4. Чем занимались?

5. Пожелания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг «Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Творчество, гибкость нестандартность мышления  являются одним из способов преодоления СЭВ. Данный  тренинг для педагогов поможет повысить стрессоустойчивость....

Тренинг креативности для педагогов "Сказочная страна".

Тренинг направлен на формирование потребности в сохранении положительного самочувствия в профессии и активизация творческих способностей педагогов средствами сказкотерапии, арттерапии ....

Тренинг для начинающих воспитателей «Призвание педагог или просто , поверь в себя»

нетрадиционные формы работы с молодыми специалистами ДОУ...

Тренинг креативности для педагогов "Сказочная страна"

Задачи:1. Включение в групповое взаимодействие.2. Поддержка и развитие творческого самовыражения.3. Обучение приемам саморегуляции....

Тренинг креативности для педагогов

Цель: осознание креативности в себе и её развитие. Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.Задачи:...

Тренинг «Креативный педагог. Какой он?»

Креативность – это способность человека создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, используя интуитивный выбор единственно верного...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Деловая игра с педагогами ДОУ проведена с целью актуализации творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.Задачи:• Совер...