Парциальная программа "Здоровый ребенок"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБДОУ Верхне – Ичетуйский детский сад «Туяа»
Парциальная программа
«Здоровый ребенок»
Руководитель разработки: Бадаева Т.М.
2012г.
Программа создана на основе программы Л.Н.Волошиной – инструктора по физической культуре I квалификационной категории.
Актуальность:
- Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные.
Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Это подтверждает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, знаниях, развитии. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Цель:
- Апробировать программу «Здоровый ребенок» на базе МБДОУ Верхне – Ичетуйский детский сад «Туяа», создать условия для физического развития, обогащения двигательного опыта, развития физических качеств через освоение подвижных игр и игр с элементами спорта.
Задачи:
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, а также ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Практическая значимость:
- Игры с элементами спорта способствуют собственной активности и творчеству подвижных играх в дальнейшем в школе и во дворе.
Принципы программы:
- Научная обоснованность
- Комплексно – тематический принцип
- Принцип интеграции образовательных областей
Целевые ориентиры:
- У ребенка сформирован устойчивый интерес к подвижным играм и к играм с элементами спорта.
- Развит двигательный опыт новыми двигательными действиями.
- Развиты двигательные способности.
- Развиты положительные морально – волевые качества.
- Сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Целевые ориентиры – это «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его физическом, интеллектуальном и личностном развитии.
План работы
- Изучение программы Л.Н. Волошиной
- Внедрение программы «Здоровый ребенок» в образовательный процесс.
- Работа с родителями.
Схема первоначального разучивания технических элементов спортивных игр.
- Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.
- Первоначальное разучивание наиболее простых технических приемов при помощи их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для изучаемого вида спортивной игры.
- Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.
- Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения.
- Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и соревновательного методов.
- Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы игры по упрощенным правилам.
- Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических схем.
- Закрепление основного тактического рисунка игры.
- Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для изучаемой игры.
- Совершенствование игры через развитие интереса к ней.
Принципы обучения детей движениям
Общедидактические принципы обучения | Особенности реализации в физическом воспитании |
Принцип развивающего обучения | При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющиеся у детей в данный момент уровень умений и навыков. |
Принцип воспитывающего обучения | В процессе обучения обязательно решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств) |
Принцип сознательности | Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребенком сути того или иного движения, которое он производит. Впервые принцип был введен П.Ф.Лесгафтом. начиная с трех лет, ребенка постепенно подводят к пониманию сути движения, умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду), мышечно ощущать движение. |
Принцип систематичности | Суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха, во взаимосвязи между различными сторонами содержания физкультурных занятий. |
Принцип доступности | Принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном темпе. |
Принцип наглядности | Суть принципа заключается в создании у ребенка с помощью различных органов чувств представлений о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности. |
Принцип индивидуализации | Этот принцип обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечить здоровый образ жизни в дошкольном учреждении каждому ребенку с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия. |
Принцип оздоровительной направленности | Специфический принцип физического воспитания требует средствами физических упражнений укреплять здоровье. Физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка , уровню физического развития и состоянию здоровья. Сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами; включать в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости; повышать двигательную активность, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием; обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для игр и занятий детей. Помнить, что педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. |
Методы обучения детей движениям
Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.
Методы обучения | Приемы как части метода, дополняющие и конкретизирующие его | Цель |
Наглядный метод | 1. Наглядно – зрительные приемы: – показ физических упражнений; – использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии); – имитация (подражание); – зрительные ориентиры (предметы, разметка поля). 2. наглядно – слуховые приемы: музыка, песни. 3. тактильно – мышечные приемы: непосредственная помощь воспитателя. | Создает зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка. |
Словесный метод | Объяснения, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция. | Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. |
Практический метод | – повторение упражнений без изменения и с изменениями; – проведение упражнений в игровой форме; – проведение упражнений в соревновательной форме. | Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении. |
Спортивные игры
Элементы соревнования проводятся в следующей последовательности усложнения:
- В начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий.
- Затем на скорость выполнения движений, сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.
- После этого, возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнить движения.
Комплексное планирование
Спортивные подвижные игры | Задачи | Период |
Футбол | Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности. Разучивание наиболее простых технических приемов. | Сентябрь |
Футбол |
| Октябрь |
Катание на велосипеде |
| Ноябрь |
Скольжение по ледяным дорожкам |
| Декабрь |
Катание на санках |
| Январь |
Ходьба на лыжах |
| Февраль |
Летающий мяч |
| Март |
Баскетбол | Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности. Разучивание наиболее простых технических приемов. | Апрель |
Баскетбол | Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций. | Май |
Представленное в программе планирование условно определяет срока проживания каждой из тем. Если дети устают от многократного обращения к одной и той же теме, теряют интерес к ней, необходимо найти что – то новое внутри рассматриваемой проблемы или перейти к другому проекту. Проекты могут быть рассчитаны на неделю, на несколько дней или даже на один день.
Разрабатывать проекты заранее в начале года не следует: когда подойдет время, придется вносить коррективы в планы в связи новыми обстоятельствами и проблемами, возникшими в группе, селе, стране, и подстраивать их под достигнутый детьми уровень развития. Так в прошлом Олимпийском 2014 году мы с педагогами разработали краткосрочный проект «Пять колец» (Приложение 1).
Предметно – развивающая среда
- Физкультурный уголок.
- Изготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.
- Иллюстрации спортивных игр.
- Видеоматериалы, слайды, использование ИКТ по тематике.
- Художественная и познавательная литература по тематике.
- Стенды, плакаты по играм с элементами спорта.
Взаимодействие с родителями
- Консультации на тематику
- Родительское собрание по тематике
- Благоустройство ДОУ и спортивной площадки на участке.
- Приготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.
- Спортивные праздники и досуги с участием родителей.
- Домашнее задание по тематике.
Для всестороннего воспитания и развития ребенка немало – важно направление: воспитатель – ребенок – родитель. Огромное значение имеет процесс взаимодействия детского сада и семьи. Только совместными усилиями мы можем воспитать настоящего человека.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу общности интересов.
- Обогащать и активизировать воспитательские умения родителей.
Диагностика физического развития проводится 2 раза в год,
в начале и конце года.
Ф.И детей | Активность | Быстрота | Сила | Ловкость | Ориентировка в пространстве |
Оценивается по 3 – бальной системе
1 балл – критический
2 балла – допустимый
3 балла – оптимальный
Надеемся, что данная программа поможет нам систематизировать реализацию образовательного процесса.
Литература:
- Программа Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье».
- Дошкольное воспитание № 5 2014г.
- Оздоровительная гимнастика. Л.И.Пензулаевой.
- Физкультурно – оздоровительная работа. О.В.Музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ
Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....
Парциальные программы
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...
Парциальная программа "Маленькие фантазеры"
Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....
ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ, МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА", С.А.Козловой "Я-человек"
Введение ребенка в социальный мир....
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...