Парциальная программа "Здоровый ребенок"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Бадаева Туяна Мэлсовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_mbdou.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБДОУ Верхне – Ичетуйский детский сад «Туяа»

Парциальная программа

«Здоровый ребенок»

                   

                       

Руководитель разработки: Бадаева Т.М.

2012г.

        Программа создана на основе программы Л.Н.Волошиной – инструктора по физической культуре I квалификационной категории.

Актуальность: 

  • Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные.

          Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Это подтверждает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, знаниях, развитии. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Цель:

  • Апробировать программу «Здоровый ребенок» на базе МБДОУ Верхне – Ичетуйский детский сад «Туяа», создать условия для физического развития, обогащения двигательного опыта, развития физических качеств через освоение подвижных игр и игр с элементами спорта.

     

Задачи:

  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, а также ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. 

Практическая значимость:

  • Игры с элементами спорта способствуют собственной активности и творчеству подвижных играх в дальнейшем в школе и во дворе.

 Принципы программы:

  • Научная обоснованность
  • Комплексно – тематический принцип
  • Принцип интеграции образовательных областей

Целевые ориентиры:

  • У ребенка сформирован устойчивый интерес к подвижным играм и к играм с элементами спорта.
  • Развит двигательный опыт новыми двигательными действиями.
  • Развиты двигательные способности.
  • Развиты положительные морально – волевые качества.
  • Сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни.

      Целевые ориентиры – это «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его физическом, интеллектуальном и личностном развитии.

План работы

  1. Изучение программы Л.Н. Волошиной
  2. Внедрение программы «Здоровый ребенок» в образовательный процесс.
  3. Работа с родителями.

Схема первоначального разучивания технических элементов спортивных игр.

  • Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.
  • Первоначальное разучивание наиболее простых технических приемов при помощи их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для изучаемого вида спортивной игры.
  • Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.
  • Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения.
  • Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и соревновательного методов.
  • Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы игры по упрощенным правилам.
  • Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических схем.
  • Закрепление основного тактического рисунка игры.
  • Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для изучаемой игры.
  • Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

Принципы обучения детей движениям

Общедидактические принципы обучения

Особенности реализации в физическом воспитании

Принцип развивающего обучения

При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющиеся у детей в данный момент уровень умений и навыков.

Принцип воспитывающего обучения

В процессе обучения обязательно решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств)

Принцип сознательности

Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребенком сути того или иного движения, которое он производит. Впервые принцип был введен П.Ф.Лесгафтом. начиная с трех лет, ребенка постепенно подводят к пониманию сути движения, умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду), мышечно ощущать движение.

Принцип систематичности

Суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха, во взаимосвязи между различными сторонами содержания физкультурных занятий.

Принцип доступности

Принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном темпе.

Принцип наглядности

Суть принципа заключается в создании у ребенка с помощью различных органов чувств представлений о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности.

Принцип индивидуализации

Этот принцип обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечить здоровый образ жизни в дошкольном учреждении каждому ребенку с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия.

Принцип оздоровительной направленности

Специфический принцип физического воспитания требует средствами физических упражнений укреплять здоровье. Физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка , уровню физического развития и состоянию здоровья. Сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами; включать в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости; повышать двигательную активность, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием; обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для игр и занятий детей. Помнить, что педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.

Методы обучения детей движениям

    Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.

Методы обучения

Приемы как части метода, дополняющие и конкретизирующие его

Цель

Наглядный метод

1. Наглядно – зрительные приемы:

–  показ физических упражнений;

– использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);

– имитация (подражание);

– зрительные ориентиры (предметы, разметка поля).

2. наглядно – слуховые приемы: музыка, песни.

3. тактильно – мышечные приемы: непосредственная помощь воспитателя.

Создает зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

Словесный метод

Объяснения, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.

Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

Практический метод

– повторение упражнений без изменения и с изменениями;

– проведение упражнений в игровой форме;

– проведение упражнений в соревновательной форме.

Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении.

Спортивные игры

     Элементы соревнования проводятся в следующей последовательности усложнения:

  1. В начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий.
  2. Затем на скорость выполнения движений, сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.
  3. После этого, возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнить движения.

Комплексное планирование

Спортивные подвижные игры

Задачи

Период

Футбол

Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

Разучивание наиболее простых технических приемов.

Сентябрь

Футбол

  • Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

Октябрь

Катание на велосипеде

  • Совершенствование основных технических приемов, характерных для катания на велосипедах, с использованием игрового и соревновательного методов.

Ноябрь

Скольжение по ледяным дорожкам

  • Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для скольжения по ледяным дорожкам.

Декабрь

Катание на санках

  • Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

Январь

Ходьба на лыжах

  • Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

Февраль

Летающий мяч

  • Совершенствование основных технических приемов, характерных для игры «Летающий мяч», с использованием игрового и соревновательного методов.

Март

Баскетбол

Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности. Разучивание наиболее простых технических приемов.

Апрель

Баскетбол

Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

Май

       Представленное в программе планирование условно определяет срока проживания каждой из тем. Если дети устают от многократного обращения к одной и той же теме, теряют интерес к ней, необходимо найти что – то новое внутри рассматриваемой проблемы или перейти к другому проекту. Проекты могут быть рассчитаны на неделю, на несколько дней или даже на один день.

        Разрабатывать проекты заранее в начале года не следует: когда подойдет время, придется вносить коррективы в планы в связи новыми обстоятельствами и проблемами, возникшими в группе, селе, стране, и подстраивать их под достигнутый детьми уровень развития. Так в прошлом Олимпийском 2014 году мы с педагогами разработали краткосрочный проект «Пять колец» (Приложение 1).

Предметно – развивающая среда

  • Физкультурный уголок.
  • Изготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.
  • Иллюстрации спортивных игр.
  • Видеоматериалы, слайды, использование ИКТ по тематике.
  • Художественная и познавательная литература по тематике.
  • Стенды, плакаты по играм с элементами спорта.

Взаимодействие с родителями

  • Консультации на тематику
  • Родительское собрание по тематике
  • Благоустройство ДОУ и спортивной площадки на участке.
  • Приготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.
  • Спортивные праздники и досуги с участием родителей.
  • Домашнее задание по тематике.

       Для всестороннего воспитания и развития ребенка немало – важно направление: воспитатель – ребенок – родитель. Огромное значение имеет процесс взаимодействия детского сада и семьи. Только совместными усилиями мы можем воспитать настоящего человека.

Задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу общности интересов.
  • Обогащать и активизировать воспитательские умения родителей.

Диагностика физического развития проводится 2 раза в год,

в начале  и конце года.

Ф.И детей

Активность

Быстрота

Сила

Ловкость

Ориентировка в пространстве

Оценивается по 3 – бальной системе

1 балл – критический

2 балла – допустимый

3 балла – оптимальный

        Надеемся, что данная программа поможет нам систематизировать реализацию образовательного процесса.

Литература:

  1. Программа Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье».
  2. Дошкольное воспитание № 5 2014г.
  3. Оздоровительная гимнастика. Л.И.Пензулаевой.
  4. Физкультурно – оздоровительная работа. О.В.Музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Парциальные программы

  ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...

Парциальная программа "Маленькие фантазеры"

Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...