Проект «Подарите детям сказку»
проект (средняя группа) на тему
Тема проекта: Сказка, как средство развития речи.
Вид проекта: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь), группой, творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, родители воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podarite_detyam_skazku.docx | 938.16 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида.
Средняя группа для детей с ОНР.
Автор: Назарова З.Ф
Воспитатель I категории.
Проект: «Подарите детям сказку»
Тема проекта: Сказка, как средство развития речи.
I этап – Ценностно-ориентационный
Цель этапа: организация пространства, составление плана проведения.
Вид проекта: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь), группой, творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, родители воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровый ресурс:
- воспитатели группы;
- музыкальный руководитель;
- старший воспитатель;
- психолог;
- инструктор по физической культуре.
Материально-технический ресурс:
- музыкальный зал;
- технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);
- наглядно-методические пособия;
- методическая литература.
Ресурс социума:
Социальное партнерство со следующими организациями:
- Детская библиотека;
- Дворец культуры «Октябрь».
Родительский ресурс:
Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- рекомендации по каждому конкретному ребенку;
- участие родителей в организации выставок;
- организация экскурсии (библиотека);
- просмотр спектаклей для детей (ДК «Октябрь»);
- помощь в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности детей.
Информационный ресурс:
- использование ИКТ;
- обмен опытом работы (выставки, консультации, семинары, и т.д.);
- изучение методической литературы;
- участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Основные направления:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пояснительная записка
Проект «Подарите детям сказку» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Проектный метод позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, навыки общения, творческие способности, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Содержание проекта строится на принципах:
- основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми;
- принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;
- принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие;
- принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;
- принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок;
- принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки;
- принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка;
- принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо;
Актуальность темы
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитывающее значение сказки. Именно русские народные сказки и сказки русских и зарубежных писателей, учат нас всему доброму, что есть в нашем мире. Именно они учат нас любить своих родных и близких, дорожить их жизнями. С раннего детства нужно прививать ребёнку любовь и заботу о том, кто близок и дорог ему. Сказка учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, кроме того, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь и её грамматический строй.
( В результате анкетирования родителей и проведения мониторинга, была выявлена проблема)
Проблема:
Детям стали мало читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Родители мало уделяют внимания на совместное чтение с ребёнком и развитие речи через игровую и театрализованную деятельность, в тоже время, выявлен огромный интерес, у детей, как к сказке, так и к театрализованной деятельности.
(В соответствии с проблемой поставлена цель).
Цель: осуществление комплексного подхода к созданию оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР, через привитие интереса к чтению сказок и театрализованной деятельности.
( Подготовительный этап)
- планирование движения к поставленной цели, обсуждают дети, родителями, педагоги. Задачей детей, на этом этапе, является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, дополнение задач по своему желанию. Формируется проблема о моральной стороне сказок, привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего, дети вовлекаются в решение проблемы «Чему учит сказка?», через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновения мотивации к творческой деятельности;
- уточнение форм и методов работы в совместном обсуждении воспитателей, родителей и детей;
- изучение методической литературы и подбор журналов, газет, иллюстраций, книг по данной теме;
- ознакомление с опытом работ других педагогов в интернете;
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
- оформление информационного стенда для родителей;
- консультации для родителей;
- оформление книжного уголка;
- использование компьютерной технологии;
- подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок;
- разработка конспектов к занятиям и беседам;
- подготовка материала для проведения родительского собрания «Роль сказки в жизни ребёнка».
II этап – конструктивный
Цель этапа: разработка и реализация проекта.
(Определены задачи)
Задачи:
Задачи для детей:
- создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
- знакомить детей с различными видами сказочных произведений;
- обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства, воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- учить пересказывать небольшие по содержанию сказки и высказывать своё мнение и отношение к героям этих сказок;
- закреплять умение использовать средства выразительности (позы, мимику, жесты, интонацию, движения);
- учить узнавать персонажи сказок;
- знакомить с разными видами театров (бибабо, пальчиковый театр, кукольный);
- воспитывать партнерские отношения между детьми, способствовать формированию коммуникативных способностей эмпатии;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать у детей образное мышление, фантазию и творческие способности;
Задачи для педагогов:
- ввести детей в проблемную ситуацию;
- стимулировать возникший детский интерес;
- создать условия для детской инициативы, ежедневного поиска и новых открытий, сделанных детьми;
- оказать помощь каждому ребенку пережить радость успеха;
- создать информационную базу;
- вовлечь педагогов в образовательную деятельность по теме проекта.
Задачи для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
- испытать состояние единения в решении важной задачи для ребенка;
- развивать речь ребёнка с помощью чтения и обыгрывания сказок;
- усилить роль семьи в коррекционной работе по развитию речи, через приобщение к традиции семейного чтения.
Задачи для социальных партнёров: Предоставить возможность детям пережить ситуацию успеха, создав условия для участия детей в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях, а также способствовать воспитанию любови к книге и театру.
Ожидаемые результаты по проекту.
Проект «Подарите детям сказку» поможет:
- научить детей следить за своей речью, правильно произносить поставленные звуки, совершенствовать диалогическую речь, использовать в речи разнообразные языковые средства;
- привить интерес к чтению, любовь к книге, стремление к познанию нового;
- воспитать у детей творческие способности;
- научить различать понятия «добро и зло», «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «любить или не любить»;
- развить у детей любовь к сказкам и театральной деятельности;
- научить запоминать и называть прочитанные сказочные произведения, тексты, а также узнавать сказочных персонажей, понимать мораль сказки;
- научить определять различные виды театров и уметь их показывать;
- научить использовать различные средства выразительности;
- научить, самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
- развить духовное богатство личности ребенка, как активного участника проекта;
Для педагогов:
- проанализирован процесс осуществления комплексного подхода к созданию оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР, через привитие интереса к чтению сказок и театрализованной деятельности;
- поддержано желание детей быть активными участниками на протяжении всего проекта.
Для родителей:
- родителями поддержан интерес у ребёнка к сказке;
- родителями предоставлена возможность ребёнку пережить успех;
- родителями осознано понимание того, что чтение сказок и театрализованная деятельность, необходимы для преодоления общего недоразвития речи у детей;
- расширены и систематизированы знания родителей о роли сказки в жизни детей;
Для социальных партнеров:
Дети привлечены:
- к участию в выставках, конкурсах рисунков и творческих работ;
- к просмотру спектаклей.
Перспективный план.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Найди героев сказки», «Из какой я сказки?», «Чья это песенка?». Пазлы по разным сказкам. |
ПОЗНАНИЕ | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с художником Васнецовым В.М и его работами. |
КОММУНИКАЦИЯ | Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Теремок», «Репка», «Колобок». Беседы по сказкам Чуковского. Интегрированное занятие «В гостах у Золушки» (приготовление подарка маме к празднику « День матери»). Игровые ситуации «Айболит просит помощи», « Как попасть в сказку?». |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА | Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Чтение и заучивание стихов из любимых сказок, пословиц и поговорок, загадок. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»; лепка – «Три медведя», «Репка»; аппликация – «Кто в тереме живёт?», коллективная работа «Сказочная страна». интегрированное занятие «В гостах у Золушки» (приготовление подарка маме к празднику « День матери»); |
ТРУД | Коллективный ручной труд: выставка работ «В гостях у лесовичка»; ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Репка», «Колобок». |
ЗДОРОВЬЕ | Непосредственно образовательная деятельность «Советы Мойдодыра». |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | Спортивное развлечение по сказкам «Подарок маме»
|
БЕЗОПАСТ - НОСТЬ | Совместная деятельность с детьми «О чём нас предупреждают сказки?» |
МУЗЫКА | Разучивание песен «В мире много сказок», «Ты мне веришь или нет» муз.А.Рыбникова. сл. И. Кохоновского. прослушивание песен «Сказки гуляют по свету» муз. Е.Тичкина. сл. М. Пляцковского |
РАБОТА | Консультация «Приемы обучения детей, рассказыванию сказок »; «Какие сказки и когда надо читать детям». Папка – передвижка «Народные сказки». Помощь в изготовлении атрибутов к спортивно-развлекательному празднику «День Матери», участие в подборке книг для выставки «Сказки из моего детства». •изготовление пальчикого театра (вязанные фигурки сказочных персонажей для сказок «Рукавичка», «Колобок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.); • оформление настольного театра «Колобок» и театра масок «Репка»; •изготовление совместно с детьми книжек-самоделок «Мир сказок»; чтение сказок с детьми, придумывание сказок с детьми. |
Дети:
- рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
- рисование детьми героев сказок;
- разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
- чтение и рассказывание русских народных сказок, поэтических сказок, сказок других народов;
- беседы по прочитанным сказкам «Что такое доброта», «Что такое зло»;
- пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;
- самостоятельное составление сказок;
- непосредственно образовательная деятельность;
- конкурс для детей и родителей «Кто дома сказку прочитал, тот яблочко и поменял»;
- игры-драматизации;
- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
- обсуждение пословиц и поговорок;
- выставка поделок из природного материала «В гостях у лесовичка»;
- выставка рисунков к празднику День матери «Портрет мамочки - лучшей сказочнице на свете»;
- викторина « Кто герои этой сказки» (отгадывание загадок по сказкам);
- коллективная аппликация « Сказочная страна»,
- совместная деятельность детей и родителей по подготовке атрибутов к сказке «Теремок» способом оригами. (Лисичка, заяц, волк, медведь, лягушка, мышка);
- выставка рисунков «Моя любимая сказка»;
- показ родителям на родительском собрании сказки: «Репка» и «Колобок».
- интегрированное занятие «В гостах у Золушки» (приготовление подарка маме к празднику « День матери»);
Педагоги:
- создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом детей:
Родители:
- участие в подборке книг для выставки «Сказки из моего детства».
- изготовление пальчикого театра (вязанные фигурки сказочных персонажей для сказок «Рукавичка», «Колобок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.);
- оформление театра масок «Репка»;
- изготовление совместно с детьми книжек-самоделок «Мир сказок»;
- чтение сказок с детьми, придумывание сказок с детьми;
- родительское собрание «Роль сказки в жизни ребёнка».
Социальные партнёры:
- организация и показ сказки «Смешарики» Дворец культуры «Октябрь».
- шоу мыльных пузырей «Путешествие по сказкам».
III этап – Контрольно-рефлексивный
Цель: Определение эффективности работы, подведение итогов.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки.
- У детей повысился уровень знаний о сказках.
- Появилось умение узнавать сказки.
- У детей сформировалось понимание смысла сказки.
- Дети научились понимать связь между событиями и строить умозаключения.
- У детей повысилась речевая активность.
- У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало:
- совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- творческому развитию детей;
- эмоциональной отзывчивости;
- расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
IV этап – презентационный
Цель: презентация проекта.
Музыкально спортивный праздник «Подарок маме».
Список литературы:
- 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
- 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
- 3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
- 4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
- 5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
- 6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.Искусство слова отражает действительность ...
Проект "Подари детям сказку"
Проект для детей средней группы...
Презентация ПРОЕКТ "Подари детям сказку"
Проект "Подари детям сказку" реализован в 2016 - 2017 учебном году в разновозрастной группе (младший и средний дошкольный возраст)....
Проект "Подарите детям сказку"
Целью мероприятия является - приобщение детей и их родителей к русской-народной сказке, как фольклорному жанру...
Паспорт проекта "Подарите детям сказку"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...
Паспорт проекта "Подарим детям сказку" (развитие связной речи у детей средней группы)
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психоло...
Познавательно-творческий проект "Подари детям сказку"
Цель данного проекта повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок....