Познавательно-творческий проект "Подари детям сказку"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Конева Елена Николаевна

Цель данного проекта повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podari_detyam_skazku.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

Подари детям сказку

Тип проекта

групповой, познавательно-творческий

Авторы проекта

Конева Елена Николаевна,

воспитатель МДОУ «ЦРР № 2 «Радуга Детства»

Исполнители

дети старшего дошкольного возраста

воспитатели

родители

Возраст детей

Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)

Продолжительность проектной деятельности

краткосрочный проект:

23 января –17 февраля 2023 года

Проблема

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также, формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому необходимо уделить больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Обоснование актуальности проекта

Сказки – это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Принципы реализации проекта

  • Целенаправленность процесса познавательного развития на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе развития познавательных способностей дошкольников;
  • Принцип сотворчества детей, педагога и родителей (законных представителей) в совместном процессе «дети-родители-педагог»;
  • Принцип системности и последовательности.

Цель проекта

Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи

Развивающие 

  1. Развивать умение детей устанавливать многообразие связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
  2. Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
  3. Поддерживать и развивать детскую эмоциональность.
  4. Активизировать речевое и мыслительное творчество детей.

Обучающие

  1. Расширять представление детей о сказках.
  2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  3. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Воспитательные

  1. Воспитывать на основе содержания сказок уважение к традициям народной культуры.
  2. Воспитывать у детей позицию активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  3. Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.

Этапы

Сроки и этапы реализации проекта:

- Подготовительный – 6 – 17  февраля 2023 г.;

- Основной – 20 февраля – 17 марта 2023 г.;

- Заключительный – 20 – 25 марта 2023 г.

Ожидаемые результаты проекта

          В процессе реализации проекта:

Воспитанники:

  • будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
  • повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок.
  • появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты.
  • Дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и с удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности.

Описание работы над проектом

1 этап – Организационный:

  • Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»;
  • Консультации для родителей («Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Изучение методической литературы;
  • Обогащение развивающей среды:

в центре книги – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; изготовление лепбука «В гостях у сказки»;

в театральном центре – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, перчаточный, пальчиковый); маски, элементы костюмов героев сказок;

в центре изобразительной деятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; оформление выставки рисунках детей и родителей «По страницам любимых сказок»;

внесен макет «Предметы быта русской избы».

2 этап – Практический:

  • Организация игровой деятельности
  • Слушание музыкальных произведений
  • Беседы:

«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»;

«На кого из сказочных героев я похож»;

«В гости к книге»;

«Кто рисует картинки к сказкам».

  • Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование по русской народной сказки «Три медведя»

- Лепка по мотивам сказок;

- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников- иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича;

- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка», «Иван- царевич на Сером волке»;

- Показ воспитателем театров по сказкам :

«Заюшкина избушка» (Бибабо);

«Петушок и бобовое зёрнышко» (настольный);

«Девочка-Снегурочка» (плоскостной);

«Кот, Петух и Лиса» (пальчиковый).

- Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

  • Познавательное развитие:

НОД

- «Русские народные сказки из волшебного сундучка».

- «Путешествие в королевство сказок»

  • Социально-коммуникативное развитие:

- Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»;

- Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Лисичка со скалочкой»;

3 этап - Заключительный:

- Оформление выставки рисунков «По страницам любимых сказок»

- Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»

- Проведение викторины «Путешествие по сказкам»

- Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

Формы работы:

-беседы;

-показ сказок;

-продуктивная деятельность детей;

-выставки творческих работ детей.

Список литературы:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
  2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
  3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
  5. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  10.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

Приложение 1

Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «В гостях у сказки»

- «Петушок – золотой гребешок»

- «Гуси-лебеди»

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- «По щучьему велению»

- «Морозко»

- «Снегурочка»

- «Три поросенка»

- «Заюшкина избушка»

- «Царевна лягушка»

- «Зимовье зверей»

- «Снегурушка и лиса»

- «Маша и медведь»

- «Кот, Петух и Лиса»

- «Теремок»

- «Лиса и заяц»

- «Лиса и журавль»

Приложение 2

Картотека загадок по сказкам

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

        Козлята

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

        Гадкий утенок

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

        Муха Цокотуха

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

        Мальвина

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

        Емеля

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

        Скатерть-самобранка

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём.

        Жар-птица

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой?

        Ступа

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

        Соловей разбойник

И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться.

        Доктор Айболит

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

        Красная шапочка

Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надёжный, верный друг.

        Чиполино

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

        Папа Карло

Мой вопрос совсем не трудный,

Он - про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

        Гудвин

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех.

        Петрушка

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

        Мышка

Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос?

        Буратино

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

        Снегурочка

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

        Айболит

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

        Колобок

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

        Три медведя

Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной.

        Кикимора

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

        Карлсон

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это?

        Карабас Барабас

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

        Золушка

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

        Белоснежка

Дюймовочки жених слепой

Живет все время под землей.

        Крот

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее…

        Снегурка

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …

        Царевна-лягушка

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

        Незнайка

Гармошка в руках,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит Чебурашка.

Портрет у друзей

Получился отменный,

На нём Чебурашка,

А рядом с ним…

        Крокодил Гена

Редчайший зверь и прячется в засаде,

Его поймать никто не может.

Он с головами впереди и сзади,

Лишь Айболит нам угадать его поможет.

А ну-ка думай и смекай,

Ведь этот зверь – …

        Тянитолкай

Приходит он ко всем глубокой ночью,

И зонтик свой волшебный открывает:

Зонт разноцветный – сон ласкает очи,

Зонт чёрный – снов в помине не бывает.

Послушным детям – зонтик разноцветный,

А непослушным – чёрный полагается.

Он гном-волшебник, многим он известный,

А ну скажи, как гном тот называется.

Олле Лукое

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

        Золушка

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

        Медведь

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

        Дюймовочка

Кто любил играть и петь?

Два мышонка - Круть и...

        Верть

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

        Снегурочка

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

        Репка

Они везде вдвоём всегда,

Зверята — «неразлейвода»:

Он и его пушистый друг,

Шутник, медведик Винни-Пух.

И если это не секрет,

Скорее дайте мне ответ:

Кто этот милый толстячок?

Сын мамы-хрюшки —...

        Пятачок

Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос.

        Мальвина

Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней — мальчик Кай,

Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу?

        Герда

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.

        Кот в сапогах

У этого героя

Дружок есть — Пятачок,

Он Ослику в подарок

Нёс пустой горшок,

Лез в дупло за мёдом,

Пчёл гонял и мух.

Имя медвежонка,

Конечно, —...

        Винни Пух

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

        Матроскин

В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Почта-дом стоит у речки.

Почтальон в ней — дядя...

        Печкин

Его отца схватил Лимон,

В темницу бросил папу он...

Редиска — мальчика подруга,

Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться

Отцу героя из темницы.

И знает каждый без сомнений,

Героя этих приключений.

        Чиполино

На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальца, невзначай.

Холодным, недобрым стал …

        Кай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Путешествие по сказкам"

Проект разратотан для повышения интереса детей к книгам и сказкам. в театрализованное игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи....

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы

Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых...

Познавательно-творческий групповой проект "Из сказки в сказку"

ПОЗНАВАТЕЛЬНОТВОРЧЕСКИЙЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "Из сказки в сказку" для детей старшего дошкольного возраста...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ «В гостях у сказки»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ «В гостях у сказки»Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством орган...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо  выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...

Познавательно-творческий проект для детей 4 – 6 лет «Логопедические сказки»

  Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности,  автоматизации и дифференциации звуков, накоплению словарного запаса, формирован...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...