Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей в средней и старшей группах.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного вохраста - одна из задач, которая включает в себя воспитание любви к близким, родному городу, стране.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Ромашка»
Утверждены
на методическом объединении педагогов
МБДОУ детского сада «Ромашка»
Протокол №3 от 15.11.2012г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель: Ермакова В.В.,
воспитатель
2012год
Г. Кирсанов
Содержание
- Вступление………………………………………………………….3-5
- Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
(из опыта работы)………………………………………………….6-10
3.Консультация для воспитателей «Работа детского сада и семьи
по нравственно-патриотическому воспитанию»…………………11-14
4.Тематическое планирование работы по патриотическому
воспитанию в среднем и старшем дошкольном возрасте на
учебный год…………………………………………………………….15-27
5. Источники……………………………………………………………
1. Вступление
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
В данных методических рекомендациях представлен мой опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Организация работы по патриотическому воспитанию
в ДОУ
(из опыта работы)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Понятие патриотизма многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
В настоящее время проблема ознакомления детей с окружающим миром встала особенно остро, поэтому считаю одной из первоочередных задач помочь ребёнку раскрыть окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. В этой связи в детском саду проводится целенаправленная работа по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма, при этом акцент в этой работе мы сделали на духовно-нравственное воспитание.
Патриотическое воспитание детей в нашем детском саду начинается с семьи, потому что, хотя детский сад и играет в становлении личности маленького гражданина большую роль, чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Развитие личности осуществляется прежде всего в семье. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка, либо, как человека нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей. Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности.
Продолжая работать по теме: «Моя семья», при реализации которой у детей формируется интерес к своей родословной, предлагаю нарисовать всех членов семьи, рассказать о своей семье, о родственных отношениях в семье («Кто ты для папы, мамы, бабушки, дедушки? Кто мама для тебя, папы, бабушки, дедушки?), изобразить генеалогическое древо (начать с бабушки, дедушки). Целесообразно беседовать с детьми о младших членах семьи, спросить, кто и как заботится об их маленьких сестренках и братишках, напомнить, что, заботясь о младших, они помогают взрослым членам семьи, прежде всего маме.
При организации работы по патриотическому воспитанию, очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Мы гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой родного края, воспитываем к нему любовь и уважение с малых лет.
Кроме того, необходимо расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжать формировать интерес к «малой Родине», рассказать о достопримечательностях родного края, культуре, традициях.
При организации прогулок с выходом за территорию дошкольного учреждения, дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры (витрины магазинов, необычная форма здания и так далее). Полезно провести занятие « Мой город», где закрепляются знания о родном городе как месте жительства, понятие об адресе, при этом рас- ширяются представления о достопримечательностях города, их значимости и ценности для его жителей. Затем можно составить альбом «Мой город», макет «Улицы, по которым мы ходим».
Перед праздником, посвященном Дню Победы, Дню защитника Отечества целесообразно попросить родителей погулять с детьми по нарядно украшенным улицам, поговорить о том, как люди готовятся к этому событию. Хорошо организовать прогулку в центр города, возложить цветы к памятникам героям войны.
В старшей группе детям объясняю, что наша страна называется Российская Федерация (Россия), показываю на карте всю Россию, моря, озера, реки, леса, отдельные города.
Следует познакомить детей с Москвой - столицей России. Работу по этой теме можно начать с чтения главы «Красная площадь» из книги «Что я видел» Б. Житкова.
Я стараюсь объяснить детям, что Россия – огромная страна, в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного ее конца в другой, например, из Москвы в город Владивосток, нужно несколько дней ехать по железной дороге. Считаю, что целесообразно поинтересоваться, совершил ли кто-нибудь из детей дальние поездки и куда, долго ли они летели (ехали); в каких городах бывали, о каких слышали. Дошкольников подводят к выводу: любить Родину – это прежде всего знать свою страну, гордиться ею, болеть за выступления наших спортсменов и т.п. Нужно постоянно говорить о том, что дети могут сделать для своей малой Родины (прежде всего бережно относиться ко всему, что их окружает).
Знакомя детей с Родиной, знакомим и с символами страны: Российским флагом - подводим детей к пониманию, что знамя всегда было драгоценной реликвией всего народа,
Необходимо познакомить детей с флагом, гербом и мелодией гимна России (флаг России хорошо знают во всем мире, он развивается над зданием нашего правительства, под этим флагом плавают в морях и океанах русские суда, его поднимают на олимпийских играх и других международных соревнованиях в честь побед спортсменов из России; при этом обязательно звучит гимн страны). Полученные представления дети отражают в рисунках. Для конкретизации представлений о России им читаю произведения художественной литературы, даю возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации, книги. Полученные впечатления дети отражают в самостоятельной деятельности.
Работая со старшими дошкольниками, продолжаю расширять представления детей о Российской армии, рассказываю о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность (солдаты проходят службу под руководством офицеров; есть разные военные профессии: военный пограничник, военный моряк, военный летчик, военный подводник и т.д; чтобы стать офицером, надо окончить специальное военное училище, много знать, уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым). Считаю целесообразным вспомнить с детьми рассказ «Красный командир» Б.Житкова, прочитать стихотворение А.Барто «На заставе».
Из опыта своей работы отмечу, что следует приглашать в детский сад воинов, ветеранов, желательно из числа близких родственников детей; рассказывать о том, как в годы войны сражались и защищали страну от врагов наши деды и прадеды; рассматривать с детьми картины, иллюстрации, открытки, альбомы военной техники. Можно составить альбом на тему « Наша армия», используя открытки, фотографии, детские рисунки. Данная работа способствует расширению кругозора детей. К празднику 23 февраля следует организовать изготовление подарков для защитников Отечества, подготовить выставку детских рисунков.
Рассказывая дошкольникам о нашей стране, о ее гражданах, необходимо показать патриотизм русских людей, их миролюбие. Специально подобранные произведения художественной литературы помогут педагогу провести беседу на тему «Русские люди всегда приходят на помощь всем попавшим в беду» (Б. Житков. «На льдине»; С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» и др.)
Не стоит забывать и о праздниках Дне согласия и примирения и Дне России, так как беседа о них и посещение праздничных городских мероприятий способствуют воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну.
Начиная с младшей группы, приобщаем детей к русской культуре: рассказываем им русские народные сказки, читаем потешки. Дети слушают русские народные песни, играют в народные игры. Знакомим с традициями, обычаями и бытом, рассматриваем предметы народно прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Читая художественную литературу, знакомим с поэзией А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина, учим детей наслаждаться поэтичностью русской речи. Читая или рассказывая необходимо использовать наглядный материал: фотографии, репродукции картин, вырезки из плакатов, журналов, открытки. К Дню Защитника Отечества и Дню Победы подбираем художественную литературу, иллюстрации о жизни и учебе воинов нашей армии, делаем выставку рисунков по темам: «Наша Армия», «Защитники Отечества», «Моя Родина».
Знакомство детей с малой родиной осуществляется в следующих формах работы:
- занятия по ознакомлению детей с родным краем;
-беседы о земляках;
-экскурсии;
Одним из интересных занятий, является посещение краеведческого музея. Дети знакомятся с фауной и флорой нашего края, воспитывается у детей бережное и заботливое отношение к природе, умение беречь и помогать ей. Недаром наш край является источником вдохновения наших земляков писателей и поэтов, с которыми мы знакомим детей. Любовь к родному краю, его людям, к природе заставляет их браться за перо, чтобы в своих произведениях отобразить то прекрасное, что они видят вокруг. Мы заучиваем их стихи, читаем рассказы, рассматриваем картины . Знакомя детей с родным городом, родной страной нужно вызвать положительные чувства, желание нарисовать то, о чем он услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал, посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее, не сорить, беречь то, что нас окружает.
3.Консультация для воспитателей
«Работа детского сада и семьи по
нравственно-патриотическому воспитанию».
Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в то же время очень простое, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, к какому-то уголку Земли, любовь к Родине. Патриотическое воспитание должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («В какую одежду был одет герой сказки.» и т.д.)В пословицах и поговорках дети оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность, правдивость, отвагу, любовь к родине, трудолюбие, бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
Большую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.
Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
4. Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию в среднем и старшем дошкольном возрасте на учебный год
Средняя группа
Сентябрь Тема: «Мой город».
1 Целевая прогулка по близлежащим улицам.
Цель: познакомить с близлежащими улицами, обратить внимание, что улиц много каждая имеет свое название, у каждого дома есть свой номер.
2.Беседа с детьми о летнем отдыхе.
Цель: обратить внимание детей, что они отдыхали в разных городах и селах, добираясь разным транспортом. Сказать, что наша страна большая и красивая.
3.Занятие «Мой родной город»
Цель: уточнить знания о названии родного города. Познакомить с его достопримечательностями. Воспитывать любовь к родному городу.
4.Рассматривание фотографий с изображением родного города.
Цель: обратить внимание на красоту старинных зданий, прививать детям желание сделать город еще красивее.
5.Рассматривание иллюстраций на тему: «Город-село».
Цель: закрепить, чем отличается город от села. Вспомнить название улицы, на которой находиться детский сад.
Октябрь Тема: «Детский сад»
1.Беседа о труде работников детского сада
Цель: прививать детям уважение к взрослым
2.Экскурсия по детскому саду.
Цель: познакомить с помещениями детского сада (прачечная, кухня)
3.Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление знаний о разных профессиях
4. Наблюдение за работой взрослых, посильный совместный труд на участке.
Ноябрь Тема: «Семья»
1 Беседа с детьми о членах семьи
Цель: Дать понятие, что семья это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят, старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим.
2.Беседа с детьми о бабушках, как звать бабушку, чья она мама и т.д.
Цель: воспитывать желание заботиться о маме и бабушке, помогать им.
3..Беседа о том, как надо заботиться о младших братьях, сестрах.
Цель: воспитывать у детей желание заботиться о тех, кто младше.
4.Индивидуальная работа с детьми о членах семьи
Цель: добиваться, чтобы дети называли родителей по имени отчеству
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: дать представление, что мама о всех заботиться, она моет, готовит, стирает т.д.
6.Дидактическая игра «Чем мы порадуем маму»
Цель: вызвать желание помогать маме
Декабрь Тема: «Новый год»
1. Чтение и заучивание стихов о зиме.
Цель: вызвать радостное настроение, учить выразительно читать стихи.
2Беседа о традиции встречать Новый год
Цель: рассказать, что люди всех стран встречают Новый год, но в разное время
3.Рисование «Украсим город новогодней елкой
Цель: вызвать у детей желание нарисовать праздничную елку
4.Изготовление новогодней гирлянды
Цель: создать радостное настроение
5.Рассматривание костюмов Деда Мороза и Санта-Клауса
Цель: обратить внимание на сходство и различие костюмов
Январь Тема: «Наша Родина»
1.Рассматривание книг о природе России
Цель: закрепить название нашей страны, прививать любовь и гордость за нашу страну
2.Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую»
Цель: обратить внимание на описание березы в стихотворении.
3.Рассматривание открыток с изображением Кремля
Цель: обратить внимание на красоту Кремля, вызвать гордость за нашу страну.
4.Чтение глав из книги Б.Житкова «Что я видел?»
Цель: вызвать у детей радость от новых впечатлений, познакомить с новыми профессиями: носильщик, кондуктор.
5.Рассматривание русского национального костюма
Цель: познакомить с новым словом: косоворотка, сарафан, кокошник.
6.Рисование «Моя Родина»
Цель: дать понятие, что Родина это дом, город, страна, где мы живем.
7.Рассматривание иллюстраций о природе России (народные промыслы)
Цель: вызвать чувство восхищения и гордости за свою страну, за русский народ.
8.Беседа о России, о таланте русского народа: вспомнить русские народные сказки, потешки, песни
Цель: воспитывать любовь к русским народным традициям, гордость за наш народ
Февраль Тема: «Наши Защитники»
1.Беседа с детьми о том, кто в их семье служил в армии, что им рассказали родители.
Цель: напомнить, что мальчики - будущие солдаты, они должны быть сильными, потому, что настоящие мужчины - защитники своих близких.
2.Беседа с детьми о папах
Цель: прививать уважительное отношение к старшим.
3.Рассматривание фотографии памятника «Неизвестному солдату»
Цель: рассказать кому поставлен этот памятник, сказать, что во всех странах люди чтят тех, кто защищал свою Родину, кто погиб за нее.
4.Занятие «Наша Армия Родная»
Цель: дать детям знание об армии; сформировать у них первые представления об особенностях военной службы, вызвать желание быть похожими на солдат
5.Изготовление сувениров к празднику «День Защитника Отечества»
Цель: вызвать желание сделать поделку аккуратно
Март Тема: «Мамочка моя»
1.Беседа с детьми о мамах и бабушках. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»
Цель: прививать любовь к мамам и бабушкам, желание заботиться и помогать им.
2.Чтение рассказа Н.Артюховой «Трудный вечер»
Цель: учить заботиться о маме
3.Изготовление подарков маме
Цель: вызвать желание делать приятное маме
4.Разговоры о маме
Цель: вызвать желание заботиться о маме
Апрель Тема «День космонавтики»
1.Рассказ о Дне космонавтики
Цель: рассказать, что в этот день много лет назад, человек впервые полетел в космос. Показать фотографию первого космонавта.
2.Чтение стихотворения Ю.Виеру «Ракета»
Цель: вызвать желание сделать свою ракету
3.Аппликация «Ракета»
Цель: вызвать желание быть похожими на космонавтов
Май Тема «День Победы»
1.Беседа о приближающемся празднике. Чтение стихотворения С.Маршака «Майский праздник в Москве»
Цель: рассказать о празднике 9 Мая. Объяснить, почему его отмечаем. Прививать уважение к павшим воинам.
2.Беседа о войне.
Цель: объяснить детям, что много лет назад была война, в которой погибло много людей наш народ воевал и одержал победу и каждый год 9 Мая отмечаем праздник День Победы
3.Экскурсия к «Вечному огню»
Цель: напомнить детям, что праздник Победы – это праздник всего народа, потому, что народ всегда помнит своих героев, тех, кто защищает Родину.
4.Заучивание стихов о Дне Победы
Цель: вызвать уважение к павшим воинам
СТАРШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»
1.Беседа о заботе взрослых членов семьи о детях. Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье»
Цель: дать понятие, как взрослые заботятся о детях, что они делают для того, чтобы у них было все необходимое, как дети могут заботиться о взрослых.
2.Беседа «Мужчина и женщина в семье»
Цель: уточнить представление детей о том, что такое семья; познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в семье.
3.Беседа с детьми «Как мы отдыхали летом»
Цель: подвести детей к пониманию, что страна наша большая и красивая. Закрепить, как она называется.
4.Рисование «Моя семья»
Цель: закрепить представление детей о том, что такое семья.
5.Беседа о том, где работают взрослые члены семьи.
Цель: дать понятие детям, что кроме обязанностей по дому, взрослые еще и работают.
6.Дидактическая игра «Кто, где работает»
Цель: закрепить знания детей о профессиях.
Октябрь Тема «Город»
1.История возникновения города.
Цель: рассказать, что свое название город получил от имени первого поселенца
2.Экскурсия по городу.
Цель: познакомить с достопримечательностями и архитектурой города
3.Рисование «Мой город»
Цель: воспитывать чувство любви к родному городу
4.Беседа о памятниках родного города
Цель: вызвать уважение у детей к людям отдавшим жизнь за наше счастье на земле
5.Беседа о заводах и фабриках нашего города
Цель: дать представление детям, какие заводы и фабрики есть в нашем городе, какую продукцию они выпускают
6.Целевая прогулка по улицам города
Цель: закрепить знания о названии близлежащих улиц.
Ноябрь Тема «Детский сад»
1.Беседа «В детском садике своем очень дружно мы живем»
Цель: воспитывать у мальчиков уважительное отношения к девочкам, в стремлении оказать им посильную помощь, у девочек заботливое отношение ко всем окружающим.
2. Беседа о сотрудниках детского сада.
Цель: вспомнить с детьми , кто работает в детском саду, чем занимается
3.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: закрепить знание детей о работниках детского сада, воспитывать уважение к их труду, дружеские взаимоотношения между детьми
Декабрь Тема «Новый год»
1.Рассказ о традиции встречать Новый год
Цель: сказать, что каждого народа есть свои праздники, традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по - разному.
2. Беседа о празднике «Рождество Христово»
Цель: познакомить детей с традициями празднования Рождества Христова.
3.Конкурс «Новогодняя игрушка»
Цель: поддержка и развитие детского творчества, выявление талантливых и одаренных детей
Январь Тема «Наша Родина»
1.Беседа о России
Цель: прививать любовь к своей стране и родному краю.
2.Знакомство с картой России
Цель: показать детям, какая большая наша страна.
3.Чтение глав из книги С.Баруздина «Страна, где мы живем».
Цель: познакомить детей с самой большой рекой Волгой.
4.Познакомить с жизнью народов севера
Цель: закрепить знания о своей стране. Дать знания о жизни народов севера.
5.Беседа «Традиции русского народа»
Цель: сказать детям о том, что у каждого народа есть свои традиции и праздники, которые мы чтим и соблюдаем.
6.Рассматривание русского национального костюма
Цель: познакомить с новым словом – лапти; лыко. Подвести к пониманию, что они означают.
Февраль Тема « День Защитника Отечества»
1. Беседа о том, кто из старших членов семьи служил в армии.
Цель: дать понятие, что мальчики, когда вырастут , будут служить в армии – они будущие защитники, предложить детям рассказать о тех взрослых членах семьи, которые служили в армии.
2.Беседа о памятниках защитникам Отечества.
Цель: рассказать о памятниках защитникам Отечества в г. Кирсанове; прививать гордость за жителей города, защищавших нашу страну.
3.Рассказ о русской традиции проводы в армию.
Цель: прививать детям желание служить в Российской Армии, защищать народ от врагов.
4.Изготовление сувениров ко Дню Защитника Отечества.
Цель: воспитывать у детей желание сделать приятное близким людям.
5.НОД «День Защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников».
Цель: закрепить знания детей о Российской Армии. Познакомить со службой пограничников, воспитывать уважение к воинам.
Март Тема: «Моя мама»
1.Беседа о празднике 8 Марта
Цель: напомнить, что скоро вся страна будет отмечать Международный Женский день 8 Марта. Предложить подумать, что можно сделать в подарок.
2.Изготовление сувениров к 8 марта
Цель: воспитывать у детей желание сделать подарок для своей мамы.
3.Беседа о мамах.
Цель: вызвать у детей желание помогать маме по дому.
4.Беседа о бабушках.
Цель: прививать любовь к бабушке желание заботиться о ней.
Апрель Тема: «Наши космонавты»
1.Рассказ о космонавтах
Цель: дать представление о том, кто такие космонавты, расширить знания о космических полетах, о крепком здоровье космонавтов.
2.Беседа о космонавтах
Цель: рассказать, что в космос летают люди разных национальностей, они дружны поэтому у них все получается.
3.Занятие «День Космонавтики»
Цель: закрепить знания детей, что 12 апреля - День Космонавтики. Первым космонавтом был Юрий Гагарин; воспитывать гордость за свою страну.
4.Рисование «Ракета»
Цель: вызвать желание нарисовать свою ракету
5.Конструирование «Ракета»
Цель: вызвать желание быть космонавтом
6.Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Цель: развивать воображение, представив себя космонавтом, создать радостное настроение.
Май Тема: «День Победы»
1.Занятие «Рассказ – беседа о Дне Победы»
Цель: закрепить знания, как русские люди защищали свою Родину в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
2.Беседа о родственниках, которые воевали
Цель: напомнить о приближающемся празднике, рассказы детей о родственниках, которые воевали.
3.Оформление поздравительных открыток
Цель: окружить вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.
4.Рассказ о детях героях войны. Чтение произведения Ю.Королькова «Леня Голиков».
Цель: рассказать, что в борьбе с фашистами поднимался весь народ, и взрослые, и дети.
5.Экскурсия к «Вечному огню»
Цель: довести до детей, что праздник Победы – это праздник всего народа, поэтому, спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет, чтя память о погибших.
Источники:
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
М.Д.Маханева Методическое пособие Творческий Центр сфера Москва 2010г
2. «Ребенок и окружающий мир»
О.В.Дыбина Программа и методические рекомендации издательство Мозаика-Синтез, Москва 2008г
3. Программа по патриотическому воспитанию: «Растим патриотов России» Пономарева Ольга Александровна, воспитатель, зам.зав. по УВР
4. Реферат: «нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» методические рекомендации Маханева М.Д.
5.Пряхина С.А. «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Воспитатель ДОУ», 2008 №8, с.27
6. Сазикова Н.Н. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитатель ДОУ», 2008 №8, с.108
7. Г.А.Ковалева «Воспитывая маленького гражданина…» издательство АРКТИ Москва 2003г.
8. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» методическое пособие ЦГЛ Моква,2005г.
9. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» ТЦ Сфера Москва 2004г.
10. «Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников» (курсовая работа) http://vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/71-nravstvennoe-vospitanie/668-vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-u-starshix-doshkolnikov-kursovaya-rabota
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план на один день, в соответствии с «Методическими рекомендациями по гендерному воспитанию детей» средней группы.
Предлагаю вашему вниманию пример календарного плана на один день с учетом гендерного подхода к детям....
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький патриот"
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...
Из опыта работы. Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Детям о блокаде" для старшей группы.
Здесь вы можете познакомится с конспектом занятия в рамках проекта "Расскажем детям о войне".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28024105","attributes":{"alt":"","class":"medi...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста Маленький патриот
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...