Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
методическая разработка на тему

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrobotka.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад  №65 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга 

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

 

 

                             

Составитель: Лебедева Валентина Васильевна

воспитатель

                                                   2015год


Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»

 

Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Невозможно приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировывать, воспитывать. Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, (часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю). А ведь именно период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Поэтому целью при разработке методических рекомендаций было: нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Одним из направлений при выстраивании педагогического процесса по воспитанию у старших дошкольников любви к родному краю была работа с педагогами, которая включала в себя:

  • консультации «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие патриотического воспитания», «Вятские писатели»;
  • игру - викторину «Историческое и настоящее название улиц и площадей города Кирова»;
  • семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»;
  • аукцион « Формы работы по ознакомлению с родным городом»

педагогический совет «Люби и знай свой край родной» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о Кирове).

Важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Все культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребёнком.

Поэтому в работе с родителями использовались следующие формы взаимодействия:

  • помощь в создании макета нашего микрорайона;
  • создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города»;
  • фоторепортаж «Мой город не похож на другие города»; «Мой дом- природа»;
  • консультации с родителями на тему: «Копилка семейных ценностей», «За что мы любим свой город»;
  • «Прогулка выходного дня» совместно с родителями к парку Победы (возложение цветов), в Александровский сад;
  • участие в конкурсах, выставках «Эти годы военные»;
  • акция «Чистый город»;
  • посильная помощь родителей в создании мини-музея в группе;
  • помощь родителей в поисках материала по краеведению, истории Вятского края;
  • интервьюирование родителей и детей «Что такое патриотизм?»;
  • создание семейных проектов «Расскажи нам о Кирове», « Вятка вчера и сегодня», «Вятка в загадках»;
  • праздники «Широкая масленица», «Вятская свистунья»;
  • оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»;
  • круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;
  • совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

Использовались следующие формы и методы работы с детьми:

  • прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера;
  • приглашение в путешествие;
  • создание проблемной ситуации;
  • фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»;
  • посещение краеведческого музея, памятников;
  • совместная проектная деятельность;
  • создание мини – музея «Русская изба»;
  • ручной труд;
  • изготовление подарков, сувениров;
  • «Уроки доброты»;
  • анализ нравственных качеств;
  • акция «Чистый город»;
  • природоохранная деятельность;
  • развлечения, досуги, праздники, концерты;
  • игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры «Мастерская старинных кукол», «В гостях у бабушки Арины»; подвижные, настольно-печатные, игры - сотрудничества);
  • инсценировки, театрализации;
  • выставки поделок, экспозиций, рисунков «Памятные места нашего города», «Войне мы скажем – Нет!»;
  • «Встреча с интересными людьми», «Гость группы».

 

Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группе

 

Разделы

Задачи

Формы работы

«Район, где я живу»

Познакомить с районом города, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями.

 

Обзорная экскурсия по микрорайону

Рассматривание фотографий «Достопримечательности нашего района»

Настольная игра «Наш район»

Выставка детских рисунков «Что я увидел по дороге в детский сад»

«Этой Вятки уже не будет…»

Дать элементарное представление детям о том, как появился наш город. Воспитывать интерес к истории нашего края, к жизни наших земляков.

Рассказ «Как появился наш город»

Просмотр слайдов «Этой Вятки уже не будет…»

Чтение произведения Русиновой Н.В. «Сказки старой Вятки»

Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города»

Словесная игра «Каким бывает город»

«..очень много местечек прелестных...»

Познакомить с природными особенностями нашего края.

Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного края через непосредственное общение с ней.

Просмотр мультимедийной презентации «Природа нашего края».

Заучивание стихотворений с детьми о природе нашей Вятки.

Изготовление альбома "Природа моего края".

Беседа о творчестве Чарушина Е.И.

Рассматривание иллюстраций реки Вятки.

Как чуден мне родной язык

Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах-земляках.

Чтение рассказов вятских писателей (Агафонова Р., Смертина Т.И., Дьяконов Л.В.)

Пословицы и поговорки о Вятке.

Разучивание стихов вятских поэтов.

Экскурсия в библиотеку «Вятский фольклор»

Быт и традиции

Знакомить детей с жилищем русских людей; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народном празднике Масленица.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей в прошлом.

Чтение сказаний, преданий, легенд вятских.

Рассказ «Предметы быта и утварь в крестьянском жилище»;

Сюжетно- ролевая игра «В гостях у бабушки Арины».

Тематическая беседа «Масленица»

Развлечение совместно с родителями «Широкая масленица»

Народная игра «Игра с платочком».

«Этих дней не смолкнет слава»

Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.

Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями, памятниками родного города.

Беседа «О мужском героизме».

Чтение стихотворения Колодкин В.А. «Мне бы в армию».

Рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества».

Настольная игра «Где находится памятник»

Тематическая выставка « Памятные места нашего города»

Вятские сувениры

Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно- прикладного искусства нашего края.

 

Беседа «О народных мастерах Вятского края»

Рассматривание предметы декоративно - прикладного искусства (плетеные изделия из лозы, вышивка, кружевоплетение, матрешка, изделия вырезанные из дерева).

Заучивание потешек, пестушек.

Дымковская игрушка - символ Вятки

Познакомить детей с глиняной игрушкой – дымковской, технологией её изготовления, её росписью, с историей возникновения и развития этого промысла.

Воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к игрушкам.

 

Рассказ о дымковском царстве

Чтение Агафонова Р. «Дело живо - всем на диво»

Игра- инсценировка «Цирковое представление дымковских игрушек»

Отгадывание загадок, разучивание стихотворений и частушек о дымковских игрушках.

Дидактические игры «Дымковское лото», «Чудо - узоры».

 

Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе

 

Разделы

Задачи

Формы работы

Район, где я живу

Познакомить с историей возникновения района и его достопримечательностей.

Целевая прогулка к трамплину.

Дидактическая игра «Прогулка по улицам города» (игровое поле с фишками).

Составление макета «Я иду в детский сад»

Развивающая игра «Экскурсия».

 

«Этой Вятки уже не будет…»

Познакомить с историческими названиями города.

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об истории родного края.

Учить детей видеть историю вокруг себя.

Беседа «История о Вятке»

Чтение стихотворений Плотникова Л. И. «Кировский край», Аюпова М. «Деревенское имя – Вятка»

Прослушивание песни Братьев Радченко – «Песня о Вятке»

Просмотр слайдов «Улицы города в старых и новых фотографиях».

Экскурсия в диораму «История земли вятской»

Игра-лото «История родного города»

«..очень много местечек прелестных...»

Углубить представления детей о богатстве Вятской земли.

Воспитывать чувство ответственности за природу родного края.

Чтение сказки Смертиной Т.И. «Черничная царица»

Беседа «Богатства наших лесов»

«Прогулка выходного дня» совместно с родителями в Александровский сад.

Рассматривание иллюстрации реки Вятки.

Экологическая викторина «Мой край»

Как чуден мне родной язык

Приобщать детей к неистощимым богатствам вятской литературы, произведениям местных авторов.

Воспитывать любовь к творчеству вятских писателей, поэтов-земляков.

«Гость группы» - знакомство с творчеством Н Русиновой.

Инсценировка произведения Р. Агафоновой «Приключения автомобиля»

Конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир»

Чтение произведения Н Русиновой «Кикиморские сказки»

Выставка книг вятских писателей для детей

Быт и традиции

Продолжать знакомить детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы. Уточнять представления о предметах быта. Пробуждать интерес к русскому костюму.

 

Коллективное изготовление поделки «Русская изба».

Посещение Краеведческого музея «Предметы старины»

Презентация для детей «Крестьянская одежда жителей Вятской губернии»

Развлечение «Деревенские посиделки»

Создание мини-музея «Русская изба» с помощью родителей.

«Этих дней не смолкнет слава»

Закрепить знания о том, как горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город. Объяснять назначение герба и флага России, символики родного города. Воспитывать чувство гордости за русских воинов

Рассматривание и обсуждение с детьми вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни.

«Дороги войны» - гость группы: ветеран ВОВ

Чтение стихотворения Лалетина В.А. «Сражался дед на первой мировой...»

«Прогулка выходного дня» совместно с родителями к парку Победы (возложение цветов)

Дидактические игры о символах «Собери картинку», «Найди отличия»

Вятские сувениры

Приобщать детей к народно-прикладному искусству нашего края.

Воспитывать уважительное отношение, гордость к труду вятских мастеров.

Развлечение «Веселая ярмарка»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»

Экскурсия в музей «Приказная изба»

Дидактическая игра «Художественные часы».

Дымковская игрушка - символ Вятки

Расширять знания об истории возникновения дымковской игрушки, ее особенностью и индивидуальностью. Воспитывать желание самим создавать поделки по мотивам вятских мастериц.

 

Беседа «История Дымковской игрушки»

Развлечение: «Вятская свистунья».

Мастер – класс с дымковской мастерицей.

Дидактические игры «Составь узор», «Продолжи узор».

Выставка детских работ из глины «Веселая карусель».

 

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия»

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.

Дети:

Мы в автобус дружно сели.

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал.

И автобус побежал. (Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)

Светофор (показывает крупную фотографию):

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше вам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

Что за улица пред вами?

Что за памятник пред вами? (Ответы детей.)

Светофор:

Свет зеленый зажигаю

И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

Словесная игра «Каким бывает город»

Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например: холодный Киров (город зимой), веселый Киров (город в дни праздников), молодой Киров (новостройки, молодые жители) и т.д.

«Загадки о родном городе»

Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают. Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон.

 

Список использованной литературы:

  1. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
  2. Берова, И.В. Прогулки по старой Вятке [Текст] / И.В. Берова. – Киров: Миньон, 1995. – 148 с.
  3. Богуславская, И.Я. Дымковская игрушка [Текст] / И.Я. Богуславская. – М.: Художник РСФСР, 1988. — 346с.
  4. Вятская азбука. Энциклопедия для детей [Текст] / сост. Г.И. Емельянова, Л.В. Шевченко, И.А. Бердникова. – Киров, 2005. – 112с.
  5. Вятские поэты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://liceybiblio.amoti.ru/
  6. Вятские промыслы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vpodvorye.ru/
  7. Доронина, Г.А. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание / Г.А. Доронина – 1984. - №8. – С.11 – 13
  8. Дымковская игрушка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dymka.teploruk.ru/
  9. Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
  10. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
  11. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008.
  12. Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.
  13. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми 6-7 лет

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заб...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький патриот"

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях

Статья посвящена патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях, которое показывает свою актуальногсть в связи с культурной и нравственной ситуацией в стране. Показана структура проце...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста Маленький патриот

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...