Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький патриот"
методическая разработка (старшая группа) по теме
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Целью при разработке методических рекомендаций было: нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc3.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»
Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края.
Поэтому целью при разработке методических рекомендаций было: нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Таким образом, чтобы воспитать чувств патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
- Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
- Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)
- Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
- Знакомство с русским фольклором- сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
- Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
- Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группе
Разделы | Задачи | Формы работы |
«Район, где я живу» | Познакомить с районом города, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями.
| Обзорная экскурсия по микрорайону |
«Санкт-Петербург» | Дать элементарное представление детям о том, как появился наш город. Воспитывать интерес к истории нашего края, к жизни наших земляков. | Рассказ «Как появился наш город» Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города» |
«..очень много местечек прелестных...» | Познакомить с природными особенностями нашего края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного края через непосредственное общение с ней. | Просмотр мультимедийной презентации «Природа нашего края». |
Как чуден мне родной язык | Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах-земляках. | Чтение рассказов писателей о Санкт-Петербурге. |
Быт и традиции | Знакомить детей с жилищем русских людей; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народном празднике Масленица. | Рассматривание фотографий, предметов одежды людей в прошлом. |
«Этих дней не смолкнет слава» | Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город. Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями, памятниками родного города. | Беседа «О мужском героизме». |
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия»
Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.
Дети:
Мы в автобус дружно сели.
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал.
И автобус побежал. (Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)
Светофор (показывает крупную фотографию):
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
Что за улица пред вами?
Что за памятник пред вами? (Ответы детей.)
Светофор:
Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
Словесная игра «Каким бывает город»
Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.
Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например: холодный Петербург (город зимой), веселый Петербург (город в дни праздников), молодой Петербург (новостройки, молодые жители) и т.д.
«Загадки о родном городе»
Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают. Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особенно большого такта, внимания, чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого-обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого - в историях и традициях семьи своего народа, прошлого края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, станице, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких выставок могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему проекта или исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы(на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включает в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы , березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Список использованной литературы:
- Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
- Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008.
- Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.
- Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей в средней и старшей группах.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного вохраста - одна из задач, которая включает в себя воспитание любви к близким, родному городу, стране....
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми 6-7 лет
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заб...
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях
Статья посвящена патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях, которое показывает свою актуальногсть в связи с культурной и нравственной ситуацией в стране. Показана структура проце...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста Маленький патриот
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...