Из опыта работы. Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Детям о блокаде" для старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Здесь вы можете познакомится с конспектом занятия в рамках проекта "Расскажем детям о войне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД "Блокада Ленинграда" для детей старшей группы
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;
дать представления о тяжелых и героических днях города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок
Интегрированные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость, чувство благодарности и уважения к защитникам города. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Заучивание стихов о Блокаде;
3. Беседы с детьми;
4. Слушание военных песен.
Материалы и оборудование: презентации «Блокада Ленинграда», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны», звук метронома.
Ход занятия:
1Звучит аудио -запись (сирена воздушной тревоги ).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каких случаях звучит этот сигнал? И что он обозначает?
Дети: Сирена включается в случае какой-то опасности, чтобы привлечь всеобщее внимание.
Воспитатель: Верно, ранним утром 22 июня 1941 года, когда все мирно спали, фашисты напали на нашу страну. Фашисты-это злые и жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали лучшим. А все другие народы должны быть уничтожены. Послушайте стихотворение:
22 июня.
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная, как- будто тень
И жители земли еще не знали,
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнем!
2Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. 3Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой, все 4окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. 5Враг окружил Ленинград со всех сторон
В сентябре 1941года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.
- Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей)
Давайте мы сейчас построим город из конструктора, встанем вокруг него и возьмемся за руки. Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.
6Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.
7Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, 8почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.
9Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.
«Я вспоминаю хлеб блокадных дней»
Вова Лучков.
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Алиса
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали"
Л. Хямелянина
Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. 10Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего.
Воспитатель: И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было. Хлеб на вкус был горьким, потому что его делали из отрубей и клея. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. 11Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома. Норму хлеба делили на маленькие кусочки. Вот такой кусочек дети ели на обед(Пробуют хлеб)
Воспитатель: Как вы думаете, деткам было страшно?
Дети: Да, конечно!
Воспитатель: 12Дети постарше продолжали ходить в школы. В школах было очень холодно, уроки были короткие и дети ничего не писали, потому что чернила замерзали. 13Чтобы хоть как- то согреться, делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки. 14Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги. Пока печка топится-тепло, закончил топить-опять в комнате холодно, как на улице.
Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Люди собирали продукты, теплую одежду. Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было-немцы не давали приблизиться к городу. Единственная дорога-узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая постоянно обстреливалась. Лишь только эта дорога связывала блокадный город с большой землей- шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.
15Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали Дорогой жизни»
По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин.
16(Показ видеоматериала мультфильм «Блокада Ленинграда»)
Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли зерно в город, умирающим от голода и холода жителям.
17И город настигла новая беда-полчища крыс. 18Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков, когда те спали. Полчища крыс переходили улицы, не давая проехать транспорту, 19они уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. 20Крысы проникли в Эрмитаж (это музей, где хранятся картины великих художников), и начали их уничтожать. Воспитатель: Ребята, не только люди помогали Ленинградцам. Догадайтесь, какие животные спасли блокадный город от крыс?
Дети: Кошки?
Воспитатель: 21Конечно, кошки! В Ленинграде был страшный голод и умерли почти все домашние животные, в том числе и кошки. Крыс травили, давили танками, но их количество только росло. Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз. Половину кошек выпустили на вокзале, остальных отдали жителям. Многим Ленинградцам кошек не хватило. За кошку отдавали самое дорогое-хлеб. Много кошек погибло в борьбе с крысами, нужна была подмога. Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов. Зимой 1944 года милиция Тюмени начала собирать кошек для отправки в Ленинград. Многие тюменцы отдали своих пушистых любимцев, чтобы помочь ленинградцам. За 2 недели жители Тюмени собрали 240 котов и кошек
Воспитатель: Как вы думаете, сибирские кошки справились с крысами?
Дети: Да, конечно!
Воспитатель: Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.
Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.
Рассказ краеведа Мининой Галины Витальевны о дневнике Тани Савичевой.
22И наконец, наступил день великого ликования - 27января 1944года.
Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады»
23Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг.
Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. 24Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах.
25На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо»
26Священное место, для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей.
27На Пискаревском кладбище горит вечный огонь.
28За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой»
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Минина Галина Витальевна – краевед, знаток истории. Сейчас она вам расскажет о детях блокадного Ленинграда.( рассказ гостьи)
Ребята, а как бы вы помогли жителям блокадного города? (предполагаемые ответы детей). Изготовление макета «Дорога жизни».
Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство.
Память о них мы сохраним в наших сердцах. Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания.
29Минута молчания
Воспитатель: -Ребята за чем говорить о блокаде?
(ответы детей)
Как можно почтить память людей?
(ответы детей)
Есть те, у кого бабушка или дедушка пережили Блокаду Ленинграда?
(ответы детей)
Ребята что нового вы узнали на занятие?
(ответы детей)
Что вам запомнилось больше всего?
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»
Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в старшей группе на тему:«Наша армия родная» в помощь воспитателю
Цель:Воспитывать чувства патриотизма, расширить представления детей о Российской армии, воспитывать чувства гордости за свою Родину.Задачи:Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества.В...
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшей группы. «9 Мая - День победы».
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшей группы.«9 Мая - День победы».Образовательная область: познавательное развитие.Вид деятельности: непосредственно-о...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Сладкие опыты"
- Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование.- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Путешествие по России»
В данном конспекте развиваем у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Есть такая профессия Родину защищать»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Есть такая профессия Родину защищать»...
Представление опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разновозрастной группе 5-7 лет через проектную деятельность»
Краткосрочный проект в разновозрастной группе 5-7 лет«Животный мир Иркутской области»...
- Мне нравится (1)