Презентация "Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста на примере адаптационной группы кратковременного пребывания"
презентация к занятию (младшая группа) по теме
Сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста, путем создания развивающих игрушек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii_zotkinoy_n._n.docx | 29.79 КБ |
prezentatsiya_zotkina_n._n.ppt | 2.55 МБ |
prezentatsiya2.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок»
Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста на примере адаптационной группы кратковременного пребывания
Педагог – психолог
Зоткина Н. Н.
2014 г.
Слайд 2. Задача современного детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) - это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Особое значение сенсорное восприятие имеет для детей до 3-х лет, поскольку они знакомятся с миром именно через органы чувств.
Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета происходит сенсорное развитие ребенка.
Чтобы понять, что из себя представляет тот или иной предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и понять, какой он наощупь – гладкий или шероховатый, холодный – горячий, мягкий – жесткий. Фрукты или овощи ребенок пробует на вкус, понимая для себя, сладкий или горький у них вкус. Чтобы понять свойства предмета ребенку на своем примере нужно прочувствовать, что хрустальная ваза может разбиться, потому что она хрупкая. Родители могут долго объяснять, что значит хрупкий материал, но увидев своими глазами разбивающуюся вазу, ребенок скорее поймет значение предостережений родителей.
Тем самым накопив знаний, полученных опытным путем, ребенок получает представление об окружающем его мире. Однако, базовых понятий, таких как: большой – маленький, длинный – короткий, ему, безусловно, не достаточно. По мере взросления ребенку потребуются более детальные выводы. Например, если на улице стало темно – значит, наступила ночь, если на небе гремит гром – значит, пойдет дождь. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.
Слайд 3. В понятие сенсорного воспитания входит развитие обоняния, вкусовых ощущений, пространственных представлений, развитие слуховой чувствительности, развитие временных представлений и усвоение сенсорных эталонов [форма, цвет, величина]. Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучания и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования.
Слайд 4. Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Слайд 5. Начиная работу в адаптационной группе кратковременного пребывания, педагогический коллектив МАДОУ детский сад «Колосок» ставит перед собой следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро – и макромоторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Для сенсорного развития детей в адаптационной группе кратковременного пребывания создана развивающая предметная среда.
Слайд 6. У нас есть дидактический стол «Песок-вода». Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка в другое. Смешивать песок с водой, используя разные по цвету лопатки, и делать формочками разные фигурки.
Слайд 7.Так же в кабинете психолога расположен дидактический стол с мобильными сортерами.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность), так как, играя, ребенку легче запомнить.
Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
Слайд 8. Большая часть дидактических пособий сделана из дерева, что является экологически чистым материалом и очень нравится детям. Это такие пособия, как:
• игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, массажные дорожки;
• игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки с разно фактурными материалами;
• мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, деревянный).
Слайд 9. Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы:
- Занятия по развитию цвета
- Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2-3 группы (набор кубиков);
Слайд 10 – 13. Соотнесение 2-3 цветов из 4-6 предложенных («Посади бабочку на цветок», «Помоги мышке отыскать домик», «Укрась елочку игрушками», «Одень куклу», «Подбери черепахе очки», «Подбери медвежонку бантик».
Эти дидактические игры направлены на развитие внимания, умения действовать по заданному принципу. В процессе закрепления материала с одной игрой идет обязательное обыгрывание с игрой подобной на закрепление материала.
Слайд 14.- Нанизывание на стержень шариков;
Слайд 15.- Нанизывание бус, чередование бусин по цвету;
Слайд 16. - Нанизывание бус, разной геометрической формы, чередование их по цвету;
- Занятия по развитию формы:
Слайд 17. - Вынимание и вкладывание предметов разного цвета и формы;
Слайд 18. - Размещение вкладышей разной формы в соответствующее отверстие (логические кубы);
Слайд 19. - Определение предметов на ощупь (волшебные мешочки). Любимое пособие большинства детей. Наполнение мешочков все время меняется по мере закрепления материала.
- Занятия по развитию чувства величины:
Слайд 20. - Нанизывание однородных предметов разной величины (пирамидки);
Слайд 21. - Группирование предметов по величине («Разложи божьих коровок от самой большой до самой маленькой»);
Слайд 22. - Раскладывание предметов по принципу «матрешки» (стаканчики);
- Развитие слухового восприятия
Слайд 23. - Сенсорные бутылочки и киндеры (с разным по звучанию наполнением, таким как каштаны, песок, манка, ракушки и т.д.);
- Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики);
Слайд 24. – Мозаика и всевозможные шнуровки.
Слайд 25-26.Дидактические игры с прищепками: «Сделай иголки ежику», «Ножки для сороконожки», «Солнышко лучистое».
- Занятия в сенсорных станциях (сухой бассейн, сенсорная доска).
Слайд 27 – 28. Сухой бассейн направлен на:
- Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
- Регуляция мышечного напряжения.
- Развитие кинестетической и тактильной чувствительности.
- Развитие восприятия пространства.
- Стимуляция тактильных ощущений.
Слайд 29 – 30. Сенсорная доска:
- Активизация развития познавательных процессов;
- координация зрительных и тактильных анализаторов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие восприятия и воображения;
- стимуляция зрительных и тактильных ощущений.
Слайд 31 – 32.
- Так же использовали технологии авторов: Н.В. Дубровская «Яркие ладошки», Е. Янушко и Д. Колдиной серия «Это может ваш малыш».
Эти книги направлены на развитие мелкой моторики детей раннего возраста, применяя нетрадиционные техники рисования пластилином и ладошками.
Развивать сенсорику ребенка вполне можно игрушками, созданными своими руками, что позволяет сделать элементы воспитания интересными и занимательными. А главным плюсом таких самодельных игр является их взаимозаменяемость и дополнение одних элементов другими.
Однако существует и ряд проблем, с которыми мы столкнулись в процессе обучения детей:
1. низкий уровень сенсорного развития детей, посещающих группу кратковременного пребывания;
2. низкий уровень родителей в понимании значения сенсорного воспитания ребенка.
Слайд 33. Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то, что мы даем ему в детском саду, с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома.
Слайд 34. В начале учебного года мы провели анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" и организовали консультацию для родителей на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Все занятия в группе проходят в игровой форме, и родители помогают детям в освоении программы, нередко находя для себя новые формы обучения своих чад.
Слайд 35 -36. Специально для родителей адаптационной группы и вновь прибывших детей 1 младшей группы мы организовываем выставку дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Также организуем и мастер-классы по изготовлению дидактических пособий для родителей и педагогов ДОУ.
Слайд 37. В помощь родителям создали информационные стенды и папки-передвижки по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста.
В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2-3 группы
Соотнесение 2-3 цветов из 4-6 предложенных
Соотнесение 2-3 цветов из 4-6 предложенных
Нанизывание на стержень шариков
Нанизывание бус, чередование бусин по цвету
Вынимание и вкладывание предметов разного цвета и формы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие чувства величины: Нанизывание однородных предметов разной величины
Развитие чувства величины: Раскладывание предметов по принципу «матрешки»
Киндер – сюрпризы с наполнителем
Совершенствование ручной (мелкой) моторики: Шнуровка Мозаика
Развитие формы: Размещение вкладышей разной формы в соответствующее отверстие
Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики:
Сенсорная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...
Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет «Бусинка»
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контак...
Организация адаптационной группы кратковременного пребывания в детском саду детей раннего возраста.
Содержание. 1. Введение. 1.1. Развитие видов детской деятельности. 1.2. Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста в группе «Я и Мама». 2. Пояснительная записка. 2.1. Адаптационная группа крат...
Планирование работы по сенсорно-манипулятивному развитию детей от 2-3 лет адаптационной группы кратковременного пребывания
Адаптационная группа ГКП 2-3 лет...
ПРОГРАММА адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего дошкольного возраста не посещающих детское образовательное учреждение
ПРОГРАММАадаптационной группыкратковременного пребывания детейраннего дошкольного возрастане посещающих детское образовательное учреждениеПояснительная записка.Актуальность. Адаптация детей ранне...
Конспект открытого занятия в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (совместно с родителями)
Открытое занятие в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (синдром Дауна, ДЦП, сложная структура дефекта, органические по...
Конспект открытого занятия в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (совместно с родителями) Тема "Транспорт"
Открытое занятие в адаптационной группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ возраста 2-4 лет с различными нарушениями в развитии (синдром Дауна, ДЦП, сложная структура дефекта, органические по...