Рекомендации для воспитателей "Утро радостных встреч" (технология группового сбора)
статья на тему
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей «Утро радостных встреч»
(технология группового сбора)
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовывания целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Назначение группового сбора состоит:
- в создании общности детей и взрослых (например, группа «Гномики»);
- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;
- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);
- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
- в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;
- в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т.е. в развитии у детей ключевых компетентностей.
Технологически групповой сбор:
- прост в проведении;
- легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста;
- значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;
- позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.
Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как::
- чувствовать себя значимым;
- управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми;
- веселиться и развивать.
Принципы организации и проведения группового сбора
Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлективности.
Открытость обозначает:
- право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
- право участия в выборе предложенных идей в инициировании и осуществлении собственных планов;
- право участия (неучастия ребенка в групповом сборе).
Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, по регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
Реализация принципа рефлективности заключается в представлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представление о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.
Вторая сторона действия принципа рефлективности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершению дела, дня всего проекта – анализ результатов и достижений.
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
- разработать план реализации нового проекта;
- подвести итого проекта;
- развивать эмпатию;
- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплементы).
Примеры образовательных задач для развития детей раннего возраста:
- формировать умение делать выбор и принимать решение (я хочу рисовать, играть);
- формировать умение ставить цель (я буду строить дом);
- развивать умение определять словами свои чувства, желания (мне весело, я хочу отдохнуть);
- развивать умение говорить предложениями;
- формировать умение различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение);
- развивать умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
Примеры образовательных задач для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста
Примеры образовательных задач | Интегративные качества |
1. Формировать умение: инициировать разговор, поддерживать общение | 1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
2. Обращаться к источнику получения знаний (узнавать это из книги…) | 2. Любознательный, активный |
3. Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…) | 3. Любознательный, активный |
4. Понимать мотивы собственных действий и действий других людей (я так делаю, потому что…) | 4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений |
5. Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора) | 5. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
6. Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо) | 6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия |
7. Сравнивать предметы (река широкая, ручеек узкий) | 7. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
8. Аккумулировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков | 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
9.Считать предметы и называть итоговое количество | 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
10. Связно рассказывать небольшие истории | 10. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
11. Разрешить конфликтные ситуации | 11. Способный управлять своим поведением |
12. Отстаивать свою точку зрения (я считаю, что …) | 12. Овладевший средствами общения |
13. Работать самостоятельно и сотрудничать в группе | 13. Способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения |
14. Решать математические задачи | 14. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
15. Устанавливать причинно-следственные связи, закономерности | 15. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
16. Извлекать пользу из опыта своего и других (попробовал и понял) | 16. Любознательный, активный |
17. Использовать предметы для решения своих задач | 17. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту |
18. Использовать знаки и символы для изображения предметов | 18. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
Роль ребенка в групповом сборе
Важно помнить, что участие в групповом сборе конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляется возможность приятного, эмоционального и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, развивать способность управлять собой, своим временем, дает возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущее.
Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе. Ребенку не запрещается включение в групповом сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, развивать способность управлять своим поведением и временем.
Роль воспитателя в групповом сборе
Роль воспитателя заключается в том. Чтобы:
- обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
- установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
- демонстрировать свое собственное педагогическое отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
- стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
- предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
- помогать детям выбирать и планировать работу;
- оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие (вариант: пожелания, комплементы, подарки) – 1-3 мин.
2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) – 2-5 мин.
3. Обмен новостями – 2-10 мин.
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) – 5-12 мин.
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время.
Структура утреннего группового сбора может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.
Утренний сбор – одни из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятие для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Литература
Свирская Л. Утро радостных встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).
Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...
Режимный момент технологии группового сбора «Утро радостных встреч»
Технология «Утро радостных встреч».Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным...
Сценарий группового сбора для детей второй младшей группы "Утро радостных встреч"
Помочь детям положительно настроиться на приход в детский сад, воспитать положительное отношение к воспитателю, детям....
Мастер-класс Технология группового сбора " Утро радостных встреч"
Мастер класс для педагогов по технологиям утреннего сбора...
Технология группового сбора «Утро радостных встреч»
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-э...
Технология группового сбора "Утро радостных встреч"
Утренний круг (или утренний сбор) - это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится перед зЦель«зада...
Утренний круг (групповой сбор) методические рекомендации.
Утренний круг (групповой сбор) методические рекомендации....