Интеграция экспериментальной деятельности старших дошкольников в воспитательно-образовательный процесс
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вербицкая Татьяна Леонидовна

Мастер-класс для педагогов ДОУ по организации детского экспериментирования в различных образовательных областях. Методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект занятия, иллюстрации, приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_kompleksnoe_zanyatie_s_eksperimentirovaniem.doc417.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Методическая разработка

«Интеграция экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

в воспитательно-образовательный процесс»

Составила воспитатель

Вербицкая Татьяна Леонидовна

Кемерово 2012


Оглавление

Пояснительная записка        

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Поможем Мойдодыру»        

Список источников        

Приложения        


Пояснительная записка

Принятые 23.11.2009 г. Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) установили определенные образовательные области, включаемые в обязательную часть программы дошкольного образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, а также цели и задачи, отражающие специфику каждой образовательной области. Среди образовательных областей есть как традиционные для дошкольного образования, так и новые.

Познавательная деятельность детей и раньше была важным направлением работы дошкольных учреждений. Согласно ФГТ теперь этот раздел «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей». Одна из общих проблем образования всего мира состоит в том, что оно не успевает за стремительным ростом современных технологий. Теперь уже стало очевидным, что для выживания в постоянно меняющейся среде одних только готовых знаний и алгоритмов человеку не достаточно, от каждого из нас все чаще и чаще требуется умение видеть проблемы и искать пути их решения. И это побуждает современное образования снова и снова пересматривать не только содержание, но и методы работы.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. [3, c. 5] Дети очень любят экспериментировать. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний. [7, с.1.] Педагоги и исследователи отмечают положительное воздействие экспериментов на многие сферы развития ребенка. В процессе экспериментирования обогащается память ребенка (знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными), активизируются его мыслительные процессы (так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), развивается речь (в силу появления мотивов поделиться, рассказать об увиденном, а также сформулировать обнаруженные закономерности и выводы). Кроме того, экспериментирование стимулирует развитие творческих способностей, эмоциональной сферы ребенка, оказывает влияние на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. «Даже  в  ходе  обыденных  наблюдений  несложно  заметить,  что  от  уровня  выраженности  исследовательских  устремлений  ребенка  напрямую  зависят  его  успехи  и  в  познавательном,  и  в  психосоциальном  развитии», — отмечает приверженец исследовательского обучения А. И. Савенков [5, с.7-8].

В соответствии с ФГТ построение образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Как известно, у дошкольников мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду должен базироваться на методах наглядных и практических. И хотя экспериментирование сочетает в себе оба эти вида, плюс к этому имеет множество указанных выше положительных воздействий на развитие ребенка, на сегодняшний день оно еще не достаточно широко применяется в дошкольной практике.

Учитывая принцип интеграции образовательных областей, определяемый ФГТ, на мой взгляд, детские дошкольные учреждения могут гораздо чаще организовывать экспериментальную деятельность детей, расширив круг объектов исследования, равно как и образовательных областей, в которых возможна организация экспериментирования. Это суждение и послужило отправной точкой для составления приведенного в данной методической разработке конспекта, предназначенного для организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) с интеграцией нескольких образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание» и «Коммуникация».


Конспект непосредственной образовательной деятельности «Поможем Мойдодыру»

Задачи[1]:

  1. Воспитывать эмоционально-положительное отношения к гигиене, чистоте («Здоровье»).
  2. Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею («Безопасность»).
  3. Развивать умения и навыки исследовательского поиска: принятие различных точек зрения (гипотез), связанных с решением проблемы, подбор способов проверки гипотез, оценка истинности гипотез в свете полученных результатов («Познание»).
  4. Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений и т.п. с помощью правильно оформленных монологических высказываний («Коммуникация»).
  5. Создать мотивацию для использования полученного на занятии опыта в дальнейшей деятельности детей (коммуникативной, трудовой и др.).

Предварительная работа:

  1. оформить с детьми выставку книг, иллюстраций и детских рисунков к литературным произведениям, в которых затрагивается тема чистоты;
  2. разучить с отдельными детьми отрывки из этих произведений для выразительного чтения наизусть на занятии.

Материал к занятию:

  1. письмо Мойдодыра (см. Приложение 1 и 2);
  2. кукла Грязнулька (девочка);
  3. выставка книг, иллюстраций и детских рисунков на тему чистоты, в частности книги К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» с иллюстрациями либо отдельные иллюстрации для пересказа;
  4. для опыта: миска и кувшин для воды, мелкие опилки или сухая не очень крупная и способная задержаться на поверхности приправа (семена тмина, зелень укропа и т.п. – для выполнения роли грязи), кусок мыла, полотенца или салфетки для вытирания рук.

План занятия:

1. Организационный момент        

2. Повторение и обсуждение знакомых литературных произведений        

3. Динамическая пауза —  Игра «Банька»        

4. Опыт «Чего боится грязь»        

5. Рефлексия        

Ход занятия

1. Организационный момент

В группу входит взрослый с куклой Грязнулькой и конвертом с изображением Мойдодыра (см. Приложение) и говорит:

— Здравствуйте ребята! К вам пришла маленькая гостья с очень интересным письмом. (Отдает письмо воспитателю, сажает куклу рядом с подготовленной выставкой книг и иллюстраций.)

Воспитатель (детям): Давайте сядем в кружок, да узнаем, что в письме.

Берет конверт, открывает, достает письмо и читает:


Дорогие ребята!



В моем доме поселилась маленькая девочка, которая ни за что не хочет умываться и мыть руки. Никто не может заставить эту Грязнульку помыться. Я знаю, вы много книг читали про разных грязнуль – может, Вы мне поможете, попробуете убедить ее вымыться? Я сказал ей, что у вас есть много интересного, поэтому она согласилась прийти к вам в гости.



 Очень на вас надеюсь,



Ваш Мойдодыр


Воспитатель: Ребята, вы поняли, кто пришел к нам в гости?..

Выслушать ответы детей.

Воспитатель (читает отрывок стихотворения Татьяны Ко):

Это что за чудо-юдо?

Нет, ребята это Люда,

Наша доченька Людмила

В руки взять боится мыло.  [4]

—Попробуем убедить ее вымыться?..

2. Повторение и обсуждение знакомых литературных произведений

Воспитатель подходит к кукле и продолжает от ее лица:

— Ой, какие красивые картинки! А кто на них изображен?..

Воспитатель: Это иллюстрации к историям про тех, кто не хотел дружить с чистотой и что из этого вышло.

Грязнулька: Ой, наверное, что-то хорошее произошло, раз такие красивые картинки!

Воспитатель: А ты послушай, что тебе расскажут ребята.

Воспитатель по очереди приглашает детей. Дети читают наизусть отрывки из литературных произведений и показывают свои рисунки или иллюстрации из книг.

1-ый ребенок:

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка - в печку!

Я за книжку,

Та бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Воспитатель: Ребята, вы помните эти строки?.. Их написал… (делать паузы, побуждая детей произнести имя автора) Корней Иванович Чуковский. Как называется это произведение?.. Правильно, Мойдодыр. Что случились с героем?.. (показать иллюстрации, поощрять пересказы детей либо цитирование строк наизусть) Чем закончилась эта история?..

А вот еще одна поучительная история, которую тоже написал К. И.Чуковский.

2-ой ребенок:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?

Ничего я не пойму".

Воспитатель: Что случились с вещами?.. От кого они ушли?.. Вы помните название этого произведения?.. Какой конец истории про «Федорино горе»?..

Зачитать последние строки, делая паузы, позволяя детям самим досказать слова:

А на белой табуреточке

Да на вышитой… салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает:

"Я Федорушку… прощаю,

Сладким чаем… угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!"

Воспитатель: Ребята, а с вами таких грустных историй не приключалось?.. Наверное, это потому, что вы знаете, когда нужно мыть руки?.. Расскажите об этом Грязнульке!

Выслушать ответы детей, при необходимости обобщить: Мы моем руки перед едой, после прогулки, когда испачкаются руки после рисования или лепки, после того, как погладили животных и т.д.

Воспитатель: Как часто надо мыться, умываться?

Ответы детей, подведение итога: Умываться надо каждое утро, а мыться – каждую неделю, а еще перед сном каждый вечер надо мыть ноги…

Грязнулька (возражая-оправдываясь):

Людочка боится мыться

Люда маме говорит:

«В ванне можно простудиться,

Схватить насморк и бронхит.

Лучше грязной походить,

Чем с простудой маяться,

Ну зачем мне руки мыть,

Грязь сама отвалится».

Воспитатель (не спеша, как бы побуждая детей присоединиться к декламированию):

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Рано утром на рассвете умываются… мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

— Ребята, давайте покажем Грязнульке, как умеют мыться даже свинки!

3. Динамическая пауза  Игра «Банька» 

Ход игры: Дети встают парами, выбирая друг друга по желанию. Дети по очереди выполняют поглаживающие движения по спине, проговаривая слова [5]:

Терли-терли свинки

Друг другу спинки.

И раз, и два,

Терли свинки спинки.

Дети поворачиваются лицом друг к другу, выполняя движения:

Мыли хвостики-крючки, (потирание ладоней за спиной)

Отмывали пятачки. (круговые движения поочередно каждой рукой на уровне головы)

Парились веником, (правая рука на пояс, левая верх и назад)

Парились березовым. (то же, поменяв руки)

Ух! (потирание ладоней перед собой)

Затем игра повторяется. Дети выбирают другого партнера.

Воспитатель: Ребята, вы рассказали Грязнульке поучительные истории про нерях и грязнуль, а я хочу поведать еще одну.

В одном городе жила-была девочка-грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. И у нее на руках поселились микробы, которые так и старались попасть в рот к девочке. Однажды это произошло. Девочка заболела. К ней пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Доктор посмотрел на руки девочки и удивился: «Это ведь раздолье для микробов!» И дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов. Что же это за средство?.. (Выслушать и обсудить ответы детей) Конечно, это мыло. [2]

Грязнулька: Но почему мыло? Оно же кусается, – значит вредное. И оно меньше меня – значит не такое сильное!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, права Грязнулька?.. (обращаясь к Грязнульке) А как же ты справишься с грязью?

Грязнулька: А я ее стукну! И она убежит!

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, чего грязь больше испугается – кулака или кусочка мыла?.. А как можно узнать, кто прав?.. Давайте проведем эксперимент!

4. Опыт «Чего боится грязь»[2]

Воспитатель: Для начала выберем подходящий кулак. (Замечание: в данном отборе желательно «победить» воспитателю или другому взрослому, дабы предотвратить нежелательное разбрызгивание воды на детей. Если предполагается участие ребенка, то лучше накануне «порепетировать» с ним «сражение с грязью», чтобы получилось плавное опускание кулака в воду без брызг.)

Итак, попробуем разогнать грязь кулаком, а затем мылом. Что нам понадобится для опыта?.. Емкость для опыта – пусть это будет вот эта мисочка, вода, «грязь» - например, эти опилки, и, конечно же, кусочек обычного мыла (Замечание: для большей убедительности происходящего лучше попросить кого-нибудь из детей набрать воды в кувшин и принести кусочек мыла из умывальника).

Описание опыта (все действия желательно комментировать словесно):

  1. Наливаем воду в миску (Замечание: желательно оставить немного воды в кувшине для ополаскивания рук, чтобы потом не отвлекаться).
  2. Затем, осторожно «загрязняем» водную поверхность (Внимание! Часть «грязи» должна остаться для второго опыта, но ее не должно быть очень много).
  3. Медленно и демонстративно погружаем «избранный» кулак в воду в самый «эпицентр» грязи.
  4. Вынимаем кулак и демонстрируем результат, просим детей описать словами увиденное.
  5. Также эффектно погружаем кусочек мыла на 3-5 мм в центре «грязи». (Это лучше поручить кому-нибудь из детей.) Выдерживаем паузу и через 1-2 секунды наблюдаем, как частицы «грязи» буквально бросятся врассыпную от места погружения мыла.
  6. Спрашиваем детей, что же произошло.
  7. Объясняем, что частички мыла соединяются с частичками воды, тем самым как бы отталкивая грязь.

Грязнулька: Вот это да! Оказывается, мыло против грязи сильнее! С ним никакие микробы и грязь не страшны! А как узнать, сколько мыла нужно, чтобы меня всю отмыть?

Воспитатель: Здесь секрет прост. Частички мыла, которые остались без дела начинают веселиться-пениться. То есть чем больше пены от мыла – тем меньше шансов у грязи сохраниться.

Грязнулька: Вот здорово! Я тоже люблю веселиться! Побегу скорее мыться и пениться!

5. Рефлексия

Воспитатель: Вот мы и помогли Мойдодыру и перевоспитали еще одну грязнулю. А как мы это сделали?.. Ребята, я слышала, что в соседней группе есть малыши, которые не всегда моют руки. Вы смогли бы помочь воспитателям превратить их в чистюль?.. А что бы вы для этого сделали?..

P.S. Пожелания для последующей работы:

  1. В недалеком будущем стоит организовать встречу с младшими детьми, чтобы ребята могли поделиться своими знаниями. При этом не нужно навязывать старшим ребятам варианты «обучения» малышей. Пусть они делятся тем, что им ближе: проводят эксперимент, рассказывают о полюбившейся книге, обучают малышей алгоритму мытья рук и т.д. и т.п. Однако не лишней будет деликатная предварительная работа над оформлением высказываний.
  2. Во вторую половину дня или ближайшую смену воспитатель-напарник читает детям стихотворение Т. Ко «Про грязнулю Людочку» (см. Приложение 4). Спрашивает, не встречали ли дети такую девочку, и узнает их мнение, почему она, в конце концов, умылась. Просит поделиться впечатлениями о занятии (НОД), выражает интерес к проведению опыта. Так как описанный выше опыт дети уже могут осуществить самостоятельно, воспитатель лишь уточняет организационные моменты.
  3. В уголок экспериментирования помещаются все материалы, необходимые для проведения опыта. Желательно вместе с детьми придумать, какой знак должен быть на коробочке с «грязью». Если ведется альбом «Мы экспериментируем» или аналогичный – оформите совместно с детьми новую страницу. Если нет альбома, то стоит начать фиксировать известные детям опыты. При этом учтите, что детей очень привлекают фотографии с ними самими: рассматривая их, они делятся воспоминаниями с другими, а воспоминания могут побудить к действию, в данном случае – к самостоятельному экспериментированию.

Список источников

  1. Арканов О. Дневники — Опыты с водой [Электронный ресурс]. — URL: http://www.diary.ru/~Oleg-Arcanov?from=20 (дата обращения: 23.03.2012).
  2. Внеклассное мероприятие «Веселые приключения Мойдодыра» [Электронный ресурс]. URL: http://www.4stupeni.ru/stady/metod/2785-vneklassnoe-meropriyatie.html (дата обращения: 23.03.2012).
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  4. Ко Т. Про грязнулю Людочку / Стихи для детей / Стихи.ру [Электронный ресурс]. –— URL: http://www.stihi.ru/2006/02/21-826 (дата обращения: 23.03.2012).
  5. Овчинникова Н. В. Чикулаева О. С., Спортивно-музыкальное развлечение для детей средней группы «Чистота для здоровья нам нужна» [Электронный ресурс]. — URL: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/fizkultura/chistota.html (дата обращения: 23.03.2012).
  6. Савенков А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 1–4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 52 c.
  7. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2004. – 32 с.

Приложения

Приложение 1. Письмо от Мойдодыра


Дорогие ребята!



В моем доме поселилась маленькая девочка, которая ни за что не хочет умываться и мыть руки. Никто не может заставить эту Грязнульку помыться. Я знаю, вы много книг читали про разных грязнуль – может, Вы мне поможете, попробуете убедить ее вымыться? Я сказал ей, что у вас есть много интересного, поэтому она согласилась прийти к вам в гости.



 Очень на вас надеюсь,



Ваш Мойдодыр



Приложение 2. Шаблоны для конверта

          


Приложение 3. Стихотворение Т. Ко «Про грязнулю Людочку»

Кто, услышав слово «мыться»,

Весь трясётся и дрожит?

Кто мочалку лишь увидит,

Сразу прятаться бежит?

И кричит: «Помоюсь завтра,

А сейчас я занята!

На меня не тратьте время,

Лучше вымойте кота».

Это что за чудо-юдо?

Нет, ребята это Люда,

Наша доченька Людмила

В руки взять боится мыло.

Людочка боится мыться

Люда маме говорит:

«В ванне можно простудиться,

Схватить насморк и бронхит.

Лучше грязной походить,

Чем с простудой маяться,

Ну зачем мне руки мыть,

Грязь сама отвалится».

Людочка приходит в сад

Ей ребята говорят:

«Не хотим играть с тобой,

Личико пойди умой».

Даже добрый пёс Борбос

От неё воротит нос,

Но неё рычит и злится,

Не желает с ней водиться.

Только мухи с Людой дружат,

Вокруг Люды роем кружат.

Гонит веткой прочь их Люда:

«С вами я дружить не буду!»

Но однажды вдруг Людмила

Всё семейство удивила,

Девочка сказала смело:

«Быть грязнулей надоело!»

Щёткой, мылом и мочалкой

Мылась Люда целый час.

Стала Мила очень милой,

Больше нет грязнуль у нас!

Приложение 4. Вариант оформления страницы для альбома «Мы экспериментируем»

                                                                


        

         

!+=


[1] В скобках указано название образовательной области, к которой относится задача

[2] Идея опыта почерпнута из опытов с водой «Боржоми», в частности опытом №2 продемонстрированных физиком Олегом Аркановым [1]. Опыт демонстрирует  такое свойство воды, как поверхностное натяжение, и способности поверхностно-активных веществ (в данном случае – обычного мыла) уменьшать его. Следует отметить, что поверхностное натяжение уменьшается и при нагревании воды, поэтому более выразительный эффект получается при использовании холодной воды и небольшого количества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности старших дошкольников

1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;2 этап: Выявление уровня развития познавательной активности де...

Экспериментальная деятельность старших дошкольников

Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...

Экспериментальная деятельность старших дошкольников

Обучая детей практическим опытам, экспериментам, мы развиваем в них любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему - все то, что составляет основу развитияю...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

«ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»                Актуальность  работы.Известный психол...

Проект на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода.»

Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в  опытно – экспериментальную деятельность, накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучен...