Обмен опытом по теме:ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnee_zadanie_k_metodobedineniyu.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила:
Никулина Татьяна Владимировна,
воспитатель
МБДОУ детский сад № 61
2012 г.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» весь педагогический процесс строить с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии и возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное воспитание;
- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Можно выделить следующие формы работы с детьми по образовательной области «Познание»:
- наблюдение
- экскурсия
- моделирование
- решение проблемных ситуаций
- экспериментирование
- слушание музыки
- коллекционирование
- реализация проекта
- игры с правилами
- труд в природе
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Можно выделить разнообразные формы работы с детьми по образовательной области «Коммуникация»:
- беседы
- ситуативный разговор
- речевая ситуация
- составление и отгадывание загадок
- сюжетные игры
- игры с правилами
- создание альбомов и книг
- чтение
Любую из выше перечисленных форм работы с детьми можно включать не только в непосредственно образовательный процесс (НОД), но и в режимные моменты, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.
Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. Чтобы помочь детям увидеть мир во всём его многообразии, получить отчётливые представления о предметах, явлениях окружающей действительности, а также освоить соответствующий словарь, сформировать грамматически правильную речь, овладеть навыками связной речи необходимо целенаправленно использовать интегрированный подход.
Интеграция речевой и познавательной деятельности старших дошкольников должна осуществляться через решение следующих задач:
- обеспечить оптимальный уровень речевого и познавательного развития детей;
- сформировать речевые умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения ребёнка в школе;
- самостоятельно решать познавательные задачи;
- использовать в практической деятельности разные способы и приёмы исследовательской деятельности.
При реализации задач руководствоваться основным принципом обучения: постепенного перехода от простого к сложном, с соблюдением последовательности и систематичности в обучении детей.
Необходимо выполнять ряд условий:
- учитывать индивидуальные особенности речевого и познавательного развития детей, их возможности и потребности, умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни;
- включать объём навыков по всем видам речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учётом требований программы «Детство»;
- соблюдать дидактические принципы: доступность, постепенность, последовательность, систематичность, повторность, наглядность;
- включать обязательно соотнесение слова с обозначением предмета, слова с действиями, слова с признаками;
- вовлечь в процесс познания все анализаторы ребёнка;
- создать различные центры для формирования познавательных и речевых навыков и интеграции речевого и познавательного содержания в разнообразных видах детской деятельности.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми можно использовать соревновательные, познавательно – побудительные мотивы. Можно предложить детям составить рассказ по серии сюжетных картинок: «Как Миша варежку потерял». После составления рассказа, детям предлагается рассмотреть клубки цветных ниток и ответить на вопрос: «Что можно связать из этих ниток?». (Дети перечисляют). Затем воспитатель показывает дошкольникам игрушки, изготовленные из клубков цветных ниток разных размеров, и задаёт проблемный вопрос:
- А мы сможем сделать такие игрушки?
Таким образом, создаём детям проблемную ситуацию, которую дети хотят решить – изготовить из клубков интересные игрушки, соединяя их между собой палочками.
На этом примере, мы видим объединение содержания нескольких разделов программы:
- «Ребёнок открывает предметный мир»;
- «Ребёнок в мире художественной литературы и искусства» и
- «В игре развивается, познаёт мир».
Выстраивая непосредственно образовательную деятельность, воспитателю нужно учитывать не только интересы детей, их умственное развитие, но и совершенствовать у дошкольников навыки связной речи через познавательную деятельность.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
с детьми старшего дошкольного возраста
«Зимушка – зима»
Приоритетная область: «Познание»
Области в интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество».
Цель: знакомство детей с репродукциями русских художников о зиме.
Задачи:
1. Учить детей воспринимать содержание картины И.И. Шишкина «Зима», понимать красоту природы, которую изобразил художник.
2. Продолжать учить подбирать определения, описывать свои чувства и настроения.
3. Закрепить умение детей изображать пейзаж зимнего леса по воображению, используя нетрадиционные методы рисования.
4. Развивать у детей эстетическое восприятие и интерес к живописи.
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Активизация словаря: волшебная, снежная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница)
Демонстрационный материал: репродукции художников: И.И.Шишкина «Зима», «На севере диком», А.Поленова «Первый снег», В.Пластова «Ранний снег».
Магнитофон, альбом из серии П.Чайковского «Времена года».
Раздаточный материал: тонированные листы бумаги, белая гуашь, поролоновые тампоны.
Предварительная работа: чтение произведений о зиме, рисование деревьев, наблюдение на прогулке за деревьями, за состоянием погоды, составление небольших рассказов о зиме.
Содержание организованной деятельности:
- Организационный момент.
Дети стоят полукругом на ковре около воспитателя. Звучит отрывок из альбома П.Чайковского «Времена года» «Зима».
Воспитатель: Ребята, какую картину вы себе представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей). Какое время года подходит для этой музыки? (Зима).
- Я, предлагаю вам отправиться в картинную галерею. А что такое картинная галерея? Я буду вашим экскурсоводом, знакомить с картинами русских художников, а вы будете посетителями картинной галереи.
Дети вместе с воспитателем проходят к стендам с картинами. Дошкольники рассматривают их, садятся на стулья.
- Беседа по картинам.
- Какое время года изобразили художники на своих картинах? (Зиму). Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница)
- Тема нашей выставки картин «Зимушка – зима».
- Перед вами картины русских художников: А.Поленова «Первый снег», И.Шишкина «На севере диком» и «Зима», В.Пластова «Ранний снег».
Воспитатель предлагает рассмотреть картину И.И.Шишкина «Зима».
Чтение отрывка стихотворения Ф.Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежною бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
- Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. О чем эта картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?
Какие чувства вызывает она у вас?
А теперь послушайте мой рассказ об этой картине:
«Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец. Это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, и вот – вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Деревья, покрытые белыми шапками, будто взросли в снег.
Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».
Вам понравился расссказ по картине? Чем особенно? О чем художник хотел рассказать? Что вы представляете, о чем фантазируете, когда смотрите на этот пейзаж?
- Физминутка.
- Практическая часть.
- Ребята, а вы хотите стать художниками, которые напишут свои картины о зиме и зимнем лесе?
Я, предлагаю вам пройти в мастерскую и занять места за столами.
Воспитатель вместе с детьми вспоминают правила посадки за столами.
У детей на столах лежат альбомные тонированные листы бумаги, с заранее нарисованными стволами деревьев, гуашь белого цвета и поролоновые тампоны. Воспитатель предлагает нарисовать сугробы, снег на деревьях, с помощью примакивания тампона.
Работа детей.
- Анализ работ. Педагог спрашивает ребят, чьи рисунки понравились, получились наиболее удачными. Предлагает выставить все работы на стенде.
- Итог. Где мы сегодня с вами побывали? Что делали? С какими картинами русских художников познакомились? Какие картины понравились?
Сегодня все были молодцы, все активно трудились. А мы с вами на следующих наших встречах в картинной галерее познакомимся с другими художниками, которые писали о зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы на тему "Интеграция задач оздоровления и развития речи дошкольников"
В статье описан опыт работы по взаимосвязи развития речи и оздоровления дошкольников...
Обмен опыта по теме «Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников»
Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, спос...
Обмен опытом «Влияние опытно - экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Способствовать развитию познавательных процессов...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...
Обмен опытом. Проведение совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Проведение совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников...
Сообщение из опыта работы на тему « Интеграция образовательных областей в театрализованной деятельности дошкольников»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель- воспитание у подрастающего поколения тв...
обмен опытом "Роль семьи в воспитании духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении лично...