Сюжетно-ролевая игра в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Если возник пожар»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Борисенко Ольга Анатольевна

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, навыков правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра в средней группе  

компенсирующей направленности

Тема: «Если возник пожар»

Конспект составила воспитатель

высшей категории:

Борисенко О.А.

Актуальность проблемы

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту.

За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем, потому что, дети не имеют достаточных знаний об огне и его опасности для человека.

Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего любопытства, желания постоянно открывать что-то новое, своей детской непосредственности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка, забота о сохранности детской жизни.

В нашей группе  для поддержания и создания интереса к пожарной безопасности, для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении и применении знаний, мы используем один из эффективных методов –сюжетно-ролевую игру.

Цель игры

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, навыков правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.

Задачи

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность и понятие того, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Воспитать чувство осторожности и самосохранения,  уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем, воспитать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Продолжать развивать кругозор детей, познакомить с особенностями работы пожарного, диспетчера, корреспондента, учить следовать выбранной роли. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Расширять кругозор детей в области пожарной безопасности, пополнить словарный запас детей, умение вести диалог, развивать связную речь, память.
  • Развивать аналитические способности детей. Учить уважать замыслы друг-друга, учить играть коллективно.

Сюжетные линии

игры

Игровые

роли

Атрибуты

и игровой

материал

Ролевые

действия

Дети играли со спичками.

Загорелся дом.

Поступил сигнал

в пожарную часть.

Диспетчер принял

звонок, записал  адрес.

Сообщил пожарным и

врачам скорой помощи о случившемся.

Выезд пожарных

на место проишествия.

Выезд корреспондента

для составления

репортажа о пожаре

(для телевизион-

ных

новостей)

Тушение пожара и

спасение  пострадавших,

людей и животных.

Оказание врачами

первой медицинской

помощи. Доставка пострадавших в больницу.

Связь с другими

сюжетно-ролевыми

играми: «Больница»

«Семья» «Мы спасатели»

Пожарные

Диспетчер

Врач и медсестра

скорой помощи

Водители

Корреспондент

Пострадавшие:

(дети, кошка,

собака)

Элементы костюмов пожарных(жилетыкаски, рукавици, маски)

Пожарный рукав(для тушения огня) ,рации,

телефоны, фонарики, инструменты,

рули, нагрудные

таблички с изображением машин: пожарной и скорой помощи, наушники.

Аптечка с медикаментами и

инструментами, халаты и шапочки для медперсонала,

тканевые салфетки.

Фотоапарат, микрафон,

кинокамера.

Дом построенный

из кубиков, аппликация

из бумаги «Огонь»

Игрушки-заместители:

опрыскиватель для растений в качестве огнетушителя.

Пульт управления оператора заменит касса из магазина.

Пылесосный шланг в качестве пожарного рукава.

Мягкие игрушки Котёнок, щенок.

Пострадавшие звонят в пожарную часть 01, называют адрес и покидают дом

Диспетчер принимает звонок и передаёт данные о сигнале в скорую помощь и в пожарную службу.

Пожарные срочно выезжают на место прошествия, тушат пожар, спасают животных, оставшихся дома.

Врачи оказывают первую медицин-скую помощь и отправляют пострадавших в больницу.

Корреспондент снимает на камеру и берёт интервью у очевидцев проишествия.

В больницу к пострадавшим от пожара приезжают родственники.

Планомерное обогащение жизненного опыта

Цель: Создание  основы для развития и обогащения содержания игры

1.Чтение художественной литературы.

К. И. Чуковский «Путаница»

Сказка «Как человек подружился с огнём»

Сказка «Кошкин дом»

Чтение загадок и пословиц об огне

Заучивание стихотворений про огонь.(отрывки из сказки «Кошкин дом»)

Прослушивание частушек «Азбука пожарной безопасности»

2.Беседы

«Эта спичка-невеличка»  

«Что делать если…»

3.Встречи с интересными людьми

«Профессия – диспетчер пожарной охраны»

Цель: начать знакомить детей с людьми разных профессий, расширить кругозор детей, научить слушать и слышать.

4.Художественно-творческая деятельность

Рисуование:  «Транспорт для пожарного».

Аппликация: «Кошкин дом», «Пожарная машина».

Лепка: «Вёдрышко для курочки», «Огнетушитель – пожарного друг».

5.Опыты, игры-экспериментирования

«Что мы знаем о воде»

6. Просмотр презентаций на мультимедиа

«Огонь-опасная игра»  «Пожароопасные предметы» «Действия при пожаре»

7.Использование схем-символов

«Уходя выключай электро-приборы»

«Спички детям-не игрушка»

«Не засовывай в розетку пальци и другие предметы»

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Цель: Развивать умение у детей переводить жизненный опыт в условный план игры

1.Дидактические и развивающие  игры

«Опасные ситуации в доме», лото «Профессии», «Найди хозяина».

Цель: развивать аналитические способности детей, учить играть коллективно.

Словесные игры «Огонь – друг или враг? », «Закончи предложение», «Найди выход», «Кто кому друг».

Цель: расширять кругозор детей в области пожарной безопасности, пополнить словарный запас детей, развивать связную речь, память.

«Кому что нужно для работы» «Какой прибор забыли выключить»

2. Подвижные игры направленные на развитие необходимых качеств пожарников.

«Пожарные на ученье»

«Парный бег»

« Проведи друга по лабиринту»

«Перенеси предметы»

«Перелезь через препятствия»

«Спаси игрушку»

«Полоса препятствий»

3.Театрализованная деятельность.

Игры- имитации, психогимнастика на развитие мимики и жестов

«Вспыхнул пожар» (показать эмоции страха, испуга, удивления).

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Театрализация отрывков из сказки «Кошкин дом»

Проектирование предметно-игровой среды

Цель: Создание условий адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности

(Смотри в разделе таблици: «Атрибуты и игровой материал»)

1.«Пожарный щит»

Дать  детям представление о пожарном щите.

Закреплять   знания об орудиях труда для борьбы с пожаром.

Помогать  обобщать  знания у детей о предметах, необходимых пожарным.

(Давайте поиграем: если вы назовете правильно предметы, которые находятся на пожарном щите, то они появятся на экране).

2.Стенд «Опасные предметы»

«Игра-лабиринт»

Цель:Помогать  обобщать  знания о предметах, опасных для жизни и здоровья.Закреплять  знания о  правилах  безопасности при работе с опасными предметами.

3.Дидактическое пособие  «Огонь добрый и злой»

Цель:Закреплять  представление об огне, умение определять его хорошие и плохие стороны.

Дать  понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

(ТРИЗ – отбор картинок: польза и вред огня, объясняя свой выбор.

В каждом предмете дети находят хорошие и плохие качества огня, получая за правильный ответ фишку).

Дать  представление о профессиях людей, работающих с огнем.

Формировать знания о хорошей стороне огня – его пользе для людей.

(Дети отбирают картинки с профессиями, где необходим огонь и он приносит пользу).

4. Игровое пособие-тренажор   «Запомни номер»

Цель Закрепляет знания детей о названиях и номерах служб экстренной помощи.  Помогает детям быстрее запомнить домашний адрес.

(К определенному номеру телефона дети подбирают картинки с изображением профессии, его транспорта и сообщают о случившемся

происшествии).

Способы безболезненного выхода из игры

Предложить продолжить игру на прогулке.

Пожарные отправились в столовую, кафэ.

Пожарные поехали для награждения в Кремлёвский дворец.

Пожарные заслужили отдых, уехали в отпуск.

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры. Развитие навыков общения.

Цель: Способствовать развитию  самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения.

Одна из форм работы с детьми, это создание клуба «Юных  пожарных»

Вместе с детьми и родителями продумать эмблему клуба, устав, песню. Выбрать девиз или речёвку:

«Мы юные пожарные

Всегда поможем вам

Когда у вас несчастье

Обращайтесь к нам

Так-как пожарные это сильные, здоровые, крепкие,закалённые, смелые.бесстрашные, решительные люди, они должны постоянно поддерживать себя в отличной физической форме. Заниматься спортом, закаляться. Чтобы стать юным пожарным .необходимо пройти «Курс молодого пожарника» и получить удостоверение. Самый ловкий победитель назначается командиром группы, или клуба.

«Курс молодого пожарника»

Строевые упражнения( команды, построения, перестроения)

Физические упражнения( бег, метание, лазание, прыжки, отжимания)

Элементы борьбы, самозащиты, стрельба(метание)

Ориентировка на местности, преодоление цепочки препятствий.

Игры направленные на развитие нужных качеств пожарных.

Подвижные игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет. Дети делятся на две команды. В таких играх вместо обычного сигнала можно использовать запись пожарной сирены.

Игра «Пожар»

Для игры понадобятся детские костюмы пожарных: каска, ремень, перчатки, комбинезон.

По сигналу игроки стартуют с линии старта и добегают до стульев, на которых лежат костюмы пожарных. Ребята должны одеться, вернуться к своей команде, раздеться и отдать костюм следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее всех «собралась на пожар».

Игра «Пожарные сборы»

Для игры понадобится стол и различные предметы, в том числе и «заимствованные» из пожарной части: шнур, противогаз, каска.

По сигналу игроки бегут к столу, на котором разложены предметы, выбирают один предмет, необходимый для работы пожарного, и возвращаются в команду.

Побеждает та команда, которая быстрее и, самое главное, правильнее других справится с заданием.

Игра «Отважные пожарные»

Для игры понадобится подготовить полосу препятствий. В конце ее установлен макет дома, в котором «живут» игрушки.По сигналу дети начинают эстафету: бегут через полосу препятствий, «спасают» из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде. Цель — спасти всех жителей игрушечного дома.

Побеждает та команда, которая быстрее всех оказала помощь пострадавшим.

Игра «Затуши костер»

Для игры понадобится песочница или тазик с песком.

По сигналу дети зачерпывают маленьким совком песок и бегут по направлению к «пожару» — листку с изображением пламени. Бежать нужно осторожно, чтобы не рассыпать песок.

Побеждает та команда, которая больше всех принесет песка и, соответственно, быстрее затушит пламя.

Игра «После пожара»

От каждой команды участвуют по два игрока. Для игры понадобится большая катушка с привязанным шнуром.

По команде ведущего участники начинают наматывать шнур на катушку. Побеждают те, кто раньше справится с заданием.

Игра «На верху»

Игра проводится в физкультурном зале. Дети взбираются по наклонной скамейке на шведскую стенку, перелезают на соседний пролет, спрыгивают на мат и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет всю дистанцию.

Игра «Коридор»

Перед каждой командой лежат тоннели.

По сигналу участники пролезают по тоннелю и возвращаются бегом назад к своей команде.

Игра «Два сапога — пара»

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших.

Игра «01″

Для этой игры нужно подготовить листочки и маркеры.

Участники каждой команды по сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01″, то есть вызвать пожарную службу.Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01″.

Ожидаемый результат:

В ходе игры у детей расширились представления об экстримальных ситуациях, о работе пожарных и правилах поведения при пожаре, о средствах пожаротушения.Пополнился словарный запас детей, они стали лучше вести диалоги. В ходе игры учились уступать друг-другу, играть в коллективе сверстников. Быстро действовать в экстримальных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Осенний листопад»

Конспект совместной деятельности в средней группе компенсирующей направленности                               Тема: «Осенний ...

Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Осень. «Прогулка в осеннем лесу».

Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Осень. «Прогулка в осеннем лесу».  Коррекционно-образовательные цели: Расширение представлени...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка» Тема: «В магазин за подарками»

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка»  Тема: «В магазин за подарками»...

Конспект коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Дикие животные. «Путешествие в сказку».

Конспект коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Дикие животные. «Путешествие в сказку»....

Занятие по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Семья»

Занятие по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности  Тема: «Семья»...

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа компенсирующей направленности) Тема «Одежда»

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по...

Квест-игра детей средней группы компенсирующей направленности тема «Пропавшие буквы»

Квест-игра детей средней группы компенсирующей направленности тема «Пропавшие буквы»Цель: закрепление изученных букв А, О, У, И.Задачи:Образовательные:1.Закрепить знания о звуках и буквах....