Программа кружка «Волшебство глины»
материал (средняя группа)
Программа кружка «Волшебство глины» в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Цель. Формирование развития творческих способностей детей дошкольного возраста при работе с глиной.
Задачи.
Образовательные:
- дать теоретические знания и формировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином;
- закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию;
- развитие пространственного представления и цветного восприятия;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развитие связной речи.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к продукту труда;
- воспитывать трудолюбие и старание;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_glina.docx | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Волшебство глины» в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Актуальность.
Актуальность программы «Волшебство глины» обусловлена огромной ролью, которую играет в развитии ребёнка приобщение к ценностям творчества, а также необходимостью воспитания из дошкольников полноценных личностей, что едва ли возможно без художественного развития. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие его мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучие ребенка; создание условий для творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в систему мировой и отечественной культуры, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Искусство – это душа человека, его внутренний мир, который проявляется через творчество. Всем известно, что впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Знакомясь с народным творчеством, приобщаясь к глубоким народным источникам, ребёнок ощущает свою историческую принадлежность к народному искусству. Удивительное свойство глины (пластичность, прочность) позволяют использовать её для лепки декоративных скульптур животных, людей, коробочек, ваз. Обучаясь лепке из глины, овладевая техникой владения инструментами для занятий, способами и приёмами лепки, оформлением и сохранением готовых изделий, самостоятельно воплощают задуманное в конкретный образ. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию нравственных представлений и творческого отношения к жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мелкую моторику, способность к волевому усилию. Дети, занимающиеся лепкой, хорошо пишут, рисуют, занимаются рукоделием. Полученные умения и навыки доставляют большое эстетическое удовлетворение от изделий, сделанных собственными руками.
Цель. Формирование развития творческих способностей детей дошкольного возраста при работе с глиной.
Задачи.
Образовательные:
- дать теоретические знания и формировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином;
- закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию;
- развитие пространственного представления и цветного восприятия;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- развитие связной речи.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к продукту труда;
- воспитывать трудолюбие и старание;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Возраст детей: 4-6 лет.
Сроки реализации: сентябрь-май.
Продолжительность: 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.
Деятельность с детьми построена на игре с учетом сенсорного чувственного опыта. В начале совместной образовательной деятельности
необходимо проводить пальчиковую гимнастику, для подготовки детские пальцы к работе.
Для расслабления мышц, снятия напряжения важно использовать физкультурные минутки.
Ожидаемые результаты.
К концу второго года обучения у воспитанников:
-развиты эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности; дошкольники умеют самостоятельно создавать художественные образы;
-сформировано представление о скульптуре малых форм, выделяют образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.);
-сформированы знания о нескольких видах народных игрушек, дети могут их отличить друг от друга; знакомы с различными керамическими изделиями; развиты навыки декоративной лепки;
-сформированы знания о творческой деятельности, её особенностях;
-сформированы навыки лепки из глины, знакомы с особенностями глины; развито умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности; умеют лепить керамические изделия из пласта, кома и жгута (пластическим, конструктивным и комбинированным способами);
-развиты навыки лепки из глины предметных и сюжетных, индивидуальных и коллективных композиций;
-развиты умения декорирования изделий, в том числе, ангобами и глазурями, используя различные техники и приёмы («баблз», сграффито, рожковая роспись и др.).
Перспективное планирование 2023-2024 учебный год для детей
среднего дошкольного возраста
Месяц | Цикл занятий | Содержание деятельности |
Сентябрь | «Знакомство с глиной, как материалом»: «По замыслу», «Роспись поделок». | Вызвать интерес к лепке из глины; |
Октябрь | «Овощи и фрукты»: «Овощи», «Фрукты», «Корзина с грибами» (совместная детей и воспитателя). | Формировать умение лепить объемные фигуры; |
Ноябрь | Насекомые: «Гусеница», «Божья коровка», «Пчелка», | Продолжать формировать умение создавать объемные фигуры из глины; |
Декабрь | «Готовимся к Новому году»: «Снеговик», «Новогодние | Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике; -формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах; |
Январь | «Животные нашего края»: «Ежик», «Мышь», «Зайчик», | Формировать умение анализировать особенности строения животных, соотносить части по |
Февраль | «Мы играем»: «Овощи и фрукты для игры в «Магазин»», | Продолжать формировать умение детей создавать выразительные образы, сочетая разные |
Март | 1-я неделя «Цветы для мамы» | Продолжать формировать умение планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины; |
2-4 неделя «Лепим посуду» | Знакомить детей с основными видами посуды; | |
Апрель | Рассказ о дымковских игрушках»: просмотр иллюстраций, | Формировать умение детей лепить дымковские игрушки, узнавать их среди других игрушек; |
Май | «Лепка декоративных плиток»: «Весенняя лужайка», | Формировать умение детей лепить на декоративной пластине; |
План работы с родителями
Месяц | Мероприятие | Задачи |
Сентябрь | Анкета для родителей «Лепка из глины - что вы знаете об этом?»
| Выявить заинтересованность детей и родителей в лепке из глины. |
Октябрь | Консультация «Лепим из глины» «Ребенок и лепка» | Взаимодействовать с семьей в духе партнерства для обеспечения полноценного развития ребенка; -дать представление о работе с глиной. |
Ноябрь | Мастер – класс «Лепим дымковскую игрушку». | Формировать у родителей желание быть активными участниками педагогического процесса, проявляющих интерес к работе по приобщению детей к истокам народной культуры; –формировать умение общаться взрослых с ребёнком, находить общие интересы; -применить нетрадиционные техники работы с семьей. |
Декабрь | Шпаргалка для родителей буклет «Инструкция для родителей по работе с глиной» | Формировать умения организовывать совместную деятельность с детьми; -привлечь родителей к применению ; -познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации, используя различные крупы, макароны. |
Январь | Консультация на тему: «Влияние лепки на развитие творческих способностей детей»
| Обогатить опыт родителей по теме; - рассказать родителям о развитие творческих способностей с помощью лепки; -стимулировать их совместное творчество с детьми. - вызвать интерес и желание заниматься с детьми дома. |
Февраль | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики с помощью глины» | Дать понятие о необходимости развивать мелкую моторику у детей; -продолжать расширять представления о многообразии развития мелкой моторики. |
Март | Выступление и показ мультимедийной презентации «Наше творчество». | Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; -укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей. |
Апрель | Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей; -поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома. |
Май | Оформить выставку с детскими работами для родителей «Волшебные картинки» | Закрепить стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома. |
«Мониторинг уровня усвоения программы по художественно-эстетическому развитию (лепка из глины)
«Волшебство глины»
Показатели оценки индивидуального развития детей:
Опираясь на данные обследования детей среднего дошкольного возраста, которые познакомились с лепкой из глины, можно смело говорить о том, что работа в данном направлении заметно улучшила показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом:
- дети с помощью педагога создают художественные образы;
-сформированы знания о нескольких видах народных игрушек, дети могут их отличить друг от друга;
-сформированы навыки лепки из глины, знакомы с особенностями глины; у некоторых детей развито умение лепить с натуры, хотя затрудняются лепить по замыслу;
-развиты умения декорирования изделий, в том числе, ангобами и глазурями, используя различные техники и приёмы («баблз», сграффито, рожковая роспись и др.).
На основе проделанной работы можно увидеть, что у 70% детей возрос интерес к лепке из глины. Многие стали правильно пользоваться материалами и инструментами, стараются творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия, правда пока не получается создавать новое и самостоятельно реализовывать свой замысел
Низкий уровень в начале эксперимента, можно объяснить недостаточным владением техническими навыками и умениями. По итогам проведенного исследования обучение детей лепка развивает мелкую моторику, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликации, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Заключение
Процесс лепки из глины состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет разными приемами лепки, это приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда педагог умело, регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений. Занятия лепкой при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают. Поэтому, я решила продолжить занятия в старшей группе.
Перспективное планирование 2024-2025 учебный год для детей
старшего дошкольного возраста
Месяц | Цикл занятий | Содержание деятельности |
Сентябрь | Повторение: «Что умеет глина?» «Лепка по замыслу» «Любимое животное» «Кашпо для цветов» «Ваза» | Уточнение знаний о свойствах глины и особенностях лепки; -закрепление знаний о технике безопасности; -рассматривание керамических изделий и народных игрушек. -формировать умение склеивать детали при помощи шликера; -формировать умение формовать из пласта, декорированию углубленным и/или налепным рельефом; -формировать умение склеивать жгуты при помощи шликера. |
Октябрь | Волшебные краски «Знакомство с романовской игрушкой» Октябрь (3 неделя) «Романовская игрушка» Лепка игрушки по мотивам романовской игрушки. «Роспись романовской игрушки» | Познакомить с различными техниками декорирования ангобами и глазурями; познакомить с романовской игрушкой, её историей, особенностями росписи; -познакомить с росписью игрушки по мотивам романовской игрушки. |
Ноябрь | Филимоновские игрушки. «Знакомство с филимоновской игрушкой» «Филимоновский конь» «Роспись филимоновского коня» | Познакомить с филимоновской игрушкой; -рассмотреть особенности филимоновской игрушки. |
Декабрь | Петровская игрушка «Лепка петровской игрушки» «Роспись петровской игрушки» «Панно» | Познакомить с петровской игрушкой; -формировать умение лепить по мотивам петровской игрушки; -формировать умение расписывать игрушки по мотивам петровской игрушки; -познакомить с керамическим панно; -закрепление навыка формования из пласта; -познакомить с декорированием панно налепом; - закрепление навыка формования из пласта. |
Январь | Повторение «Панно» «Панно» «Волшебные краски» | Продолжать формировать умение декорировать панно глазурями и ангобами; - закреплять умение формования из пласта; -закреплять умение формовать из пласта. |
Февраль | Дымковская игрушка «Знакомство с дымковской игрушкой, её историей, особенностями росписи» «Дымковский конь» «Роспись дымковского коня» | Познакомить с дымковской игрушкой, её историей, особенностями росписи; -формировать умение лепить коня по мотивам дымковской игрушки; -формировать умение росписывать коня по мотивам дымковской игрушки. |
Март | Дымковская игрушка «Дымковская игрушка» «Дымковский барышня» «Роспись дымковской барышни» | Закрепить знания о дымковской игрушки и особенностями росписи; -продолжать формировать умение лепить игрушку; -продолжать формировать умение росписывать игрушку по мотивам дымковской росписи. |
Апрель | Волшебные краски «Волшебные краски» «Лепим героев сказки» «Роспись героев сказки» | Закреплять умение декорировать изделие глазурями и ангобами в наиболее понравившихся техниках; -закрепить знания о малых скульптурных формах; -формировать умение расписывать героев сказки глазурями и ангобами. |
Май | «Театрализация сказки для детей младшего дошкольного возраста» | Показ сказки детям младшего дошкольного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"
Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....
Рабочая программа кружка «Волшебная глина» ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа кружка «Волшебная глина»ОО «Художественно-эстетическое развитие»...
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет
Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка «Волшебство полосок»
Рабочая программа кружка «Волшебство полосок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5....