Программа кружка «Волшебство глины»
материал (средняя группа)

Кострикова Елена Геннадьевна

Программа кружка «Волшебство глины» в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.

Цель. Формирование развития  творческих  способностей  детей дошкольного возраста  при  работе  с  глиной.

Задачи.

Образовательные:

- дать теоретические знания и формировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином;

- закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

 Развивающие:

- развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию;

- развитие пространственного представления и цветного восприятия;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- развитие связной речи.

  Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к продукту труда;

- воспитывать трудолюбие и старание;

 

- воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_glina.docx54.25 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Волшебство глины» в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.

Актуальность.

Актуальность программы «Волшебство глины» обусловлена огромной ролью, которую играет в развитии ребёнка приобщение к ценностям творчества, а также необходимостью воспитания из дошкольников полноценных личностей, что едва ли возможно без художественного развития. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие его мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучие ребенка; создание условий для творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в систему мировой и отечественной культуры, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Искусство – это душа человека, его внутренний мир, который проявляется через творчество. Всем известно, что впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Знакомясь с народным творчеством, приобщаясь к глубоким народным источникам, ребёнок ощущает свою историческую принадлежность к народному искусству. Удивительное свойство глины (пластичность, прочность) позволяют использовать её для лепки декоративных скульптур животных, людей, коробочек, ваз. Обучаясь лепке из глины, овладевая техникой владения инструментами для занятий, способами и приёмами лепки, оформлением и сохранением готовых изделий, самостоятельно воплощают задуманное в конкретный образ. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию нравственных представлений и творческого отношения к жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мелкую моторику, способность к волевому усилию. Дети, занимающиеся лепкой, хорошо пишут, рисуют, занимаются рукоделием. Полученные умения и навыки доставляют большое эстетическое удовлетворение от изделий, сделанных собственными руками.

Цель. Формирование развития  творческих  способностей  детей дошкольного возраста  при  работе  с  глиной.

Задачи.

Образовательные:

- дать теоретические знания и формировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином;

- закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

 Развивающие:

- развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию;

- развитие пространственного представления и цветного восприятия;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- развитие связной речи.

  Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к продукту труда;

- воспитывать трудолюбие и старание;

- воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Возраст  детей:  4-6 лет.

Сроки реализации: сентябрь-май.

Продолжительность: 1 раз в неделю  во второй половине дня, продолжительностью  20  минут.  

Деятельность  с  детьми  построена  на игре с учетом сенсорного чувственного опыта.  В  начале совместной  образовательной  деятельности

необходимо  проводить пальчиковую гимнастику, для подготовки детские пальцы к работе.

Для  расслабления  мышц,  снятия  напряжения  важно использовать физкультурные минутки.

Ожидаемые результаты.

К концу второго года обучения у воспитанников:

-развиты эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности; дошкольники умеют самостоятельно создавать художественные образы;  

-сформировано представление о скульптуре малых форм, выделяют образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.);

-сформированы знания о нескольких видах народных игрушек, дети могут их отличить друг от друга; знакомы с различными керамическими изделиями; развиты навыки декоративной лепки;

-сформированы знания о творческой деятельности, её особенностях;

-сформированы навыки лепки из глины, знакомы с особенностями глины; развито умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности; умеют лепить керамические изделия из пласта, кома и жгута (пластическим, конструктивным и комбинированным способами);

-развиты навыки лепки из глины предметных и сюжетных, индивидуальных и коллективных композиций;

-развиты умения декорирования изделий, в том числе, ангобами и глазурями, используя различные техники и приёмы («баблз», сграффито, рожковая роспись и др.).

      Перспективное планирование 2023-2024 учебный год для детей

среднего дошкольного возраста

Месяц

Цикл занятий

Содержание деятельности

Сентябрь

«Знакомство с глиной, как материалом»:

«По замыслу»,

«Роспись поделок».

Вызвать интерес к лепке из глины;
-исследовать глину как материал;
-формировать умение  расписывать поделки из глины.

Октябрь

«Овощи и фрукты»:

«Овощи», «Фрукты», «Корзина с грибами» (совместная детей и воспитателя).

Формировать умение лепить объемные фигуры;
-закреплять умение соединять детали с помощью воды;
азвивать композиционные умения – размещать несколько объектов создавать гармоничную композицию;
-закреплять знания фруктов и овощей.

Ноябрь

Насекомые: «Гусеница», «Божья коровка», «Пчелка»,
«Бабочка».

Продолжать формировать умение создавать объемные фигуры из глины;
-формировать умение лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски;
-продолжать формировать умение оформлять работы дополнительными материалами (бусинки,зубочистки, кусочки ткани на проволоке).
-воспитывать интерес к живой природе;
-развивать способности к формообразованию.

Декабрь

«Готовимся к Новому году»: «Снеговик», «Новогодние
игрушки», «Елочка», «Роспись поделок».

Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике;

-формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах;
-показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора стекой, штампирование (печатание) декора колпачками фломастеров;
-развивать чувство формы, пропорций;
-воспитывать аккуратность.

Январь

«Животные нашего края»: «Ежик», «Мышь», «Зайчик»,
«Роспись поделок».

Формировать умение анализировать особенности строения животных, соотносить части по
величине и пропорциям;
-развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук;
-воспитывать уважительное отношение к животным.

Февраль

«Мы играем»: «Овощи и фрукты для игры в «Магазин»»,
«Хлебобулочные изделия для игры в «Магазин»», «Мебель для Барби»,
«Роспись поделок».

Продолжать формировать умение детей создавать выразительные образы, сочетая разные
способы и приемы лепки;
-вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно – ролевых игр и пальчикового театра;
-развивать наблюдательность;
-воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда

Март

1-я неделя «Цветы для мамы»

Продолжать формировать умение планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины;
-развивать воображение, чувство формы и пропорций;
-воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное

2-4 неделя «Лепим посуду»

Знакомить детей с основными видами посуды;
-отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания;
-развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета;
-воспитывать интерес к гончарному ремеслу

Апрель

Рассказ о дымковских игрушках»: просмотр иллюстраций,
игрушек, элементов росписи. Лепка «Птица - крылатка», «Роспись поделок».

Формировать умение детей лепить дымковские игрушки, узнавать их среди других игрушек;
-развивать технические умения и навыки;
-воспитывать аккуратность.

Май

«Лепка декоративных плиток»:

«Весенняя лужайка»,
«Кулон для мамы», «Роспись барельефа».

Формировать умение детей лепить на декоративной пластине;
-работать со стекой, использовать перчатки;
-расписывать барельеф.

                                 План работы с родителями                

Месяц

Мероприятие

Задачи

Сентябрь

Анкета для родителей «Лепка из глины - что вы знаете об этом?»

 

 Выявить заинтересованность     детей и родителей в лепке из глины.

Октябрь

Консультация «Лепим из глины»

«Ребенок и лепка»

 Взаимодействовать с семьей в духе партнерства для обеспечения полноценного развития ребенка;

ать представление о  работе с глиной.

Ноябрь

Мастер – класс «Лепим дымковскую игрушку».

 Формировать у родителей желание быть активными участниками педагогического процесса, проявляющих интерес к работе по приобщению детей к истокам народной культуры;

–формировать умение общаться взрослых с ребёнком, находить общие интересы;

-применить нетрадиционные техники работы с семьей.

Декабрь

Шпаргалка для родителей

буклет «Инструкция для родителей по работе с глиной»    

 Формировать  умения организовывать совместную деятельность с детьми;

-привлечь родителей к применению ;

-познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации, используя   различные крупы, макароны.

Январь

Консультация на тему: «Влияние лепки на развитие  творческих способностей детей»

 

 Обогатить опыт родителей по теме;

- рассказать родителям о развитие творческих способностей с помощью лепки;

-стимулировать их совместное творчество с детьми.

 - вызвать интерес и желание заниматься с детьми дома.

  Февраль

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики с помощью глины»

 Дать понятие о необходимости развивать мелкую моторику у детей;

 -продолжать расширять представления о многообразии развития мелкой моторики.

Март

Выступление и показ мультимедийной презентации «Наше творчество».

 Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей;

-укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей.

    Апрель

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

 Познакомить с возможностями детского сада  в художественном воспитании детей;

 -поддерживать        стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

Май

Оформить выставку с детскими работами для родителей «Волшебные картинки»

 Закрепить  стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

«Мониторинг уровня усвоения программы по художественно-эстетическому развитию (лепка из глины)

«Волшебство глины»

                                      

Показатели оценки индивидуального развития детей:

Опираясь на данные обследования детей среднего дошкольного возраста, которые познакомились с лепкой из глины, можно смело говорить о том, что работа в данном направлении заметно улучшила показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом: 

- дети с помощью педагога создают художественные образы;  

 -сформированы знания о нескольких видах народных игрушек, дети могут их отличить друг от друга;

-сформированы навыки лепки из глины, знакомы с особенностями глины; у некоторых детей развито умение лепить с натуры, хотя затрудняются лепить по замыслу;

-развиты умения декорирования изделий, в том числе, ангобами и глазурями, используя различные техники и приёмы («баблз», сграффито, рожковая роспись и др.).

На основе проделанной работы можно увидеть, что у 70% детей возрос интерес к лепке из глины. Многие стали правильно пользоваться материалами и инструментами, стараются творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия, правда пока не получается создавать новое и самостоятельно реализовывать свой замысел  

Низкий уровень в начале эксперимента, можно объяснить недостаточным владением техническими навыками и умениями. По итогам проведенного исследования обучение детей лепка развивает мелкую моторику, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликации, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Заключение

Процесс лепки из глины состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет разными приемами лепки, это приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда педагог умело, регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений. Занятия лепкой при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают. Поэтому, я решила продолжить занятия в старшей группе.

Перспективное планирование 2024-2025 учебный год для детей

старшего дошкольного возраста

Месяц

Цикл занятий

Содержание деятельности

Сентябрь

Повторение:

 «Что умеет глина?»

«Лепка по замыслу»

«Любимое животное»

«Кашпо для цветов»

«Ваза»

 Уточнение знаний о свойствах глины и особенностях лепки;

-закрепление знаний о технике безопасности;

-рассматривание керамических изделий и народных игрушек.

-формировать умение склеивать детали при помощи шликера;

-формировать умение формовать из пласта, декорированию углубленным и/или налепным рельефом;

-формировать умение склеивать жгуты при помощи шликера. 

Октябрь

Волшебные краски «Знакомство с романовской игрушкой» Октябрь (3 неделя) «Романовская игрушка» Лепка игрушки по мотивам романовской игрушки.

«Роспись романовской игрушки»

Познакомить с различными техниками декорирования ангобами и глазурями;

познакомить с романовской игрушкой, её историей, особенностями росписи;

-познакомить с росписью игрушки по мотивам романовской игрушки.

         Ноябрь

Филимоновские игрушки. «Знакомство с филимоновской игрушкой»

«Филимоновский конь»

«Роспись филимоновского коня»

Познакомить  с филимоновской игрушкой;

-рассмотреть особенности филимоновской игрушки.

Декабрь

Петровская игрушка

«Лепка петровской игрушки»

«Роспись петровской игрушки» «Панно»

Познакомить с петровской игрушкой;

-формировать умение лепить по мотивам петровской игрушки;

-формировать умение расписывать игрушки по мотивам петровской игрушки;

-познакомить с керамическим панно;

-закрепление навыка формования из пласта;

-познакомить с декорированием панно налепом;

- закрепление навыка формования из пласта.

Январь

Повторение

«Панно»

«Панно»

«Волшебные краски»

Продолжать формировать умение декорировать  панно глазурями и ангобами;

- закреплять умение формования из пласта;

-закреплять умение формовать из пласта.

Февраль

Дымковская игрушка

«Знакомство с дымковской игрушкой, её историей, особенностями росписи»

«Дымковский конь»

«Роспись дымковского коня»

Познакомить с дымковской игрушкой, её историей, особенностями росписи;

-формировать умение лепить коня  по мотивам дымковской игрушки;

-формировать умение росписывать коня по мотивам дымковской игрушки.

Март

Дымковская игрушка

«Дымковская игрушка»

«Дымковский барышня»

«Роспись дымковской барышни»

Закрепить знания о дымковской игрушки и особенностями росписи;

-продолжать формировать умение лепить игрушку;

-продолжать формировать умение росписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

Апрель

Волшебные краски

«Волшебные краски»

«Лепим героев сказки»

«Роспись героев сказки»

Закреплять умение декорировать изделие глазурями и ангобами в наиболее понравившихся техниках;

-закрепить знания о малых скульптурных формах;

-формировать умение расписывать героев сказки глазурями и ангобами.

Май

«Театрализация сказки для детей младшего дошкольного возраста»

Показ сказки детям младшего дошкольного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"

Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....

Рабочая программа кружка «Волшебная глина» ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа кружка «Волшебная глина»ОО «Художественно-эстетическое развитие»...

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет

Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая программа кружка «Волшебство полосок»

Рабочая программа кружка «Волшебство полосок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5....