«Формирование у детей дошкольного возраста понятия «семейные ценности» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии (старшая группа)

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг и совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей дошкольного возраста понятия «семейные ценности»

в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Скарга Людмила Ивановна,

учитель-логопед,

МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа г. Старый Оскол

Скомаровская Ирина Александровна,

учитель-логопед,

МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа г. Старый Оскол

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг и совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных — отсутствие соответствующих знаний.

Родители-естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Мы начали выстраивать наше общение с родителями, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше взаимодействие – необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.

Вместе с родителями организуем тематические праздники, такие как: «День матери», «Новый год», «Рождественские посиделки», «А ну – ка папы!», «Зарница», «Масленичные гулянья», «А ну –ка мамы!», «День здоровья», «День Победы», «День города».  Через совместную образовательную деятельность с детьми мы стараемся прививать детям чувство привязанности к своей семье, к детскому саду, к родному городу. Так же участвуют в различных акциях «Книга для самых маленьких»; «Наш семейный уголок»; «Ветераны всегда с нами» - изготовление праздничных открыток ветеранам; «Моя семья» -  создание семейного альбома, семейного древа. Экскурсии: в мини-музей «Народной куклы»; в Детскую библиотеку.

Наши совместные мероприятия с родителями сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «логопед-воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Всё это формирует тот фундамент, на котором будет подниматься более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, можем отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития.

Вовлечение родителей в педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Список используемой литературы

  • Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
  • Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей) — Москва, 2006.
  • Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. — Дошкольное воспитание. 1998. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Елена Телегина Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5...

Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием.

Аннотация: одной из важнейших проблем современности в условиях экологического кризиса является проблема поиска новых подходов в образовании. Важнейшим условием, при котором решается данная проблема ...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»...

Методическая рекомендация по организации воспит..работы в дошколь. образов. организ. на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Методическая рекомендация  по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПА...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....