Методический семинар "Правовое воспитание"
проект (подготовительная группа) на тему
Методический семинар в рамках конкурса "Воспитатель года 2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 30.42 КБ |
pravovoe_k_konkursu.pptx | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Орехова Е.А.
Воспитатель. г.Зерноград.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Программа по правовому обучению детей дошкольного возраста».
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.
Основными гарантами прав детей во всем мире выступают два документа: Декларация прав ребенка, которая была принята в 1959 году и Конвенция о правах ребенка, приятая в 1989 году.
С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро. В последние годы резко увеличилось число преступлений против детей. По данным социологических исследований, проведённых Институтом социологии РАН в 2013г., физические наказания детей в каждой второй российской семье считаются нормой. На учёте в милиции сегодня по стране состоит значительное число родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей.
5 лет назад был создан институт уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, и за эти годы произошел существенный перелом в лучшую сторону в сфере защиты прав детей. Так, с 2009 по 2013 годы на 30,7% снизилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью, более чем на 35% уменьшилось число детей, чьи родители лишены родительских прав. В то же время существенно, на 40,8% увеличилось число состоящих на учете семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью. В нашем саду воспитатели занимаются правовым обучением детей в тесной взаимосвязи с общественным инспектором по защите прав ребенка.
Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ставят перед современным детским садом задачи по воспитанию высоконравственного, компетентного гражданина России. И мой представленный здесь педагогический опыт воспитателя в большей степени направлен на поиск путей формирования ответственного, инициативного и компетентного обучающегося XXI века.
Я считаю, что основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью:
- свободной и ответственной,
- знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения;
- обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим;
- способной на собственный выбор;
- с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Итак, основная цель правового воспитания – развитие социально активной личности, развитие правового мышления и сознания у детей, привычки действовать в соответствии с законами.
Для реализации данной программа необходимо выполнение следующих задач:
- научить умению общаться с разными людьми;
- формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе;
- дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их;
- сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; - познакомить с правами детей;
- учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
Необходимо начинать работу с детьми уже младшего дошкольного возраста, в течение всего срока пребывания ребенка в детском саду.
Этапы правового воспитания детей:
I этап
(младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап
(средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап
(старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».
К старшему дошкольному возрасту обучающиеся вполне управляют своим поведением, умеют произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеют образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладают довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими их действия и отношения. То есть, к концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются:
- систематичность работы по правовому воспитанию;
- взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальным воспитанием, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Главными путями реализации задач являются:
- игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий;
- беседы, экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- познавательные и развивающие игры;
- совместная и самостоятельная деятельность;
- конкурсы, развлечения.
Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, специалистов детского сада.
В соответствии с ФГОС, я рекомендую проводить педагогическую диагностику субъектов образовательной деятельности. А именно, вводить опросы, тестирования, направленные на выявление мотивации современных обучающихся.
Изучая вопрос охраны прав ребенка, я смогла установить, что одним из факторов, определяющих нарушение прав детей, является низкий уровень правовой и педагогической культуры их родителей.
Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.
Детский сад и семья характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.
Я провела исследование в своей группе в форме интервью. Всего было опрошено 28 родителей.
Данные моего исследования таковы:
- с положением Конвенции о правах ребенка знакомы 12 % родителей;
- о существовании Семейного кодекса известно 61 % из опрошенных;
- назвали свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли лишь 27 %.
Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации опрошенным родителям было неизвестно.
Исследования правовой грамотности родителей показали, что 78 % родителей понимают, что ударить ребенка – значит нарушить его права. И вместе с тем 22 % родителей допускают использование ремня в качестве наказания в практике собственного родительского воспитания.
Полученные мною данные показали, что большинство опрошенных родителей считают, что вопросы защиты прав детей освещаются в печати и на ТВ недостаточно активно и готовы получать недостающую правовую информацию, как из средств массовой информации, так и непосредственно от специалистов детского сада.
Мною были намечены и в настоящее время осуществляются следующие направления работы:
- разработка модели педагогического процесса по правовому образованию;
- составление плана работы по двум направлениям (с детьми и с родителями);
- разработка и составление перспективного плана работы по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста (по материалам Конвенции);
- подборка методического и практического материала для родителей
( родительские собрания, консультации, беседы, анкеты, памятки);
- выступления на педсоветах, проведение консультаций, деловых игр.
- накопление методической и художественной литературы по вопросам правового образования дошкольников;
- оформление картотеки игр по правам,
- разработка конспектов занятий.
Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:
- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты);
- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"
Работа по развитию у детей представлений об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких.
- Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
- Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
- Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия, нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
В подготовительной группе была проведена итоговая диагностика в виде анкетирования с целью изучения динамики в вопросах правовой грамотности родителей.
Анкетирование показало следующие результаты:
- с положением Конвенции о правах ребенка знакомы 72 % родителей.
- о существовании Семейного кодекса известно 100 % опрошенных,
- назвать свои права и обязанности ребенка смогли 76 %.
Проведенная работа способствовала развитию правового мировоззрения и социально-нравственных представлений, правовые знания конкретизировались и приблизились к жизненному опыту ребенка, что и предполагают ФГОС.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель: Развитие социально активной личности, развитие правового мышления и сознания у детей, привычки действовать в соответствии с законами Задачи: Дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка; Научить умению обращаться с разными людьми; Формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов; Сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; Познакомить с правами детей.
Направления работы
I этап. Обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками
II этап. Продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения (через драматизацию, сюжетно-ролевые игры)
III этап. Формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав. Ознакомление с понятием «право»
Конкурсы и развлечения с участием родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической ...
Методические рекомендации «Воспитание детей на традициях русского народного фольклора»
Тема: Воспитание детей на традициях русского народного фольклораЦель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.Пре...
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш» с Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна Салчак Ольга Васильевна, 2 категория Введение.Важнейшим условием дошкольного воспитания является...
Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»
Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу....