Методический семинар "Правовое воспитание"
проект (подготовительная группа) на тему

Орехова Елена Анатольевна

Методический семинар в рамках конкурса "Воспитатель года 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx30.42 КБ
Файл pravovoe_k_konkursu.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Орехова Е.А.

Воспитатель. г.Зерноград.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Программа по правовому обучению детей дошкольного возраста».

Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
             Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. –
 это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

Основными гарантами прав детей во всем мире выступают два документа: Декларация прав ребенка, которая была принята в 1959 году и Конвенция о правах ребенка, приятая в 1989 году.

С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро. В последние годы резко увеличилось число преступлений против детей. По данным социологических исследований, проведённых Институтом социологии РАН в 2013г., физические наказания детей в каждой второй российской семье считаются нормой. На учёте в милиции сегодня по стране состоит значительное  число родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей.

       5 лет назад был создан институт уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, и за эти годы произошел существенный перелом в лучшую сторону в сфере защиты прав детей. Так, с 2009 по 2013 годы на 30,7% снизилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью, более чем на 35% уменьшилось число детей, чьи родители лишены родительских прав. В то же время существенно, на 40,8% увеличилось число состоящих на учете семей, желающих принять ребенка на воспитание в семью. В нашем саду воспитатели занимаются правовым обучением детей в тесной взаимосвязи с общественным инспектором по защите прав ребенка.

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ставят перед современным детским садом задачи по воспитанию высоконравственного, компетентного гражданина России. И мой представленный здесь педагогический опыт воспитателя в большей степени направлен на поиск путей формирования ответственного, инициативного  и компетентного обучающегося XXI века.

 Я считаю, что основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью:

- свободной и ответственной,

- знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения;

- обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим;

- способной на собственный выбор;

- с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Итак,  основная цель правового воспитания – развитие социально активной личности,  развитие правового мышления и  сознания у детей, привычки действовать в соответствии с законами.

Для реализации данной программа необходимо выполнение следующих задач:

- научить умению общаться с разными людьми;

- формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе;

- дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их;

- сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; - познакомить с правами детей;

- учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.

 Необходимо начинать работу с детьми уже младшего дошкольного  возраста, в течение всего срока пребывания ребенка в детском саду.

                          Этапы правового воспитания детей:
I этап 
(младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап 
(средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап 
(старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

К старшему дошкольному возрасту обучающиеся вполне управляют своим поведением, умеют произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеют образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладают довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими их действия и отношения. То есть, к концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.

 

Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются:

  • систематичность работы по правовому воспитанию;
  • взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальным воспитанием, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Главными путями реализации задач являются:

-  игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий;

- беседы, экскурсии;

- чтение художественной литературы;

- познавательные и развивающие игры;

- совместная и самостоятельная деятельность;

- конкурсы, развлечения.

 Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

         Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, специалистов детского сада.

В соответствии с ФГОС, я рекомендую проводить педагогическую диагностику субъектов образовательной деятельности. А именно, вводить опросы, тестирования, направленные на выявление мотивации современных обучающихся.

Изучая  вопрос охраны прав ребенка, я смогла установить, что одним из факторов, определяющих нарушение прав детей, является низкий уровень правовой и педагогической культуры их родителей.

Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка,  доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

        Детский сад и семья  характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Я провела исследование в своей группе в форме интервью. Всего было опрошено 28 родителей.

Данные моего исследования таковы:

- с положением Конвенции о правах ребенка знакомы 12 % родителей;  

- о существовании Семейного кодекса известно 61 % из опрошенных;

- назвали свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье  и образовании ребенка, смогли лишь 27 %.

Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации опрошенным родителям было неизвестно.

Исследования правовой грамотности родителей показали, что 78 % родителей понимают, что ударить ребенка – значит нарушить его права. И вместе с тем 22 % родителей допускают использование ремня в качестве наказания в практике собственного родительского воспитания.

Полученные мною данные показали, что большинство опрошенных родителей считают, что вопросы защиты прав детей освещаются в печати и на ТВ недостаточно активно и готовы получать недостающую правовую информацию, как из средств массовой информации, так и непосредственно от специалистов детского сада.

Мною были намечены и в настоящее время осуществляются следующие направления работы:

- разработка модели педагогического процесса по правовому образованию;

- составление  плана работы по двум направлениям (с детьми и с родителями);

- разработка и составление перспективного плана работы по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста (по материалам Конвенции);

- подборка методического и практического материала для родителей

 ( родительские собрания, консультации, беседы, анкеты, памятки);

- выступления на педсоветах, проведение консультаций, деловых игр.

- накопление методической и художественной  литературы по вопросам правового образования дошкольников;

- оформление картотеки игр по правам,  

-  разработка конспектов занятий.

Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

 - использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты);

 -  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

               Работа по развитию у детей представлений об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких.

  • Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  • Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
  • Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.  Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия, нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

    Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

 В подготовительной группе была проведена итоговая  диагностика в виде анкетирования с целью изучения динамики  в вопросах правовой грамотности родителей.

Анкетирование показало следующие результаты:

- с положением Конвенции о правах ребенка знакомы 72 % родителей.

- о существовании Семейного кодекса известно 100 % опрошенных,

- назвать свои права и обязанности ребенка  смогли 76 %.

Проведенная работа способствовала развитию правового мировоззрения и социально-нравственных представлений, правовые знания конкретизировались и приблизились к жизненному опыту ребенка, что и предполагают ФГОС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Тема: « Правовое воспитание дошкольников» В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки – Все люди на планете. Орехова Елена А натольевна МБДОУ ЦРР – д/с «8 марта» г. Зернограда 2014

Слайд 2

Основная цель: Развитие социально активной личности, развитие правового мышления и сознания у детей, привычки действовать в соответствии с законами Задачи: Дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка; Научить умению обращаться с разными людьми; Формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов; Сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; Познакомить с правами детей.

Слайд 4

Направления работы

Слайд 5

I этап. Обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками

Слайд 6

II этап. Продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения (через драматизацию, сюжетно-ролевые игры)

Слайд 8

III этап. Формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав. Ознакомление с понятием «право»

Слайд 9

Конкурсы и развлечения с участием родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической ...

Методические рекомендации «Воспитание детей на традициях русского народного фольклора»

Тема: Воспитание детей на   традициях русского  народного  фольклораЦель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.Пре...

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»

Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш» с Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна Салчак Ольга Васильевна, 2 категория   Введение.Важнейшим условием дошкольного воспитания является...

Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу....