Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»
материал по окружающему миру на тему
Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra45.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Воспитание у детей заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр»
«Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность выбранной темы:
Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.
В ознакомлении с природой особое место занимают развивающие игры.
Каково же значение экологических игр для развития ребенка?
Развивающие игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе.
Цель моей работы - формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
Для достижения этой цели я ставила задачи:
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
Формировать у детей экологическую, культуру и заботливое отношение к природе.
Свою работу по теме «Роль развивающих игр в экологическом развитии дошкольников» я выстроила по этапам:
1.Подготовительный: изучение передового опыта по экологии, теоретическая часть.
2.Практический: работа с детьми, создание предметно-развивающей среды,
работа с педагогами, работа с родителями, связь с социумом.
3.Результативность опыта работы.
1. Проанализировав работы авторов: Н.Н. Кондратьевой программа "Мы", С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.»; Прохоровой Л. Н «Экологическое воспитание дошкольников»; Сорокиной А. И, « Дидактические игры в детском саду»,
которые раскрывают идею единства человека и природы ,я приступила к теоретической части своей работы.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность.
Развивающие игры способствуют:
-развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщение и закрепление; осуществление аналитической и синтетической деятельности;
-способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков;
-обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности;
-развитию речи детей;
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.
2.Работу по использованию развивающих игр стоила в следующих направлениях:
Работа с детьми
Работа с педагогами
Работа с родителями
Связь с социумом
1 блок: Работа с детьми
Образовательную деятельность организую на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Поддерживаю инициативу детей в различных видах деятельности, используя современные образовательные технологии, соответствующие ФГОС ДО:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых.
3. Уважение личности ребенка.
Я выстроила свою работу по экологическому воспитанию схематично, изображая «Солнышко», от которого отходят лучики, попадая в разные образовательные области.
1 лучик - «Предметно-развивающая среда»
Создала картотеки игровой деятельности, музыкальных произведений, пословиц, поговорок и примет.
Функционирует мини – библиотека, где дети обмениваются опытом, рассматривают «умные» книги, энциклопедии. Лаборатория - для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения). Имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания. В группе организована опытно - исследовательская станция, где живут Дед, Бабка, кот Мурлыка и пёс Барбос. Дети им «помогают» выращивать огород, на котором растут овощи: лук, морковь. Разработан маршрут экологической тропы и объектов наблюдения, где детей встречают сказочные персонажи: «Лесовичок», «Гномик». Я считаю, что грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы. 2. Лучик – Движения На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок воспроизводит знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых. В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»). 3. Лучик - Познание Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры с природным материалом. В своей практике с детьми я прибегаю к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика. При помощи сказочного героя я проводила любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?». Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания . Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. Следует отметить, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления ,ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»). Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (Например, игра «Времена года» «Ферма», « «Фруктовый сад»), сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (например, игра «Кто, где живет?»). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно, на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных". Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». 4. Лучик-Развитие речи В процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности. (например, игра «Угадай, что за растение?»), упражняются в образовании однокоренных слов. (например, игра «У кого какая мама?» «С какой ветки эти детки»», «Одень куклу на прогулку», «Что за чем?», «Цепочка», «Чей малыш») В процессе проведения игр экологической направленности у детей развивается связная речь, они последовательно и связно рассказывают о тех или иных объектах природы, составляют небольшие рассказы и сказки. 5.Лучик-художественно-эстетическое развитие Закрепление экологических знаний в процессе рисования, аппликации, лепки. Изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам. Звуки природы, классические произведения, песни о природе, постановка танцев (танец цветов и т. д.) усиливают эмоциональное восприятие ребенком природы. Организовала с детьми старшего возраста кружок «Лесовичок», целью которого является глубокое познание окружающего мира с занимательной исследовательской деятельностью. В работе с детьми широко использую ТСО и новые информационные технологии: обучающие фильмы, комплект дисков «Добро пожаловать в экологию». Большое внимание в работе с детьми уделяю проектной деятельности с включением развивающих игр по экологии: Проект «Люби свой край» |
Проект «Огород на подоконнике» Проект « Угадай, кто мы?» |
2.Работа с педагогами
Участвую в работе творческой группы по экологическому воспитанию,
разработала маршрут экологической тропы «Экологический паспорт», КВН с педагогами.
С целью обобщения опыта принимала участие в районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Использование парциальных программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста».
С педагогами организовала семинар-практикум по изготовлению развивающих игр «Ферма», макет-модель «На морском дне», «Времена года».
3.Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:
В работе с родителями использую инновационные технологии:
– проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);
– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей;
– участие родителей - совместное озеленение территории детского сада;
В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.
С помощью родителей организовала мини-музей «Мини-игрушка», который постоянно пополняется экспонатами.
Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания.
Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.
Родители активно участвуют в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности, акциях «Берегиня», «Птичья столовая»).
4.Связь с социумом
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, о природе нашего края, установили тесные связи с центральной детской библиотекой, краеведческим музеем. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему краю, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, народными умельцами.
5. Результативность.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
6. Планирование работы на будущее.
1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.
2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.
3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группах.
4. Разработка и внедрение проекта в работе с детьми и родителями «В природе нет ничего лишнего».
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005.
2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 1998.
5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
6. Бочкарёва Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1998.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
9. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.
10. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. - Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.
11. Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006.
12. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.
13. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск, 1995.
14. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.
15. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М.: Просвещение. 1997.
16. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.
17. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.
18. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим - Родительское собрание в группе общеразвивающей направленности №9 «Морошка» Мамонтова О.В., воспитатель высшей квалификационной категории Декабрь 2011 год
Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается с раннего возраста....
Воспитание у детей заботливого отношения к животным.
Заботливое отношение к животным нужно воспитывать у детей воспитывается у детей с раннего дошкольного возраста....
Консультация для родителей. «Воспитание у детей заботливого отношения к животным»
Консультация для родителей.«Воспитание у детей заботливого отношени...
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....
Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим
Консультация для родителей...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...