Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
статья (младшая группа) на тему
Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш»
с Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна
Салчак Ольга Васильевна, 2 категория
Введение.
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.
Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.
Тувинцы говорят: «Не знаешь историю - заблудишься, не знаешь родословную, родных - будешь нуждаться в жизни»(Тоогу билбес тоорээр, торел билбес турээр). Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются люди, не помнящие родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению.
Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же элементы тувинского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.
Хочу познакомить читателей журнала «Башкы» с некоторыми разделами своей авторской программы по реализации ФГОС дошкольного образования.
Авторская программа по реализации ФГОС дошкольного образования
«Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
(выдержки)
Цель и задачи.
Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.
Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;
2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.
3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.
5. Знакомство детей с государственными символами Тыва и России (герб, флаг, гимн);
Содержание.
Тема 1. человек в мире людей.
- Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим, что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.
- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;
- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;
Национально-региональный компонент:
- как нарекали детей в старину Тувинцы и что означали древние имена, значение прозвищ (шола);
- знакомство с названиями частей тела и лица на тувинском языке;
- сравнение культур тувинского и русского народов,
- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн РФ и РТ.
Компонент ДОУ.
- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);
-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Хемчик;
-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории с Хемчик.
Тема 2. человек в мире природы.
- элементарно-научные знания о природе, народные приметы о погоде, весна – лето – осень – зима, соответствие примет в наше время.
- отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;
- животный и растительный мир;
Национально-региональный компонент:
- хозяйство и образ жизни народов (русского, тувинского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на тувинском языке, познакомить с животными и растительным миром Тыва (Бай-Тайгинский район)
Компонент ДОУ.
- Экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям(река Хемчик, гора Ийи-Тей). Обсудить названия этих мест, почему так назвали.
Тема 3. человек в истории.
- Дать представление о прошлом - настоящем – будущем; Объяснить значение слов – год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер. Ночь, учить называть день недели месяц и время года.
Национально-региональный компонент:
- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли УР, исторические предания о древнейших насельниках края. Предания об освоении и заселении Тувинского края, какие национальные праздники празднует тувинский народ, в чем их ценность и особенность.
Компонент ДОУ.
-Празднование некоторых тувинских народных праздников, таких как Наадым, кидис байырлалы (праздник войлока).
Тема 4. Человек в мире вещей.
- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;
- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;
- Подворье, надворные постройки, ворота;
- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие. Типы покроя;
- предметный и вещный мир в загадках.
Национально-региональный компонент:
- особенности жилища тувинского народа;
- внутреннее убранство тувинской юрты как символическая структура;
- красный угол; - домашний очаг - печь.
- «Мужская» и «женская» половины юрты;
- одежда тувинского народа - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;
- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;
- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;
- символика орнамента;
- украшения:
Компонент ДОУ.
-Создание музея «Тувинская юрта», с утварью, национальной вышивкой, войлоковалянием, тувинским костюмом. В группе составить мини – макет «Тыва ог», соответствующий возрастной группе.
Тема 5. человек в мире символов.
- Родина – РФ, столица – Москва, символика РФ, общие сведения о РФ.
Национально-региональный компонент:
- Малая родина- Тыва, столица –Кызыл, символика РТ, нашего села Хемчик, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на тувинском костюме, изделиях, юртах и т.д.;
Компонент ДОУ.
- Изображения флага, герба РФ, РТ и Бай-Тайгинского района, карты мира, страны, Альбом «Тувинские узоры», что означает каждый узор и где используется.
Тема 6. человек в мире искусства.
-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;
Национально-региональный компонент:
-знакомство с произведениями тувинских поэтов, писателей, художников и удмуртским фольклором..
Компонент ДОУ.
- разучивание тувинских песен, старинных игр, танцев;
- рисование, аппликация тувинского орнамента
Младшая группа
тема | содержание |
1. человек в мире людей. | |
Я человек | Формировать представления о своей внешности, о своей принадлежности к человеческому обществу. Объяснить, что у каждого человека есть имя, оно дается сразу после рождения. Учить называть сверстников по имени, а воспитателя по имени и отчеству. Знать свое имя, свою фамилию. Половая принадлежность (я - мальчик, я - девочка) |
Я и мое тело или внешний образ человека | Знакомить детей с названиями частей тела и лица на тувинском и русском языках; развивать способность понимать настроение людей по выражению лица, голосу. Прививать детям основы культурно- гигиенических навыков. Уход за своим телом. |
Я и моя семья | Познакомить детей с обязанностями всех членов семьи, с составом семьи. Побуждать к рассказам о профессиях своих родителей. Знать имена родителей. Формировать представления о дружной семье. |
Я и детский сад | Формировать положительное отношение к детскому саду. Знакомить с трудом взрослых, работающих в д/с (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра). Обращать внимание на их трудовые действия и их результат. |
Я и мои соседи | Провести беседы о людях живущих рядом с нами (сверстники, соседи, друзья и т.п.). Как их зовут, чем они занимаются. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
2. человек в мире природы. | |
Я и мир растений | Формировать элементарные представления о некоторых растениях. Познакомить с названием двух наиболее знакомых деревьев, двух комнатных и луговых растений. Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов. Познакомить с названиями на тувинском и русском языках. |
животный мир. | Познакомить с домашними животными и их детенышами. Познакомить с дикими животными, проживающими в нашей местности. Отметить особенности проживания. Воспитывать бережное отношение к природе. Названия животных на тувинском и русском языках. |
времена года | Познакомить детей с особенностями каждого времени года. Особенности протекания времен года в наших краях. Разучить различные потешки и поговорки, заклички и пословицы, игры на тувинском языке. |
3. человек в мире вещей. | |
Я и мой дом. | Дать детям первоначальные знания о доме, для чего строят дома, особенности материала (дерево, кирпич). Отметить основные части дома (фундамент, стены, крыша). |
убранство дома | Познакомить детей с особенностями убранства дома, дать для сравнения старинный и современный интерьер тувинского дома. Знакомство с основными понятиям и символами тувинской юрты – стол и печь, объяснить назначение широких лавок и детской колыбели (кавай) в старину. |
4. человек в истории. | |
Я и время. | Познакомить детей с названием села, где они живут. Познакомить с названиями улиц. Познакомить с первыми улицами села, объяснить значение названий улиц. |
5. человек в мире искусства. | |
Я и музыка. | Познакомить детей с удмуртскими напевами: учить различать колыбельную и плясовую. Разучивание песен на тувинском языке. |
Я и танец | Познакомить детей с удмуртским народным танцем (тыпыртон), показать 1-2 простых движения танца. Свободная пляска и слушанье музыки в повседневной деятельности детей. |
Список использованной литературы.
1. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2007.
3. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.
4. Рыбалова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с.45 – 55.
5. Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2003. - №3. – с.4 – 14.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш»
село «Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна
Салчак Ольга Васильевна, 2 категория
Введение.
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.
Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.
Тувинцы говорят: «Не знаешь историю - заблудишься, не знаешь родословную, родных - будешь нуждаться в жизни»(Тоогу билбес тоорээр, торел билбес турээр). Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются люди, не помнящие родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению.
Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же элементы тувинского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.
Хочу познакомить читателей журнала «Башкы» с некоторыми разделами своей авторской программы по реализации ФГОС дошкольного образования.
Авторская программа по реализации ФГОС дошкольного образования
«Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
(выдержки)
Цель и задачи.
Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.
Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;
2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.
3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.
5. Знакомство детей с государственными символами Тыва и России (герб, флаг, гимн);
Содержание.
Тема 1. человек в мире людей.
- Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим, что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.
- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;
- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;
Национально-региональный компонент:
- как нарекали детей в старину Тувинцы и что означали древние имена, значение прозвищ (шола);
- знакомство с названиями частей тела и лица на тувинском языке;
- сравнение культур тувинского и русского народов,
- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн РФ и РТ.
Компонент ДОУ.
- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);
-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Хемчик;
-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории с Хемчик.
Тема 2. человек в мире природы.
- элементарно-научные знания о природе, народные приметы о погоде, весна – лето – осень – зима, соответствие примет в наше время.
- отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;
- животный и растительный мир;
Национально-региональный компонент:
- хозяйство и образ жизни народов (русского, тувинского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на тувинском языке, познакомить с животными и растительным миром Тыва (Бай-Тайгинский район)
Компонент ДОУ.
- Экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям(река Хемчик, гора Ийи-Тей). Обсудить названия этих мест, почему так назвали.
Тема 3. человек в истории.
- Дать представление о прошлом - настоящем – будущем; Объяснить значение слов – год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер. Ночь, учить называть день недели месяц и время года.
Национально-региональный компонент:
- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли УР, исторические предания о древнейших насельниках края. Предания об освоении и заселении Тувинского края, какие национальные праздники празднует тувинский народ, в чем их ценность и особенность.
Компонент ДОУ.
-Празднование некоторых тувинских народных праздников, таких как Наадым, кидис байырлалы (праздник войлока).
Тема 4. Человек в мире вещей.
- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;
- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;
- Подворье, надворные постройки, ворота;
- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие. Типы покроя;
- предметный и вещный мир в загадках.
Национально-региональный компонент:
- особенности жилища тувинского народа;
- внутреннее убранство тувинской юрты как символическая структура;
- красный угол; - домашний очаг - печь.
- «Мужская» и «женская» половины юрты;
- одежда тувинского народа - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;
- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;
- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;
- символика орнамента;
- украшения:
Компонент ДОУ.
-Создание музея «Тувинская юрта», с утварью, национальной вышивкой, войлоковалянием, тувинским костюмом. В группе составить мини – макет «Тыва ог», соответствующий возрастной группе.
Тема 5. человек в мире символов.
- Родина – РФ, столица – Москва, символика РФ, общие сведения о РФ.
Национально-региональный компонент:
- Малая родина- Тыва, столица –Кызыл, символика РТ, нашего села Хемчик, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на тувинском костюме, изделиях, юртах и т.д.;
Компонент ДОУ.
- Изображения флага, герба РФ, РТ и Бай-Тайгинского района, карты мира, страны, Альбом «Тувинские узоры», что означает каждый узор и где используется.
Тема 6. человек в мире искусства.
-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;
Национально-региональный компонент:
-знакомство с произведениями тувинских поэтов, писателей, художников и удмуртским фольклором..
Компонент ДОУ.
- разучивание тувинских песен, старинных игр, танцев;
- рисование, аппликация тувинского орнамента
Список использованной литературы.
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2007.
- Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.
- Рыбалова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с.45 – 55.
- Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2003. - №3. – с.4 – 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру
Методическая разработка "Воспитание любви к родному краю" расчитана на три возрастные группы (младший, средний и старший).Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к ...
Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возр...
"Воспитание любви к родному краю через приобщение детей к русской народной культуре. Музейная педагогика".
Консультация для воспитателей...
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
Методическая разработка: "Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру"
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возр...
Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру
Салчак Ольга Васильевна[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29937904","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру
Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру...