Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
консультация на тему
Для организации деятельности детей очень важно уделить особое внимание правильной организации предметно-пространственной среды соответствии с возрастными особенностями детей и задачами развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sredy_v_gruppe._poznavatelnoe_razvitie.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. (средняя группа)
Леонова А. Г.
Основными требованиями к организации среды для развития познавательной деятельности можно считать создание таких условий, когда у ребенка появляется возможность активно заниматься исследованием окружающего мира. Среда должна быть насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей. Организация пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать возможность проявить познавательную активность всем детям группы. Так же важно обеспечить безопасность и сменяемость игрового материала.
Для проявления познавательной детской активности важно создавать определенные ситуации:
- регулярно предлагать детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
-регулярно предлагать детям открытые, творческие вопросы, в том числе – проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
-обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и приятия:
-позволять детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
-организовать обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогать увидеть несовпадение точек зрения;
-строить обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
-помогать детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
-помогать организовать дискуссию;
-предлагать дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Центры активности, организованные в группе:
-«Семья»
-«Наука и природа»
-«Литература и грамота»
-«Искусство»
-«Блоки»
-«Манипуляция».
В группе созданы уголки: «Музыкальный» и «Двигательная активность».
Практически в каждом центре присутствуют игры и дидактический материалы, способствующие решению заадач по познавательному развитию с учетом возрастных особенностей группы и разному уровню развития детей. Из представленного материала в центрах можно выделить:
Центр «Семья»:
Д.И. «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»; наборы детской посуды, бытовой техники; коляски; куклы; наборы муляжей продуктов.
Задачи познавательного развития:
Ознакомление с окружающим миром, его объектами. (Моделирование различных ситуаций, проведение С.Р.И. на различную тематику)
Центр «Наука и природа»:
Природный материал; иллюстративный материал; атрибуты для проведения опытно – экспериментальной деятельности; фигурки животных, птиц, насекомых и др.; материалы для игр с водой; предметы народных промыслов.
Задачи познавательного развития:
Формирование познавательных действий, развитие любознательности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов. Об особенностях природы планеты Земля.
Центр «Литература и грамота»:
Разные виды театров; книги; костюмы для театрализации, маски, ширма; детские музыкальные инструменты; иллюстративный материал; буквы; дидактические игры.
Задачи познавательного развития:
Развитие воображения и творческой активности, формирование знаний о свойствах объектов окружающего мира (звучании, ритме); представление о социокультурных ценностях нашего народа, традициях.
Центр «Блоки»:
Напольные конструкторы; машины (спецтехника, грузовые, военная техника); настольные конструкторы; «Железная дорога»; дидактические игры (в т. ч. по ПДД).
Задачи познавательного развития:
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. (Моделирование ситуаций ( «Жизнь моего города» и т. д.))
«Уголок двигательной активности»:
Мячи, массажная дорожка, ребристая дорожка, кегли, обручи, жгуты, флажки, гантельки, мешочки для развития равновесия, массажные мячики.
Задачи познавательного развития:
Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (знакомство с разными видами спорта, формирование знаний (начальных) о пользе занятий физической культурой).
Центр «Искусство»:
Кисти, краски, карандаши, восковые мелки, пластилин, разная бумага, бросовый материал, иллюстративный материал.
Задачи познавательного развития:
Развитие воображения и творческой активности, формирование знаний об окружающем мире, пространстве, движении, цвете, форме объектов, о социокультурных ценностях.
Центр «Манипуляция»:
Дидактические игры: «Сложи узор», «Блоки Дьеноша», «Палочки Киюзинера», кубики, лото, «Домино», конструкторы настольные, «Кубики для всех», вкладыши, мозаики, счетный материал, «Логическая мозаика», «Магнитная доска», и д. р..
Задачи познавательного развития:
Формирование познавательных действий; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
При организации среды следует учитывать ограниченность пространства, отдавая предпочтение играм, решающим несколько задач познавательного развития детей.
В качестве примера можно предложить следующие игры и материалы:
-детские музыкальные инструменты (задачи: развитие у детей интереса к музыке, звучанию, ритму; дополнительно: использование для формирования знаний о цвете, форме, материале)
-Д. И. «Магниты» (задачи: развитие воображения и творческой активности; дополнительно: использование игры для ознакомления детей со свойствами магнитов)
-книги с иллюстрациями, выполненными в удобной для восприятия детьми форме (задачи: развитие любознательности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; дополнительно: обилие иллюстративного материала, представленного в понятной для ребенка форме, позволяет ребенку получить знания без активног участия педагога)
- театр (театр-вкладыши; театр, сделанный своими руками) (задачи: развитие воображения и творческой активности; дополнительно: возможность использовать атрибутов для подачи информации в игровой форме («Придумай сказку сам», «Вот что случилось с …» и т. д.))
-муляжи «Фрукты» (задачи: знания об объектах окружающего мира; дополнительно: использование материала для формирования знаний о цвете, форме и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Особенности организации предметно - пространственной игровой среды в ДОУ».
В своей курсовой работе я отобразила главные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет воспитателям и методистам правильно орг...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды по программе дошкольного образования
Пишите olgashulga.87@mail.ru1. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку? * а) воспитательный; б) развивающий; в) коррекционный.2. “Концепция построени...
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...
Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» - Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...
Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...