План работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
учебно-методический материал

Янковая Олеся Викторовна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_formirovaniyu_obzh_mbdou_no_12_romashka.docx62.47 КБ

Предварительный просмотр:

               Принят

педагогическим советом МБДОУ

 № 12 «Ромашка» г. Калуги

(протокол № 1 от 20 августа 2024 № 1)

                            Утверждён

                            приказом МБДОУ    

                          № 12 «Ромашка» г. Калуги      

49/01-03 от 20 августа 2024 г.

План работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги

Цель, задачи и направления работы

1.1. Цель формирования основ безопасного поведения дошкольников: обеспечение охраны психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование готовности к безопасной жизни в окружающем мире — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве, воспитание культуры безопасного поведения.

1.2. Задачи формирования основ безопасного поведения дошкольников:

1.2.1. С детьми:

  • формирование представлений о возможных неблагоприятных факторах окружающей среды и их источниках, угрозах и рисках, ситуациях, опасных для здоровья и жизни, способах предупреждения и избегания таких ситуаций, правилах поведения (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве), создание условий для понимания необходимости и важности безопасного поведения, воспитания дисциплинированности;
  • формирование мотивов и осознанного стремления к освоению и соблюдению правил и норм безопасного поведения;
  • формирование умений, навыков, овладение способами и алгоритмами действий, необходимыми для предотвращения опасных ситуаций, выработки тактики безопасного поведения в уже возникших ситуациях — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве.

1.2.2. С педагогами:

  • повышение профессиональной компетентности и мастерства по вопросам воспитания культуры безопасного поведения дошкольников — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве;
  • определение содержания, средств, способов и условий обучения в разных видах детской деятельности;
  • формирование мотивации на целенаправленное обеспечение процесса безопасности жизнедеятельности детей, создание безопасной среды с привлечением родителей воспитанников.

1.2.3. С родителями:

  • повышение компетентности родителей воспитанников в части формирования у детей представлений о различных угрозах жизни и здоровью детей, мерах безопасности, правилах и нормах безопасного поведения для формирования готовности к безопасной жизни в окружающем мире — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве;
  • овладение способами родительского контроля за временем пребывания, выбором соответствующего возрастным особенностям дошкольников контента, способами взаимодействия с детьми по вопросам безопасности, повышения их ответственности за жизнь и здоровье детей.

1.3. Направления работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

При формировании представлений, умений и навыков безопасного поведения у дошкольников педагогам необходимо реализовать следующие направления работы:

  • безопасность в природе во время прогулок, отдыха, в процессе взаимодействия с живой и неживой природой, во время пребывания на воде, на льду, при возникновении в природной среде ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
  • безопасность в двигательной деятельности во время подвижных и других видов игр, при использовании оборудования детских площадок, при преодолении препятствий для избежания падений и травм;
  • безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте;
  • безопасность на улице, правила поведения на улице во взаимодействии с другими людьми, осторожность и внимание к подозрительным людям и оставленным без присмотра предметам, поведение в местах скопления людей;
  • безопасность в общественных местах: детский сад, поликлиника, музей, вокзал, торговый центр и др.;
  • безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях, детском саду;
  • пожарная безопасность;
  • безопасность в информационном/цифровом пространстве.

2. Методы и средства реализации

2.1. Средства реализации плана

В ходе реализации плана используются различные формы образовательной деятельности:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
  • рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
  • анализ проблемных ситуаций;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы с детьми на темы безопасного поведения;
  • игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
  • тематические праздники и досуги.

2.2. Методы реализации плана

Практические методы

Словесные

Наглядные

  • Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе;
  • демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;
  • создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности;
  • фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;
  • индивидуальная работа;
  • дидактические игры и игровые упражнения;
  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • просмотр видеоматериалов;
  • развлечения;
  • проекты;
  • игры с использованием интерактивной доски
  • Беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихотворений;
  • консультации;
  • наблюдения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры
  • Организация выставок, конкурсов;
  • сбор фотоматериалов;
  • рассматривание иллюстраций, схем, плакатов;
  • информационно-агитационные стенды;
  • театрализованная деятельность;
  • личный пример взрослых

3. Перспективный план работы

Планируемые мероприятия

Срок проведения

Участники

Ответственные

3.1. Организационные мероприятия

Провести анкетирование участников образовательных отношений

Август

Администрация ДОО, педагоги, и родители

Администрация ДОО, педагоги групп

Составить и утвердить план мероприятий по формированию основ безопасного поведения у дошкольников на 2024/25 учебный год

Август

Администрация ДОО, педагоги, социальные партнеры и родители

Старший воспитатель

Обновление стенда по ОБЖ

Август—сентябрь

Участники образовательных отношений

Администрация

Составление договоров о сотрудничестве с социальными партнерами

Август—сентябрь

Все участники образовательных отношений

Заведующий

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению детей основам безопасного поведения

В течение года

Педагогические работники

Старший воспитатель, воспитатели групп

3.2. Работа с педагогами

Инструктаж с педагогическими работниками по вопросу «О мерах по обеспечению безопасности и сохранению здоровья детей»

Сентябрь, декабрь, март, июнь

Педагогические работники

Администрация ДОО

Тренинг «Оказание первой медицинской помощи при травмах»

Сентябрь, декабрь, март, июнь

Педагогические работники

Медицинский работник

Консультации для педагогов:

  • безопасность в природе во время прогулок, отдыха, в процессе взаимодействия с живой и неживой природой, во время пребывания на воде, на льду, при возникновении в природной среде ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
  • безопасность в двигательной деятельности во время подвижных и других видов игр, при использовании оборудования детских площадок, при преодолении препятствий для избежания падений и травм;
  • безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте;
  • безопасность на улице, правила поведения на улице во взаимодействии с другими людьми, осторожность и внимание к подозрительным людям и оставленным без присмотра предметам, поведение в местах скопления людей;
  • безопасность в общественных местах: детский сад, поликлиника, музей, вокзал, торговый центр и др.;
  • безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях, детском саду;
  • пожарная безопасность;
  • безопасность в информационном/цифровом пространстве

В течение года по запросам педагогов

Педагогические работники

Старший воспитатель

Мастер-класс «Изготавливаем макеты по основам безопасности»

Ноябрь

Педагогические работники

Воспитатели

Круглый стол «О правилах проведения ежедневной "минутки" общения с ребенком по правилам безопасной жизнедеятельности»

Январь

Педагогические работники

Старший воспитатель

Совместное физкультурное занятие «Пожарные учения»

Март

Педагогические работники

Заведующий, сотрудник ПЧ

Семинар-саммит «Приемы обучения ребенка навыкам безопасного поведения на дороге»

Апрель

Педагогические работники

Старший воспитатель, сотрудник ГИБДД

Дискуссия, обмен опытом «Как обучать ребенка правилам безопасности при помощи народных сказок и подвижных игр»

Май

Педагогические работники, приглашенные специалисты из других ДОО

Старший воспитатель,

Тренинг «Правила поведения на улице во взаимодействии с другими людьми, осторожность и внимание к подозрительным людям и оставленным без присмотра предметам, поведение в местах скопления людей — что сказать родителям»

Июнь

Педагогические работники

Воспитатели

Смотр-конкурс «Лучшая РППС по основам безопасности» среди возрастных групп

Август

Педагогические работники

Администрация ДОО, старший воспитатель

Пополнение методической и детской литературой, наглядно-дидактическими пособиями в методическом кабинете и группах

В течение года

Педагогические работники

Старший воспитатель

3.3. Сотрудничество с социальными партнерами

Примерные мероприятия

Сроки

Ответственные

Заключение сетевых договоров о взаимодействии в рамках реализации ОП ДО

Август

Администрация ДОО

Беседа с детьми о правилах поведения на дороге

Сентябрь

Старший воспитатель, инспектор ГИБДД

Практические занятия по эвакуации детей в случае возникновения пожара с присутствием пожарного инспектора

Два раза в год

Администрация ДОО, сотрудник ПЧ

Учебно-тренировочные мероприятия по экстренной эвакуации детей и сотрудников из помещений ДОО по сигналу ОПС

Два раза в год

Администрация ДОО

Участие в выставках, посещение библиотеки, участие в конкурсах поделок и рисунков, встреча с пожарным, инспектором ГИБДД, МЧС, медицинскими работниками

В течение года

Старший воспитатель, педагоги

3.4. Взаимодействие с родителями

Планируемые мероприятия

Цель

Срок проведения

Ответственные

Анкетирование «Основы безопасности — что мы знаем о них»

  • Оценить актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности детей и их родителей;
  • целесообразность проведения специально организованной деятельности по данной теме

Август

Старший воспитатель, педагоги

Консультация «Формирование основ безопасности у детей посредством художественной литературы»

Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности

Сентябрь

Старший воспитатель, педагоги

Совместное физкультурное занятие «Пожарные учения»

Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности

Сентябрь

Старший воспитатель, педагоги

Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников»

Пропаганда здорового образа жизни

Октябрь

Старший воспитатель, педагоги

Выставка детско-родительского творчества «Останови огонь»

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности

Октябрь

Старший воспитатель, педагоги

Флаеры для родителей «Не оставляйте детей без присмотра!»

Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности

Ноябрь

Старший воспитатель, педагоги

Музыкально-спортивное развлечение «Красный, желтый, зеленый»

Повысить компетентность родителей в вопросах соблюдения правил поведения на прогулке, на улицах и дорогах, в окружающей среде

Ноябрь

Старший воспитатель, педагоги

Семинар «Как обучать ребенка безопасному поведению»

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности

Январь

Старший воспитатель, педагоги

Спортивное развлечение «Мы — спасатели»

Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей

Январь

Инструктор по ФК, педагоги

Видеоконференция «Как обучать ребенка правилам безопасности при помощи народных сказок и подвижных игр»

Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей

Февраль

Старший воспитатель, педагоги

Выставка литературы по теме «Безопасность вашего ребенка»

Повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста

Февраль

Педагоги

Инструктаж «Основы первой помощи, которые нужно знать детям»

Уточнение представлений родителей о формировании представлений дошкольников о способах оказания первой помощи

Март

Старший воспитатель, педагоги

Квест-игра для родителей «Спасатели, вперед!»

В занимательной форме закрепить знания по оказанию первой медицинской помощи

Март

Старший воспитатель, педагоги

Онлайн-челлендж «Опасные предметы дома»

  • Повышение родительской компетентности в формировании у детей знаний об опасных для жизни и здоровья предметах, которые они встречают дома;
  • воспитывать желание соблюдать правила безопасности в быту

Апрель

Старший воспитатель, педагоги

Папка-ширма «Безопасность детей в наших руках»

Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей

Апрель

Старший воспитатель, педагоги

Консультация «Если мы пошли в лес, то обязаны знать...»

Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей

Май

Старший воспитатель, педагоги

Тренинг «Опасные люди — как научить ребенка действовать»

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности

Май

Старший воспитатель, педагоги

Беседа-консультация «Безопасность ребенка при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях»

Привлечь родителей для создания условий по обучению детей правилам безопасного поведения в домашних условиях

Июнь

Старший воспитатель, педагоги

Памятка для родителей «Обеспечение безопасного поведения детей на природе»

Познакомить с правилами безопасного поведения на природе

Июнь

Старший воспитатель, педагоги

Физкультурный досуг «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок»

Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности на улице и в общественных местах

Июль

Старший воспитатель, педагоги

Акция «Внимание, в руках ребенка гаджет»

Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в информационном и цифровом пространстве

Июль

Старший воспитатель, педагоги

Онлайн-дискуссия «Правила поведения на улице»

Привлечь внимание родителей к полезной информации, повышение образовательного уровня родителей

Август

Старший воспитатель, педагоги

Консультация «Как уберечь детей от непредвиденных ситуаций»

Повышение образовательного уровня родителей, умения реально оценивать возможную опасность

Август

Старший воспитатель, педагоги

3.5. Деятельность с детьми

Месяц/неделя

Направление

Тема

Содержание образовательной деятельности

Сентябрь

1-я неделя

Безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте

«Правила дорожного движения: важны всем без исключения»

  • Наблюдение «Знакомство с улицей»;
  • автодром: сюжетно-ролевая игра «Мой город»;
  • рисование «Правила для пешехода»;
  • подвижная игра «Юный пешеход», «Собери знак», «Знаки заблудились»;
  • чтение художественной литературы по теме

2-я неделя

Безопасность в природе во время прогулок

«Разноцветная осень»

  • Беседа-показ «Лекарственные растения»;
  • беседа-показ «Ядовитые растения»;
  • правила поведения на прогулке;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • просмотр мультфильма «Смешарики»

3-я неделя

Безопасность на улице

«Мы игрушки соберем и во двор играть пойдем»

  • Беседа «Безопасная горка»;
  • подвижная игра «Птички и птенчики» и «Солнышко и дождик»;
  • игровая ситуация «Беззаботный медвежонок» и «Лисенок и волчонок»;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • дидактическая игра «Хорошо и плохо — горка»

4-я неделя

Безопасное поведение детей в маршрутном или личном транспорте

«А мы едем, едем...»

  • Сюжетные картинки «Опасности на дорогах»;
  • моделирование игровой ситуации «Папа, пристегни меня ремнем безопасности»;
  • сюжетно-ролевая игра «В стране дорожных знаков»;
  • коллективная работа – плакат «Правила перевозки детей в машине и общественном транспорте»

Октябрь

1-я неделя

Безопасность в информационном и цифровом пространстве

«Что такое информационное и цифровое пространство»

  • Дидактическая игра «Хорошо и плохо — интернет»;
  • видеофильм «Уроки осторожной тетушки Совы»;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • беседа «Как общаться по телефону»

2-я неделя

Безопасность в природе в процессе взаимодействия с живой и неживой природой

«Флора и фауна — тайные опасности»

  • Беседа-показ «Насекомые»;
  • беседа-показ «Кто живет на лугу, в саду?»;
  • беседа-показ «Осторожно, ядовитые насекомые»;
  • дидактическая игра «Съедобное — несъедобное»;
  • дидактическая игра «Что и где растет?»;
  • видеофильм «Флора и фауна — что зависит от человека»

3-я неделя

Безопасность в двигательной деятельности

«Мы гуляем, мы играем — травмы мы не получаем»

  • Проблемная ситуация «Маша упала, а Даша смеется»;
  • беседа «Чтобы не было беды»;
  • коллективная работа по теме «Правила безопасного поведения во время подвижных и других видов игр, при использовании оборудования детских площадок, при преодолении препятствий для избежания падений и травм»

4-я неделя

Безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях

«Если я остался один дома — что должен знать»

  • Проблемная ситуация «Что случится, если...»;
  • просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Опасные предметы»;
  • беседа-показ «Что делать, если загорелся телевизор?»;
  • дидактическая игра «Сто бед — один ответ»;
  • чтение художественной литературы по теме

5-я неделя

Пожарная безопасность

«Огонь – друг, огонь – враг»

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
  • рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности;
  • игра-рассуждение «Если возник пожар»;
  • просмотр презентации «Причины пожара»;
  • Чтение С. Маршака «Кошкин дом»

Ноябрь

2-я неделя

Безопасность на улице

«Как вести себя на улице»

  • Рассказы детей из личного опыта, как вести себя на улице, на проезжей части дороги;
  • моделирование ситуаций;
  • спортивный досуг «Красный, желтый, зеленый»;
  • сюжетно-ролевая игра «Мы — пешеходы»;
  • изготовление игры-бродилки «Законы улиц и дорог»

3-я неделя

Безопасное поведение детей на дороге

«Правила дорожные знать каждому положено»

  • Ознакомление детей с профессией водителя;
  • дидактическая игра «Что нужно водителю»;
  • пазлы «Профессии»;
  • сюжетно-ролевая игра «Транспорт»;
  • подвижная игра «Дорожное — не дорожное»;
  • рассказы детей из личного опыта «Как я ездил в общественном транспорте»;
  • чтение художественной литературы по теме

 4-я неделя

Безопасность в природе во время пребывания на воде, на льду

«Вода зимой»

  • Просмотр мультфильма «Опасные сосульки»;
  • рассматривание сюжетных картинок «Осторожно, скользко!» и «Обходи стороной скользкие места»;
  • беседа «Как вести себя на участке зимой»;
  • дидактическая игра «Какой бывает вода;

Декабрь

2-я неделя

Безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта

«Осторожно, электричество»

  • Беседа «Электроприборы в быту» и «Если ты остался дома один»;
  • рассматривание плакатов «Электроприборы»;
  • дидактическая игра «Что для чего»;
  • просмотр мультфильма «Смешарики. Игры с огнем»;
  • моделирование проблемной ситуации «Розетки не игрушки»;
  • подвижная игра «Костер» и «Огненный дракон»

3-я неделя

Безопасность на улице

«Если ты потерялся на улице»

  • Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улице;
  • проигрывание ситуации «Если ты потерялся»;
  • игра-тренинг «Незнакомец»;
  • чтение художественной литературы по теме

4-я неделя

Безопасность в общественных местах

«Как правильно вести себя в общественных местах»

  • Проигрывание ситуаций «Если я пришел в...»;
  • беседа-показ «Правила поведения в поликлинике»;
  • беседа-показ «Правила поведения в музее или библиотеке»;
  • беседа-показ «Правила поведения в торговом центре»;
  • чтение художественной литературы по теме

Январь

3-я неделя

Пожарная безопасность

«Пожарные предметы»

  • Ознакомление детей с газовой плитой;
  • изготовление макета «Пожарные опасности дома»;
  • дидактическая игра «Раз, два, три, что может быть опасно, найди»;
  • сюжетно-ролевая игра «Мы — спасатели»;
  • чтение художественной литературы «Правила безопасности в стихах»

4-я неделя

Безопасность в информационном и цифровом пространстве

«В мире опасных предметов»

  • Дидактическая игра «Компьютер», «Телефон», «Это опасно», «Четвертый лишний», «Найди ошибку»;
  • макет «Осторожно, опасные предметы»;
  • беседа «Сколько времени можно сидеть в телефоне детям»;
  • чтение художественной литературы по теме

5-я неделя

Безопасность в природе при возникновении в природной среде ситуаций, опасных для здоровья и жизни

«Чрезвычайные ситуации в природе»

ЧС — землетрясение:

  • просмотр видеоролика «Смешарики»;
  • беседа «Как вести себя при землетрясении?»;
  • дидактическая игра «Явления природы»;
  • дидактическая игра «Опасно – безопасно».

ЧС — наводнение:

  • беседа «Что делать при наводнении?»;
  • презентация «Осторожно, наводнение!»;
  • дидактическая игра «Что мы знаем о воде?»
  • тренинг «Огонь, вода и медные трубы».

ЧС — гололед:

  • проигрывание ситуаций «Осторожно, гололед!»;
  • беседа «Улицы города»;
  • тренинг «Проезжая часть»;
  • художественно-творческая деятельность «Светофор, дорожные знаки».

ЧС — ураганный ветер с дождем и градом:

  • чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Мир вокруг нас»;
  • дидактическая игра «Какой ветер?»;
  • подвижная игра «Ветер и ветерки»;
  • опыт «Торнадо в банке»;
  • презентация на тему «Буря, ураган, смерч»;
  • обыгрывание ситуации «Безопасное поведение при урагане».

ЧС — лесные пожары:

  • беседа на тему «Как предупредить лесные пожары?»;
  • подвижная игра «Пожар»;
  • игровой досуг по пожарной безопасности «Юный пожарный»

Февраль

2-я неделя

Безопасность в природе в процессе взаимодействия с живой и неживой природой

«Дикие и домашние животные»

  • Ознакомление детей с правилами правильного обращения с животными;
  • дидактическая игра «Найди детеныша» и «Определи по тени»;
  • моделирование игровой ситуации «Животные на улице»;
  • фотогазета «Мой любимый питомец»;
  • рассказы детей «Как я ухаживаю за своим питомцем»;
  • конструирование «Больница для зверюшек»

3-я неделя

Безопасное поведение детей на дороге

«Я – маленький пешеход»

  • викторина «Спецтранспорт»;
  • тренинг «Пешеходная зона»;
  • целевые прогулки «Пешеход», «Переход», «Перекресток»;
  • просмотр презентации «Работа сотрудников ГАИ»;
  • беседа «Правила поведения в общественном транспорте»

4-я неделя

Безопасность на улице

«Осторожно, незнакомец!»

  • Беседа «Как защитить себя от незнакомца на улице?»;
  • беседа «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»;
  • беседа «Пора, не пора, не ходи со двора»;
  • обыгрывание ситуаций: «Можешь ли ты уйти с незнакомым человеком?»;
  • ролевая игра «Опасно – безопасно»

Март

2-я неделя

Безопасность в общественных местах

«Ребенок и терроризм»

  • Беседа «Не трогай незнакомые игрушки» и «Опасные предметы»;
  • беседа «Что делать в случае теракта?»;
  • презентация «Терроризму скажем нет!»;
  • проблемная ситуация «Как вести себя при захвате?»;
  • ситуация «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте?»;
  • инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»;
  • дидактическая игра «Запрещенные предметы»

3-я неделя

Безопасность в природе во время отдыха

«Мы едем отдыхать»

  • Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь. На отдыхе»;
  • дидактическая игра «Назови членов своей семьи», «По грибы»;
  • разыгрывание ситуаций «На прогулке»;
  • изготовление альбома «Опасные растения», «Опасные животные», «Опасные насекомые»;
  • чтение художественной литературы по теме

4-я неделя

Безопасность в двигательной деятельности

  • Беседа «Играем безопасно»;
  • дидактическая игра «Прыгай, бегай, скачи»;
  • обыгрывание ситуаций «Как правильно спускаться по лестнице»;
  • обыгрывание ситуаций «Основы безопасной ходьбы по брусу»;
  • обыгрывание ситуаций «Игровое оборудование на площадке — правила поведения и использования»

Апрель

1-я неделя

Безопасность в общественных местах

«Служба 01, 02, 03, 112 на страже»

  • Беседа «Службы спасения»;
  • ролевая игра «Служба 01, 02, 03, 112 на страже»;
  • обыгрывание ситуаций «Пожар», «Скорая помощь», «МЧС», «Полиция»

2-я неделя

Безопасное поведение детей на дороге

«Грамотный пешеход»

  • Презентация «Перекресток»;
  • чтение стихотворения В. Запольского «Переход»;
  • подвижная игра «Стоп»;
  • игра с пением «Светофор»;
  • просмотр мультфильма «Смешарики», «Гармония светофора»;
  • компьютерная презентация «Работа сотрудников ДПС»;
  • дидактическая игра «Чего не хватает»;
  • сюжетно-ролевая игра «Шоферы»: сюжет «Инспектор дорожного движения»;
  • встреча с сотрудником ГИБДД;
  • рассматривание сюжетных картинок «Какое правило нарушено?»

3-я неделя

Безопасность на улице

«Правила поведения при общении с незнакомыми людьми»

  • Образовательная ситуация «Знакомые и незнакомцы»: анализ ситуаций «Знакомство»;
  • беседа «Кто такой незнакомец?»;
  • игра малой подвижности «Узнай по голосу»;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Семейный праздник»;
  • чтение сказки В. Даля «Снегурушка и лиса»;
  • образовательная ситуация «Наши друзья»: просмотр фрагмента мультфильма «Тимка и Димка»;
  • слушание песни «Настоящий друг»;
  • рисование «Портрет друга»

4-я неделя

Безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях, детском саду

«Безопасность в нашем доме»

  • Чтение стихотворения «Пылесос не виноват»;
  • просмотр фрагмента мультфильма «Винтик и Шпунтик – веселые мастера»;
  • практическое упражнение «Дружно и организованно»;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Ждет гостей»;
  • игровые упражнения «Помощники»;
  • образовательная ситуация «Как полезные предметы опасными стали»: анализ естественной ситуации «Что случилось с Машей?»;
  • составление рассказов «Почему предметы становятся опасными»;
  • наблюдение «Безопасная терка»;
  • беседа «Порядок и безопасность»

5-я неделя

Безопасность в домашних условиях

«Лекарства – друзья или враги?»

  • Образовательная ситуация «Откуда берутся неприятности?», «Правила на каждый день»;
  • дидактическая игра «Если бы...», «Лекарство — хорошо, лекарство — плохо»;
  • сюжетно-ролевая игра «Больница»: сюжет «Рецепт в аптеку»;
  • видеопрезентация «Взаимодействие служб спасения»;
  • лепка «Витамины для зайчат»;
  • коллективная работа «Опасные предметы»;
  • изготовление игры-бродилки «В мире опасных предметов»

Май

2-я неделя

Безопасное поведение детей в маршрутном и личном транспорте

«В стране грамотных пассажиров»

  • Проблемная ситуация «Первый раз в машине»: разгадывание загадок;
  • просмотр мультфильма «Безопасное место»;
  • наблюдение «Городской транспорт»;
  • режиссерская игра «На остановке автотранспорта»;
  • компьютерная презентация «Если ты пассажир»;
  • образовательная ситуация «Пешеходный переход»;
  • просмотр мультфильма «Зебры в городе»;
  • аппликация «Памятка для папы и мамы — я в автокресле»;
  • практическое упражнение «Островок безопасности»

3-я неделя

Пожарная безопасность

«Пожарный — он герой, он с огнем вступает в бой!»

  • Беседа о пожарных «Героические профессии»;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • дидактическая игра «Номера служб спасения»;
  • игровая ситуация «Звонок в службу спасения»;
  • составление рассказа по картинкам «От чего возник пожар?»;
  • настольная игра «Лото — опасные ситуации»;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья»;
  • ситуация «Дети играли со спичками»

4-я неделя

Безопасность в природе при возникновении ситуаций, опасных для здоровья и жизни

«Пожар в природе!»

  • Беседа «Пожар в лесу»;
  • театрализованная игра «Кошкин дом»;
  • подвижная игра «Юные пожарные»;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • дидактическая игра «Горит – не горит», «Кому что нужно для работы»;
  • мультимедийная презентация «Осторожно — огонь!»

5-я неделя

Безопасность в общественных местах

«На прогулку в парк»

  • Образовательная ситуация «Мы идем в парк развлечений»;
  • составление рассказов по сюжетным картинкам «Правила поведения в парке»;
  • игровое упражнение «Карусель»;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «В парке развлечений»;
  • режиссерская игра «Незнайка в зоопарке»;
  • имитационное упражнение «Кого мы встретим в зоопарке?»;
  • коллаж и рисование на тему «Правила безопасности»

Июнь

2-я неделя

Безопасное поведение детей на дороге

«Безопасный маршрут в детский сад»

  • Сюжетно-ролевая игра «Автобус», «Шоферы»;
  • анализ ситуаций «Превращение пассажира в пешехода и обратно»;
  • презентация «Наш безопасный маршрут в детский сад»;
  • наблюдение «Пешеходы»

3-я неделя

Безопасность в природе во время отдыха

«Человек и природа»

  • Проблемная ситуация «Как помочь?»;
  • слушание песни «Песенка друзей»;
  • беседа «Кто откуда»;
  • наблюдение «Что растет в огороде?»;
  • подвижная игра «Горячий уголек»;
  • дидактическая игра «Можно – нельзя»;
  • творческая мастерская: конструирование из соломы и пластилина «Любимые персонажи»;
  • презентация детских работ «Откуда родом уголек?»

4-я неделя

Безопасность в природе во время прогулок

«Опасные насекомые»

  • Целевая прогулка по участку детского сада «Рядом с нами»;
  • выставка фотографий и рисунков «Бабочки-красавицы»;
  • беседа «Насекомые: хорошо — плохо»;
  • беседа «Первая помощь при укусе насекомых»

5-я неделя

Безопасность в природе во время отдыха

«Безопасность на воде»

  • Дидактическая игра «Вода — хорошо, вода — плохо»;
  • рассматривание иллюстраций «На пляже»;
  • рисование «Мой безопасный отдых на реке»

Июль

1-я неделя

Пожарная безопасность

«Электроприборы и пожарная безопасность»

  • Отгадывание загадок о пожароопасных и опасных предметах домашнего обихода;
  • игра-занятие «Огонь — беда, и вода — беда, а без огня и без воды еще больше беды»;
  • анализ ситуаций «Уроки добрых сказок»;
  • игра-инсценировка по сказке «Кот, дрозд, петух и лиса»;
  • разгадывание загадок об электроприборах;
  • познавательный рассказ, работа по рисунку «Когда не было электричества»;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Помощники»;
  • имитационные упражнения «Помощники;
  • наблюдение «Как "работает" электрический ток?»

2-я неделя

Безопасность на улице

«Поведение на игровой площадке»

  • Целевая прогулка «Весело и дружно»;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • образовательная ситуация «Вот так друг»: просмотр фрагмента мультфильма «Малыш и Карлсон»;
  • беседа «Недружеский поступок»

3-я неделя

Безопасность в общественных местах

«Ты остался один дома»

  • Ситуация: «Родителей нет дома. Зазвонил телефон, ты поднял трубку, и какая-то женщина спросила, есть ли мама дома. Как действовать ребенку?»;
  • ситуация: «Ты дома один. В дверь позвонили: "Откройте, полиция!" Как действовать»;
  • Ситуация: «Ты вышел вынести мусор. На лестнице незнакомый мужчина взял тебя за руку и предложил пойти посмотреть на щенка. Твои действия»;
  • дидактическая игра «Расскажи и объясни»;
  • беседа «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

4-я неделя

Безопасность в информационном и цифровом пространстве

«Безопасность собственной жизнедеятельности»

  • Беседа «Как полезные предметы опасными стали»;
  • дидактическая игра «Я назову предмет, а ты расскажешь о правилах его использования»;
  • моделирование проблемных ситуаций «Мы играем»

5-я неделя

Безопасность в природе во время отдыха

«Лесная мозаика»

  • Компьютерная презентация «Ягоды: съедобные и несъедобные»;
  • дидактическая игра «Съедобное — несъедобное» по теме «Ягоды»;
  • образовательная ситуация «В лес по ягоды»: игра-инсценировка «Мы по ягоды пойдем»;
  • рисование «Правила сбора ягод»;
  • игра-инсценировка по сказке В. Зотова «Вороний глаз»;
  • игра-эстафета «По ягоды»;
  • лепка «Лесные и садовые ягоды»

Август

2-я неделя

Безопасность в двигательной деятельности

«Солнце, воздух и вода — лучшие друзья»

  • Беседа «Требования безопасности перед началом подвижных игр»;
  • обыгрывание ситуации «Учимся спускаться по ступенькам»;
  • презентация «Правила поведения во время подвижных игр»;
  • презентация «Правила поведения при преодолении препятствий для избежания падений и травм»;
  • презентация «Правила поведения при использовании оборудования детских площадок»

3-я неделя

Безопасность при возникновении в природной среде ситуаций, опасных для здоровья и жизни

«Чрезвычайные ситуации в природе»

ЧС — землетрясение:

  • просмотр видеоролика «Смешарики»;
  • беседа «Как вести себя при землетрясении?»;
  • дидактическая игра «Явления природы»;
  • дидактическая игра «Опасно – безопасно».

ЧС — наводнение:

  • беседа «Что делать при наводнении?»;
  • презентация «Осторожно, наводнение!»;
  • дидактическая игра «Что мы знаем о воде?»
  • тренинг «Огонь, вода и медные трубы».

ЧС — ураганный ветер с дождем и градом:

  • чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Мир вокруг нас»;
  • дидактическая игра «Какой ветер?»;
  • подвижная игра «Ветер и ветерки»;
  • опыт «Торнадо в банке»;
  • презентация на тему «Буря, ураган, смерч»;
  • обыгрывание ситуации «Безопасное поведение при урагане».

ЧС — лесные пожары:

  • беседа на тему «Как предупредить лесные пожары?»;
  • подвижная игра «Пожар»;
  • игровой досуг по пожарной безопасности «Юный пожарный»

4-я неделя

Пожарная безопасность

«Если вспыхнул вдруг пожар»

  • Образовательная ситуация «Чем опасен беспорядок?»;
  • сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «День большой уборки»;
  • игра-эстафета «Все по порядку»;
  • составление рассказа «Что будет, если...»;
  • анализ ситуации «Откуда берутся опасности»;
  • образовательная ситуация «От чего бывает пожар?»: просмотр фрагмента мультфильма «Кошкин дом»;
  • рассматривание сигнальных картинок «Пожароопасные ситуации»;
  • творческая мастерская: рисование «Правила на каждый день»;
  • подвижная игра «Пожарные на учениях»;
  • компьютерная презентация «Единая служба спасения»

5-я неделя

Безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте

«Осторожно, автомобили!»

  • Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»;
  • строительная игра «Строим машины»;
  • просмотр видеофильма «На перекрестке»;
  • дидактическая игра «Раздели на группы» по теме «Транспорт»;
  • наблюдение «Участники дорожного движения»;
  • подвижная игра «Регулировщик»;
  • беседа «По дороге в детский сад»;
  • творческая мастерская: лепка «Автомобили»

4. Методические пособия и материалы

  1. Безопасность на дороге: плакаты для оформления родительского уголка в ДОО.
  2. Серия «Играем в сказку»: «Репка», «Теремок», «Три поросенка».
  3. Серия «Мир в картинках»: «Авиация», «Автомобильный транспорт», «Водный транспорт», «Космос», «Посуда».
  4. Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне», «Кем быть?», «Мой дом», «Профессии».
  5. Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах».
  6. Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Домашние питомцы», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые», «Грибы».
  7. Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна», «Времена года», «Зима», «Лето», «Осень», «Родная природа».
  8. Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о деревьях».
  9. Видеозаписи мультфильмов по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов....

План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста

1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе (старший дошкольный возраст).

Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе....