План работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Принят педагогическим советом МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги (протокол № 1 от 20 августа 2024 № 1) | Утверждён приказом МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги № 49/01-03 от 20 августа 2024 г. |
План работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги
Цель, задачи и направления работы
1.1. Цель формирования основ безопасного поведения дошкольников: обеспечение охраны психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, формирование готовности к безопасной жизни в окружающем мире — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве, воспитание культуры безопасного поведения.
1.2. Задачи формирования основ безопасного поведения дошкольников:
1.2.1. С детьми:
- формирование представлений о возможных неблагоприятных факторах окружающей среды и их источниках, угрозах и рисках, ситуациях, опасных для здоровья и жизни, способах предупреждения и избегания таких ситуаций, правилах поведения (на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве), создание условий для понимания необходимости и важности безопасного поведения, воспитания дисциплинированности;
- формирование мотивов и осознанного стремления к освоению и соблюдению правил и норм безопасного поведения;
- формирование умений, навыков, овладение способами и алгоритмами действий, необходимыми для предотвращения опасных ситуаций, выработки тактики безопасного поведения в уже возникших ситуациях — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве.
1.2.2. С педагогами:
- повышение профессиональной компетентности и мастерства по вопросам воспитания культуры безопасного поведения дошкольников — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве;
- определение содержания, средств, способов и условий обучения в разных видах детской деятельности;
- формирование мотивации на целенаправленное обеспечение процесса безопасности жизнедеятельности детей, создание безопасной среды с привлечением родителей воспитанников.
1.2.3. С родителями:
- повышение компетентности родителей воспитанников в части формирования у детей представлений о различных угрозах жизни и здоровью детей, мерах безопасности, правилах и нормах безопасного поведения для формирования готовности к безопасной жизни в окружающем мире — на природе, на дорогах, на объектах транспортной инфраструктуры, на транспорте, в быту, социуме, информационном/цифровом пространстве;
- овладение способами родительского контроля за временем пребывания, выбором соответствующего возрастным особенностям дошкольников контента, способами взаимодействия с детьми по вопросам безопасности, повышения их ответственности за жизнь и здоровье детей.
1.3. Направления работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
При формировании представлений, умений и навыков безопасного поведения у дошкольников педагогам необходимо реализовать следующие направления работы:
- безопасность в природе во время прогулок, отдыха, в процессе взаимодействия с живой и неживой природой, во время пребывания на воде, на льду, при возникновении в природной среде ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
- безопасность в двигательной деятельности во время подвижных и других видов игр, при использовании оборудования детских площадок, при преодолении препятствий для избежания падений и травм;
- безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте;
- безопасность на улице, правила поведения на улице во взаимодействии с другими людьми, осторожность и внимание к подозрительным людям и оставленным без присмотра предметам, поведение в местах скопления людей;
- безопасность в общественных местах: детский сад, поликлиника, музей, вокзал, торговый центр и др.;
- безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях, детском саду;
- пожарная безопасность;
- безопасность в информационном/цифровом пространстве.
2. Методы и средства реализации
2.1. Средства реализации плана
В ходе реализации плана используются различные формы образовательной деятельности:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
- рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
- анализ проблемных ситуаций;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы с детьми на темы безопасного поведения;
- игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
- тематические праздники и досуги.
2.2. Методы реализации плана
Практические методы | Словесные | Наглядные |
|
|
|
3. Перспективный план работы
Планируемые мероприятия | Срок проведения | Участники | Ответственные |
3.1. Организационные мероприятия | |||
Провести анкетирование участников образовательных отношений | Август | Администрация ДОО, педагоги, и родители | Администрация ДОО, педагоги групп |
Составить и утвердить план мероприятий по формированию основ безопасного поведения у дошкольников на 2024/25 учебный год | Август | Администрация ДОО, педагоги, социальные партнеры и родители | Старший воспитатель |
Обновление стенда по ОБЖ | Август—сентябрь | Участники образовательных отношений | Администрация |
Составление договоров о сотрудничестве с социальными партнерами | Август—сентябрь | Все участники образовательных отношений | Заведующий |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению детей основам безопасного поведения | В течение года | Педагогические работники | Старший воспитатель, воспитатели групп |
3.2. Работа с педагогами | |||
Инструктаж с педагогическими работниками по вопросу «О мерах по обеспечению безопасности и сохранению здоровья детей» | Сентябрь, декабрь, март, июнь | Педагогические работники | Администрация ДОО |
Тренинг «Оказание первой медицинской помощи при травмах» | Сентябрь, декабрь, март, июнь | Педагогические работники | Медицинский работник |
Консультации для педагогов:
| В течение года по запросам педагогов | Педагогические работники | Старший воспитатель |
Мастер-класс «Изготавливаем макеты по основам безопасности» | Ноябрь | Педагогические работники | Воспитатели |
Круглый стол «О правилах проведения ежедневной "минутки" общения с ребенком по правилам безопасной жизнедеятельности» | Январь | Педагогические работники | Старший воспитатель |
Совместное физкультурное занятие «Пожарные учения» | Март | Педагогические работники | Заведующий, сотрудник ПЧ |
Семинар-саммит «Приемы обучения ребенка навыкам безопасного поведения на дороге» | Апрель | Педагогические работники | Старший воспитатель, сотрудник ГИБДД |
Дискуссия, обмен опытом «Как обучать ребенка правилам безопасности при помощи народных сказок и подвижных игр» | Май | Педагогические работники, приглашенные специалисты из других ДОО | Старший воспитатель, |
Тренинг «Правила поведения на улице во взаимодействии с другими людьми, осторожность и внимание к подозрительным людям и оставленным без присмотра предметам, поведение в местах скопления людей — что сказать родителям» | Июнь | Педагогические работники | Воспитатели |
Смотр-конкурс «Лучшая РППС по основам безопасности» среди возрастных групп | Август | Педагогические работники | Администрация ДОО, старший воспитатель |
Пополнение методической и детской литературой, наглядно-дидактическими пособиями в методическом кабинете и группах | В течение года | Педагогические работники | Старший воспитатель |
3.3. Сотрудничество с социальными партнерами
Примерные мероприятия | Сроки | Ответственные |
Заключение сетевых договоров о взаимодействии в рамках реализации ОП ДО | Август | Администрация ДОО |
Беседа с детьми о правилах поведения на дороге | Сентябрь | Старший воспитатель, инспектор ГИБДД |
Практические занятия по эвакуации детей в случае возникновения пожара с присутствием пожарного инспектора | Два раза в год | Администрация ДОО, сотрудник ПЧ |
Учебно-тренировочные мероприятия по экстренной эвакуации детей и сотрудников из помещений ДОО по сигналу ОПС | Два раза в год | Администрация ДОО |
Участие в выставках, посещение библиотеки, участие в конкурсах поделок и рисунков, встреча с пожарным, инспектором ГИБДД, МЧС, медицинскими работниками | В течение года | Старший воспитатель, педагоги |
3.4. Взаимодействие с родителями
Планируемые мероприятия | Цель | Срок проведения | Ответственные |
Анкетирование «Основы безопасности — что мы знаем о них» |
| Август | Старший воспитатель, педагоги |
Консультация «Формирование основ безопасности у детей посредством художественной литературы» | Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности | Сентябрь | Старший воспитатель, педагоги |
Совместное физкультурное занятие «Пожарные учения» | Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности | Сентябрь | Старший воспитатель, педагоги |
Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников» | Пропаганда здорового образа жизни | Октябрь | Старший воспитатель, педагоги |
Выставка детско-родительского творчества «Останови огонь» | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности | Октябрь | Старший воспитатель, педагоги |
Флаеры для родителей «Не оставляйте детей без присмотра!» | Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности | Ноябрь | Старший воспитатель, педагоги |
Музыкально-спортивное развлечение «Красный, желтый, зеленый» | Повысить компетентность родителей в вопросах соблюдения правил поведения на прогулке, на улицах и дорогах, в окружающей среде | Ноябрь | Старший воспитатель, педагоги |
Семинар «Как обучать ребенка безопасному поведению» | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности | Январь | Старший воспитатель, педагоги |
Спортивное развлечение «Мы — спасатели» | Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей | Январь | Инструктор по ФК, педагоги |
Видеоконференция «Как обучать ребенка правилам безопасности при помощи народных сказок и подвижных игр» | Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей | Февраль | Старший воспитатель, педагоги |
Выставка литературы по теме «Безопасность вашего ребенка» | Повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста | Февраль | Педагоги |
Инструктаж «Основы первой помощи, которые нужно знать детям» | Уточнение представлений родителей о формировании представлений дошкольников о способах оказания первой помощи | Март | Старший воспитатель, педагоги |
Квест-игра для родителей «Спасатели, вперед!» | В занимательной форме закрепить знания по оказанию первой медицинской помощи | Март | Старший воспитатель, педагоги |
Онлайн-челлендж «Опасные предметы дома» |
| Апрель | Старший воспитатель, педагоги |
Папка-ширма «Безопасность детей в наших руках» | Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей | Апрель | Старший воспитатель, педагоги |
Консультация «Если мы пошли в лес, то обязаны знать...» | Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей | Май | Старший воспитатель, педагоги |
Тренинг «Опасные люди — как научить ребенка действовать» | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности | Май | Старший воспитатель, педагоги |
Беседа-консультация «Безопасность ребенка при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях» | Привлечь родителей для создания условий по обучению детей правилам безопасного поведения в домашних условиях | Июнь | Старший воспитатель, педагоги |
Памятка для родителей «Обеспечение безопасного поведения детей на природе» | Познакомить с правилами безопасного поведения на природе | Июнь | Старший воспитатель, педагоги |
Физкультурный досуг «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» | Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности на улице и в общественных местах | Июль | Старший воспитатель, педагоги |
Акция «Внимание, в руках ребенка гаджет» | Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в информационном и цифровом пространстве | Июль | Старший воспитатель, педагоги |
Онлайн-дискуссия «Правила поведения на улице» | Привлечь внимание родителей к полезной информации, повышение образовательного уровня родителей | Август | Старший воспитатель, педагоги |
Консультация «Как уберечь детей от непредвиденных ситуаций» | Повышение образовательного уровня родителей, умения реально оценивать возможную опасность | Август | Старший воспитатель, педагоги |
3.5. Деятельность с детьми
Месяц/неделя | Направление | Тема | Содержание образовательной деятельности |
Сентябрь | |||
1-я неделя | Безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте | «Правила дорожного движения: важны всем без исключения» |
|
2-я неделя | Безопасность в природе во время прогулок | «Разноцветная осень» |
|
3-я неделя | Безопасность на улице | «Мы игрушки соберем и во двор играть пойдем» |
|
4-я неделя | Безопасное поведение детей в маршрутном или личном транспорте | «А мы едем, едем...» |
|
Октябрь | |||
1-я неделя | Безопасность в информационном и цифровом пространстве | «Что такое информационное и цифровое пространство» |
|
2-я неделя | Безопасность в природе в процессе взаимодействия с живой и неживой природой | «Флора и фауна — тайные опасности» |
|
3-я неделя | Безопасность в двигательной деятельности | «Мы гуляем, мы играем — травмы мы не получаем» |
|
4-я неделя | Безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях | «Если я остался один дома — что должен знать» |
|
5-я неделя | Пожарная безопасность | «Огонь – друг, огонь – враг» |
|
Ноябрь | |||
2-я неделя | Безопасность на улице | «Как вести себя на улице» |
|
3-я неделя | Безопасное поведение детей на дороге | «Правила дорожные знать каждому положено» |
|
4-я неделя | Безопасность в природе во время пребывания на воде, на льду | «Вода зимой» |
|
Декабрь | |||
2-я неделя | Безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта | «Осторожно, электричество» |
|
3-я неделя | Безопасность на улице | «Если ты потерялся на улице» |
|
4-я неделя | Безопасность в общественных местах | «Как правильно вести себя в общественных местах» |
|
Январь | |||
3-я неделя | Пожарная безопасность | «Пожарные предметы» |
|
4-я неделя | Безопасность в информационном и цифровом пространстве | «В мире опасных предметов» |
|
5-я неделя | Безопасность в природе при возникновении в природной среде ситуаций, опасных для здоровья и жизни | «Чрезвычайные ситуации в природе» | ЧС — землетрясение:
ЧС — наводнение:
ЧС — гололед:
ЧС — ураганный ветер с дождем и градом:
ЧС — лесные пожары:
|
Февраль | |||
2-я неделя | Безопасность в природе в процессе взаимодействия с живой и неживой природой | «Дикие и домашние животные» |
|
3-я неделя | Безопасное поведение детей на дороге | «Я – маленький пешеход» |
|
4-я неделя | Безопасность на улице | «Осторожно, незнакомец!» |
|
Март | |||
2-я неделя | Безопасность в общественных местах | «Ребенок и терроризм» |
|
3-я неделя | Безопасность в природе во время отдыха | «Мы едем отдыхать» |
|
4-я неделя | Безопасность в двигательной деятельности |
| |
Апрель | |||
1-я неделя | Безопасность в общественных местах | «Служба 01, 02, 03, 112 на страже» |
|
2-я неделя | Безопасное поведение детей на дороге | «Грамотный пешеход» |
|
3-я неделя | Безопасность на улице | «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми» |
|
4-я неделя | Безопасность при пользовании бытовыми электроприборами и предметами быта, гаджетами в домашних условиях, детском саду | «Безопасность в нашем доме» |
|
5-я неделя | Безопасность в домашних условиях | «Лекарства – друзья или враги?» |
|
Май | |||
2-я неделя | Безопасное поведение детей в маршрутном и личном транспорте | «В стране грамотных пассажиров» |
|
3-я неделя | Пожарная безопасность | «Пожарный — он герой, он с огнем вступает в бой!» |
|
4-я неделя | Безопасность в природе при возникновении ситуаций, опасных для здоровья и жизни | «Пожар в природе!» |
|
5-я неделя | Безопасность в общественных местах | «На прогулку в парк» |
|
Июнь | |||
2-я неделя | Безопасное поведение детей на дороге | «Безопасный маршрут в детский сад» |
|
3-я неделя | Безопасность в природе во время отдыха | «Человек и природа» |
|
4-я неделя | Безопасность в природе во время прогулок | «Опасные насекомые» |
|
5-я неделя | Безопасность в природе во время отдыха | «Безопасность на воде» |
|
Июль | |||
1-я неделя | Пожарная безопасность | «Электроприборы и пожарная безопасность» |
|
2-я неделя | Безопасность на улице | «Поведение на игровой площадке» |
|
3-я неделя | Безопасность в общественных местах | «Ты остался один дома» |
|
4-я неделя | Безопасность в информационном и цифровом пространстве | «Безопасность собственной жизнедеятельности» |
|
5-я неделя | Безопасность в природе во время отдыха | «Лесная мозаика» |
|
Август | |||
2-я неделя | Безопасность в двигательной деятельности | «Солнце, воздух и вода — лучшие друзья» |
|
3-я неделя | Безопасность при возникновении в природной среде ситуаций, опасных для здоровья и жизни | «Чрезвычайные ситуации в природе» | ЧС — землетрясение:
ЧС — наводнение:
ЧС — ураганный ветер с дождем и градом:
ЧС — лесные пожары:
|
4-я неделя | Пожарная безопасность | «Если вспыхнул вдруг пожар» |
|
5-я неделя | Безопасное поведение детей на дороге, в маршрутном и личном транспорте | «Осторожно, автомобили!» |
|
4. Методические пособия и материалы
- Безопасность на дороге: плакаты для оформления родительского уголка в ДОО.
- Серия «Играем в сказку»: «Репка», «Теремок», «Три поросенка».
- Серия «Мир в картинках»: «Авиация», «Автомобильный транспорт», «Водный транспорт», «Космос», «Посуда».
- Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне», «Кем быть?», «Мой дом», «Профессии».
- Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах».
- Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Домашние питомцы», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые», «Грибы».
- Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна», «Времена года», «Зима», «Лето», «Осень», «Родная природа».
- Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о деревьях».
- Видеозаписи мультфильмов по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов....
План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста
1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения во второй младшей группе.
Для детей 3-4 лет...
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения в средней группе.
Для детей 4-5 лет...
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения в старшей группе.
Для детей 5-6 лет...
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения в подготовительной группе.
Для детей 6-7 лет...
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе (старший дошкольный возраст).
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе....