Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
консультация на тему
Консультация для педагогов ДОО по созданию развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС. | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Е. И.Тихеева
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития
С.Л.Новосёлова
Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
-Возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;
-Возможности Двигательной активности детей;
-Возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
-Реализация различных образовательных программ;
-Условия для инклюзивного образования;
-Учёт национально-культурных и климатических условий;
-Учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
-содержательно-насыщенной;
-трансформируемой;
-полифункциональной ;
-вариативной ;
-доступной ;
-безопасной.
Содержательная- насыщенность:
-Должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
-Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
-Оснащено соответствующим материалом, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, разнообразным инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства:
-Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность:
-Предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды , например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие предметов пригодных для использования в разных видах деятельности, использование разнообразных предметов-заместителей.
Вариативность:
-Предполагает наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
-Предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность:
-Предполагает доступность для воспитанников всего помещения, где осуществляется образовательная деятельность к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность:
-Соответствие требованиям надёжности и безопасности.
Образовательные области по ФГОС:
-Социально – коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Художественно – эстетическое развитие
-Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие:
-направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д.
ОО социализация (познание, чтение художественной литературы, труд, коммуникация, безопасность)
ОО труд (познание, чтение художественной литературы, социализация, физ.культура, худ. творчество)
Примерные центры (уголки) активности:
-Центр сюжетно-ролевых игр ;
-Центр труда;
-Уголок дежурств;
-Уголок безопасности;
-Центр ПДД;
-Центр пожарной безопасности.
Познавательное развитие:
-предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.).
Включает ОО «Познание»: чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, безопасность, музыка.
Примерные центры (уголки) активности:
-Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения;
-Центр сенсорного развития;
-Центр конструктивной деятельности;
-Центр математического развития ;
-Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
-включает владение речью как средством общения и культуры;
-развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.
Включает ОО «Коммуникация», « Чтение художественной литературы»
Примерные центры(уголки) активности
-Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
-Центр «Будем говорить правильно» ;
-Центр «Здравствуй, книжка»;
- Логопедический уголок
Художественно-эстетическое развитие включает в себя:
-музыкальное, изобразительное, словесное искусство
Включает ОО «Художественное творчество», «Музыка»;
Примерные центры(уголки) активности:
-Центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки»;
- Центр музыкально-театрализованной деятельности .
Физическое развитие:
Включает ОО области «Физическая культура», «Здоровье»;
Примерные центры(уголки) активности
-Центр физического развития;
-Центр сохранения здоровья ;
-Спортивный уголок «Будь здоров!»
Вывод:
Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности
Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно - пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год
Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...
Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»
Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной ак...
Комментарии
Спасибо за предоставленную
Спасибо за предоставленную информацию. Учту все рекомендации для создания развивающей предметно-пространственной среды в своей группе.