Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
консультация на тему

Шибалина Ирина Анатольевна

Консультация для педагогов ДОО по созданию развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с     ФГОС.

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

                                   Е. И.Тихеева

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития

                                                С.Л.Новосёлова

Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

-Возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;

-Возможности Двигательной активности детей;

-Возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

-Реализация различных образовательных программ;

-Условия для инклюзивного образования;

-Учёт национально-культурных и климатических условий;

-Учёт возрастных особенностей детей.

  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

     -содержательно-насыщенной;

     -трансформируемой;

     -полифункциональной ;

     -вариативной ;

     -доступной ;

     -безопасной.

Содержательная- насыщенность:

-Должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

-Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

-Оснащено соответствующим материалом, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, разнообразным инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства:

       -Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

      Полифункциональность: 

     -Предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды , например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие предметов  пригодных для использования в разных видах деятельности, использование разнообразных предметов-заместителей.

Вариативность:

 -Предполагает наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек  и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей                                                    

-Предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность:

-Предполагает доступность для воспитанников всего помещения, где осуществляется образовательная деятельность к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность:

-Соответствие требованиям надёжности  и безопасности.

Образовательные области по ФГОС:

-Социально – коммуникативное развитие  

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно – эстетическое развитие

-Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие:

 -направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д.

ОО социализация (познание, чтение художественной литературы,  труд, коммуникация, безопасность)

ОО труд (познание, чтение художественной литературы, социализация, физ.культура, худ. творчество)

Примерные центры (уголки) активности:

-Центр сюжетно-ролевых игр ;

-Центр труда;

-Уголок дежурств;

-Уголок безопасности;

-Центр ПДД;

-Центр пожарной безопасности.

Познавательное развитие:

    -предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    -развитие воображения и творческой активности;

    -формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.).

 Включает ОО «Познание»: чтение художественной  литературы, коммуникация, социализация, безопасность, музыка.

Примерные центры (уголки) активности:

     -Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения;

    -Центр сенсорного развития;

    -Центр конструктивной деятельности;

    -Центр математического развития ;

    -Центр экспериментирования. 

Речевое развитие:

 -включает владение речью как средством общения и культуры;

-развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.

Включает ОО «Коммуникация», « Чтение художественной литературы»

Примерные центры(уголки) активности

 -Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

-Центр «Будем говорить правильно» ;

-Центр «Здравствуй, книжка»;

- Логопедический уголок

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

-музыкальное, изобразительное, словесное искусство

  Включает ОО «Художественное творчество», «Музыка»;

Примерные центры(уголки) активности:

 -Центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки»;

- Центр музыкально-театрализованной деятельности .

Физическое развитие:

  Включает ОО области «Физическая   культура», «Здоровье»;

Примерные центры(уголки) активности

          -Центр физического развития;

          -Центр сохранения здоровья ;

          -Спортивный уголок «Будь здоров!»

Вывод: 

     Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности

   Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить:

   Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

    Предметно - пространственная  среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год

Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...

Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»

Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для  самостоятельной двигательной  ак...


 

Комментарии

Спасибо за предоставленную информацию. Учту все рекомендации для создания развивающей предметно-пространственной среды в своей группе.