Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня в соответствии с ФГОС
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
• Целенаправленное формирование всех функций речи;
• Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
• Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
• Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
• Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kal-tem.docx | 82.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….................4
- Календарно-тематическое планирование I периода обучения…………………………………………………………………………..…8
- Календарно-тематическое планирование II периода обучения…………………………………………………………………………....16
- Календарно-тематическое планирование III периода обучения…………………………………………………………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного общего и коррекционного образования.
Проблемы обучения детей с ОВЗ, их социальной адаптации и интеграции в общество одна из актуальных в работе специалистов ДОУ.
Количество детей с ТНР неуклонно растет из года в год. Отмечается и тенденция качественного изменения структуры речевого дефекта, преобладания комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ компенсирующего или комбинированного видов.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, привели к вопросу о планировании и организации продуманной системы работы учителя-логопеда в условиях группы ДОУ.
Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в общество сверстников.
Для успешности и эффективности коррекционной логопедической работы необходимо выполнение следующих задач:
- создание специальных условий обучения и воспитания детей с ТНР;
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- применение специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения и развития;
- специальное построение коррекционно-образовательного процесса на основе адекватных возрасту специфических детских видов деятельности.
Основной контингент детей группы компенсирующей направленности с ТНР ДОУ составляют дети с заключением ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Наличие у таких детей вторичных нарушений в ведущих психических процессах, создает дополнительные затруднения в образовательном процессе.
Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, предусматривающей интеграцию действий всех специалистов дошкольного учреждения и родителей дошкольников.
Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
- Целенаправленное формирование всех функций речи;
- Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
- Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
- Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.
Инновационная направленность.
Материалы планирования соответствуют основным разделам типовой программы ДОУ, с учетом адаптированной примерной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. Темы ориентированы на сезонность природных явлений, «красные даты календаря», разработаны в соответствии с ФГОС. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам.
Реализация данной системы работы поможет правильно организовать и скоординировать работу педагогов в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Пояснительная записка
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии
- с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97г,
- с Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
на основе
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
- Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
с использованием
- программно-методических рекомендаций Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В. Чиркиной « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». М.: "Дрофа", 2009
- практического пособия Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» - М.: Айрис-пресс, 2007
- пособия для логопеда Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»:. –– М.: Просвещение, 1985.
- методических рекомендаций Г.Н. Лавровой "Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГТ". Челябинск: Цицеро, 2012
- периодических изданий: "Логопед в детском саду", "Логопед", Библиотека журнала "Логопед".
с учетом
- нормативов, предъявляемых к образовательной нагрузке СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г № 26.
- Зачисление в группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи осуществляется по заключению и рекомендациям МОУ ППМС ЦДиК, с согласия родителей /законных представителей ребенка, на основании письменного заявления.
В логопедической группе коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Учитывая это положение, предлагается занятие оставить одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых приемов, форм в рамках каждого занятия.
Организация логопедической работы.
Коррекционное обучение с детьми условно делится на три периода:
1 период обучения (сентябрь - ноябрь) – 11 недель
2 период обучения (декабрь - февраль) – 11 недель
3 период обучения (март – май) – 12 недель.
Количество учебных недель в году – 34. Количество часов – 137.
Основной формой обучения являются занятия (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые). Фронтальные занятия проводятся трех видов: по формированию звукопроизношения; по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. В первом периоде проводят 2 фронтальных занятия в неделю по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Во втором и третьем периоде проводится 5 занятий в неделю (2 занятия по развитию звукопроизношения и 3 занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи) согласно сетке часов в МДОУ. Продолжительность фронтальных занятий 20 – 25 минут.
Распределение фронтальных занятий по периодам (по программе):
I период | II период | III период | |
Звукопроизношение | - | 2 | 2 |
Лексико-грамматические категории. Связная речь | 2 | 3 | 3 |
Всего: | 2 | 5 | 5 |
Итого: I период – 11 недель – 22 занятий
II период – 11 недель – 55 занятий
III период – 12 недель – 60 занятий
Всего: в год – 137 часов
В середине учебного года с 28.12. по 11.01. устраиваются зимние каникулы, если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа и игры. В июне проводится только индивидуальная и подгрупповая работа.
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с детьми ежедневно, состав миниподгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В ходе этих занятий решаются задачи по автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи (из-за необходимости многократных повторений адресного материала), а так же проводится дополнительная отработка материала фронтальных занятий с детьми, пропустившими изученные темы или испытывающими трудности в усвоении программного материала. Продолжительность индивидуальных занятий – 10-15 минут, проводятся в первую или во вторую половину дня до или после прогулки. В связи с этим, время, потраченное ребенком на индивидуальное занятие необходимо восполнить более ранним выходом детей логопедических групп на вечернюю прогулку (на 10-15 минут) по сравнению с массовыми группами.
Обследование детей проводится с 1 по 15 сентября, и с 15 по 30 мая.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации.
По программе Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».– М.: МГЗПИ, 1991. предполагается проводить по 5 фронтальных логопедических занятий в неделю в каждом периоде, всего 170 занятий в учебном году (не учитывая индивидуальную и подгрупповую работу и образовательную нагрузку других областей). Такая учебная нагрузка приводит к резкому снижению работоспособности большинства детей. Восстановление их работоспособности в этом случае не происходит даже после дневного сна, тогда как в дни проведения двух – трех занятий после прогулки и дневного отдыха работоспособность, как правило, восстанавливается до исходных показателей. Особенно это характерно для детей с ТНР – соматически ослабленных, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Кроме того, подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в распорядке дня, сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.
Чтобы не допустить переутомления детей речевой группы и не снижать эффективность коррекционно-образовательного процесса, в соответствии ФГОС и СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. мы предлагаем снизить количество фронтальных логопедических занятий до 4 занятий в неделю в каждом периоде за счет сокращения количества занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, что приведет к уменьшению объема образовательной нагрузки до 136 часов вместо 170. Изучение программного материала сокращенных часов вынести на образовательную деятельность воспитателя, специалистов детского сада, режимные моменты, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность детей и родителей, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом, в зависимости от темы. Полнота реализации всех разделов планирования обеспечивается за счет ее интеграции с другими разделами программы и ОО, видами детской деятельности.
Распределение фронтальных занятий по периодам:
I период | II период | III период | |
Звукопроизношение | - | 2 | 2 |
Лексико-грамматические категории. Связная речь | 2 (11+11) | 2 (комплексные) | 2 (комплексные) |
Всего: | 2 | 4 | 4 |
Итого: I период – 11 недель – 22 занятия
II период – 11 недель – 44 занятия
III период – 12 недель – 48 занятий
Всего: в год – 114 занятий.
Благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов, установлением связей между образовательными областями достигается высокий уровень эффективности коррекционно-развивающей работы в группе.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 11 недель
Месяц | Дата | Тема занятия | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи | |
Сентябрь Октябрь Октябрь | Здравствуй лето, детский сад! День знаний! | 1-2 неделя диагностика детей, заполнение речевых карт | |||||
Мой дом, мой город |
|
2. «скажи наоборот» (антонимия) 3. «объясни слово» (сложносоставные –новостройка, многонаселенный) | 1. образование относительных прилагательных 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже | Пересказ текста | |||
Транспорт |
|
|
|
| |||
Краски осени | 1.Д/и «Отгадывание неречевых звуков» (дождь капает, дерево падает,, плеск волн, каблуки стучат). 2.Послушай , как я отстукиваю слова и догадайся, какое слово отстучу: шаль, кепка, фуражка.(на каждый слог стук) | 1.Учить подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные и прилагательные. Д/и «Подбери признак». 2.Закреплять у детей умение называть обобщающие понятия. Д/и «Подбери обобщающее понятие». 3.Развивать умение выделять части предметов (демисезонной обуви, одежды, головных уборов) Д/и «Назови предмет по названным частям» 4.Подобрать слова действия Дождь (что делает?) идет, моросит, льет Ветер (что делает?) 5.Антонимы ; Д/и «Наоборот»: Толстая-…(тонкая ткань); Чистая- …(грязная); Сухая-…(мокрая); Праздничная-…(повседневная) ;верхняя-…(нижняя) | 1.Практиковать у детей умение использовать в речи притяжательные местоимения: «мой», «моя», «моё». Д/и «Чей,чья, чьё,чьи» Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое. 2. .Закреплять у детей умение использовать множественное число существительных. Д/и «Один – много». 3.Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Д/и «Большой – маленький» 4.Упражнение в запоминании и исправлении слов действий (мужского и женского рода единственного числа) Д/и «Исправь ошибки» | 1.Развивать у детей желание отгадывать загадки И загадывать их другим. Воспитывать у детей уважение и любовь к народному творчеству. Отгадывание и загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок об осени, примет осени. 2.Учить составлять предложения с относительными прилагательными по образцу. Согласовывать существительные с прилагательными. 3.Развивать умение последовательно и полно описывать предмет, используя схему рассказа. Составление описательного рассказа о осени. 4.Воспитание любви к народному творчеству, желания знать и рассказывать другим. Чтение и заучивание чистоговорок, поговорок. Загадывание и отгадывание загадок. 5.Закреплять у детей понятие. Что предложение содержит законченную мысль. Учить заканчивать предложение с опорой на картинки и без опоры. Д/и «Закончи предложение» | |||
Животный мир (домашние животные) |
| Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные» |
| Развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию (игра «Кто самый нужный?») Составление описательного рассказа по план-схеме | |||
Урожай (овощи, фрукты) |
|
|
|
| |||
Октябрь | Народная культура и традиции | Развитие речевого слуха и восприятия | 1.Познакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). 2.Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). 3.Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. 4.Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта. | 1. Образование множественного числа существительных Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ текста | ||
Октябрь | Наш быт (мебель) |
| Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем). Формировать фонематическое восприятие и память (воспроизведение слоговых рядов). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «слог», «слово», «твердый», «мягкий». Упражнять в анализе слогов. Упражнять в выделение места звука в лове |
|
| Составление рассказа описания по схеме | |
октябрь | Я в мире человек |
| 1.Уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Я в мире человек» 2. Познакомить детей с частями тела человека 3. Познакомить детей с правилами гигиены | 1. образование единственного числа существительных 2. Образование множественного числа существительных 3. Согласование существительных с числительными 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1. Составление рассказа | ||
Ноябрь | Дружба. День народного единства | . Д/и «Какое слово не подходит?» (развитие речевого слуха и восприятия).Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги, развивать слуховое внимание) | Д/и «Скажи иначе» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина») Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) Д/и « Скажи какая, какое, какие?» (подбор признаков) Игра «Где я живу?» (пополнение словаря детей по теме «Моя Родина»)Д/Игра с мячом «Семейка слов» (образование однокоренных слов) |
(согласование прилагательных в косвенных падежах)
(образование притяжательных прилагательных) | Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) Чтение худ. литературы. Заучивание стихотворений о России | ||
Ноябрь | Город мастеров (профессии) | . Д/и «Кто самый внимательный?» (развитие фонематического слуха и восприятия) 2.Д/и «Раздели по слогам» (формирование умения делить слово на слоги) 3. Д/и «Чем я это делаю?» (формирование умения дифференцировать неречевые звуки на слух) | 1.уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме 2. Учить подбирать слова действие (учитель что делает?) |
| Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану | ||
Ноябрь | Кто как готовится к зиме | Короткие и длинные слова. (игра «Какое слово?» | Активизация и обогащение словаря существительных. Активизация глагольного словаря. Активизация и обогащение словаря прилагательных и наречий. Активизация и антонимов и синонимов, родственных, сложных слов. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(«Назови ласково» Образование существительных в разных падежах: 1.родительный падеж множественного числа. («Один - много» 2. творительный падеж единственного и множественного числа («Охотники» Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей зверей.(«Большая семья»). согласование числительных с существительными в роде, числе падеже («Сосчитай зверей»). Образование притяжательных прилагательных(игра «Чей, чья, чье?» | Составление рассказа из простых распространенных предложений (Составление рассказа-описания по плану. Кто это? Внешний вид, повадки зверя. Чем он питается? Где живет. Что делает?) Употребление сложносочиненных предложений с противопоставлением (Составление рассказа-сравнения о двух зверях. Чем они похожи и чем отличаются) Составление рассказа по набору слов. | ||
Итого: 22 занятия |
II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль) – 11 недель (каникулы с 28.12-11.01)
Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
декабрь | Здравствуй, зимушка-зима! | Звук [А] Звук [А] | Познакомить со звуком [А] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук». Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах |
|
| Составление предложений о приметах времен года по сюжетным картинкам Составление рассказа о приметах зимы с опорой на плен из рисунков-пиктограмм | |
декабрь | Город мастеров (Ремесла Южного Урала) | Звук [У] Звук [У] | Познакомить со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Выделять звук из ряда других звуков. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Учить выделять ударный гласный звук в начале слова. | 1.уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме 2. Учить подбирать слова действие (учитель что делает?) |
| Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану | |
Декабрь | Здоровей-ка (одежда, обувь, головные уборы) | Звуки [А]-[У] Звук [И] | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА) Познакомить со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». |
|
| Составление описательного рассказа по схеме | |
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (зимние забавы) | Звук [И] Звуки [А]-[У]-[И] | Закрепить звук в слогах, словах, предложениях. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Учить выделять звук из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов). Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). |
|
|
| |
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (елка) | Звук [О] (2 Занятия) | Познакомить со звуком [О] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах. Развивать умения выделять ударный гласный звук в начале слова. |
|
|
| |
28.12-10.01 Рождественские каникулы | |||||||
Январь | В гостях у сказки (инструменты) | Звуки [А]-[У]-[И]-[О] Звук [М] | Определение в словах первого и последнего гласных в звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных (АУО, ИУО, УОА) Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение. Закрепить понятия «твердый», «согласный» Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога). | 1.Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Инструменты» |
|
| |
Январь | Этикет (посуда) | Звук [М’] Звук [Н] | Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение. Закрепить понятие «мягкий согласный» Развивать фонематические процессы. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Упражнять в анализе обратных слогов (выкладывание слоговых схем). |
|
| Пересказ текста «Мамина чашка» | |
Январь | Моя семья | Звук [Н’] Звуки [М]-[Н] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях. Развитие навыков звукового анализа (выделение заданного согласного в слове). Развивать навык делить слова на слоги. | 1. Д/и «Подбери слово» (активизация предметного словаря) 2. Д/и «Узнай по описанию» (активизация предметного словаря) 3. Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов) 4. Подбери к предмету нужную часть тела (закрепить названия частей тела) Лепка человека. 5. Покажи действие. (формирование умения употреблять слова-действия) с опорой на наглядность. 6. отгадывание загадок о частях тела человека с последующим музыкальным сопровождением (активизация словаря по данной теме) | 1. Д/и «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные) 2. Про что можно так сказать: «Мой, моя, мои». (развивать умение образовывать притяжательные местоимения) 3. Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа) 4. Д/и «Два, две» (правильному употреблению числительных «два» и «две») 5. Д/и «Расскажи о себе» с опорой на наглядность (формирование умения согласовывать слова-действия в наст. вр. с местоимениями) 6. Д/и «Что делает, а что сделал, сделала?» с опорой на наглядность (развитие умения употреблять слова-действия в наст., прош., буд. времени) 7. Д/и «Подбери предлог» (активизировать в речи применение предлогов) 8. Д/и «Сосчитай-ка» (формировать умение согласовывать сущ.+числ.) | 1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помощь бабушке» (развитие умения составлять связный, содержательный, законченный рассказ) 3.Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи) 4. Чтение худ. литературы. 5. Д/и «Подружи слова» (учить составлять целое предложение из слов) | |
Февраль | Быть здоровыми хотим (продукты питания) | Звук [Ы] (2 занятия) | Познакомить со звуком [Ы] и его характеристикой с опорой на артикуляцию. Выделять звук из ряда других звуков. Закрепить понятия «слово», «гласный звук». Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов). | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме 2. Объяснить значение пословиц, заучивание одной 3. Учить подбирать антонимы 4. Подбор прилагательных к существительным | 1. Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Пересказ текста | |
Февраль | Азбука безопасности (электроприборы) | Звук[П]
Звук[П’] | Познакомить со звуком [П] и его характеристикой с опорой на артикуляционные и акустические признаки Познакомить с понятием «согласный» и местонахождение звука в конце слов. Учит выделять звук в открытом слоге и в конце слова. Уточнить артикуляцию и произношение. Усвоить практически понятия Согласный «твердый», «мягкий» Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога). |
|
|
| |
Февраль | Наши защитники | Звук [Т] Звук [Т’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем). Формировать фонематическое восприятие и память (воспроизведение слоговых рядов). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «слог», «слово», «твердый», «мягкий». Упражнять в анализе слогов. Упражнять в выделение места звука в лове | Активизировать, обогащать и расширять словарь существительных, глагольный словарь и словарь признаков по теме. |
| Составление предложений и небольших рассказов о людях, которые служат в нашей армии с опорой на рисуночный план. | |
Февраль | Маленькие исследователи (насекомые) | Звук [К] Звук [К’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука: а) выделение первого звука; б) замена первого звука на другой. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Закрепить понятия «твердый», «мягкий» Упражнять в преобразовании слогов за счет изменения первого звука. | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме «Насекомые» |
| Составление рассказа-описания по схеме | |
Итого: 44 занятия | |||||||
III период (март, апрель, май) – 12 недель ( в июне – индивидуальная и подгрупповая работа) | |||||||
Месяц | Дата | Тема занятия | Звуки | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие лексики | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи |
Март | Женский день | Звук [Х] Звуки [П]-[Т]-[К]-[Х] | Познакомить с односложными и многосложными словами. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию и звонкости глухости. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу. Развивать звуковой анализ в слогах (выкладывание звуковых схем). | Активизировать, обогащать и расширять словарный запас детей по теме: «Женский день» ( игр «закончи предложение» « Кем работает мама»?) | 1. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, знакомить с полными женскими именами. 2. Учить образовывать существительные во множественном числе 3.Образование притяжательных прилагательных | 1. Учить детей составлять рассказы о том, как можно поздравить бабушек и мам, по плану из рисунков пиктограмм | |
Март | Миром правит доброта (домашние птицы) | Звук [Б] Звук [Б’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Упражнять в деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха (Из ряда слов выбрать правильное слово: н-р: чабочка, бабочка, кабабочка). Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Закрепить понятия: слог, слово, предложение, согласный звук. Развитие фонематического слуха (повторение слоговых рядов) |
(упражнение «Кто как голос подает?», упражнение «Собери семейку») | 1. Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Пересказ текста «Курочка» Составление описательного рассказа по теме с опорой на план-схему | |
Март | Азбука безопасности в природе | Звуки [Б] - [П] Звук [Д] | Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р:башня-пашня). Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук» Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в начале и в конце слова. Упражнять в звуковом анализе слогов ( выкладывание графической схемы). Упражнять в различение односложных многосложных слов. Развивать навык деление слов на слоги. | 1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме | Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников») 2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет») 3. Образование множественного числа существительных 4. образование притяжательных существительных | Составление рассказа по план-схеме | |
Март | Весна шагает по планете | Звук [Д'] Звуки [Т]-[Д] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять выделять звук в конце слова. Закрепить понятие «мягкий согласный». Упражнять в звуковом анализе слогов ( выкладывание графической схемы). Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу (н-р: дом-том). Развитие фонематического слуха (повторение слоговых рядов вслед за логопедом). | 1. Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме 2.Закрепить в речи названия весенних месяцев. 2. Учить подбирать родственные слова (упражнение «Подбери родственников») | 1. Образование сравнительных прилагательных (упражнение «Договори предложение») 2. Согласование существительных с числительными в единственном и множественном числе (упражнение «Веселый счет») 3. Образование существительных во множественном числе (упражнение «Один-много») 4. Учить употреблению глаголов будущего времени (игра «Дополни предложение») | Составление рассказов-сравнений о приметах времен года по картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм. | |
Апрель | День смеха, цирк, театр (животные жарких стран) | Звук [Г] Звук [Г’] | Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука: а) выделение первого звука; б) замена первого звука на другой. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Упражнять в звуковом анализе слогов. | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цирк», «Животные жарких стран» Учить подбирать слова – синонимы к словам: клоун, весёлый, радовать, эмоции при виде клоуна; словам: клоун, шут, гимнаст, акробат. | 1.формировать функции словообразования и словоизменения в образовании слов, обозначающих женские цирковые профессии при помощи суффиксов, | Учить детей правильно отвечать на вопросы по содержанию текста | |
Апрель | Встречаем птиц | Звуки [Г]-[К] Звук [С] | Дифференциация по звонкости и глухости в слогах, словах, предложениях. Усвоить понятия «глухой звук», «звонкий звук». Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу. Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Упражнять в деление слов на слоги, предложений на слова Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков. |
|
|
| |
Апрель | Космос | Звук [С] | 2 занятия | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме |
|
| |
Апрель | Волшебница вода (обитатели рек, морей) | Звук [С] | 2 занятия | Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Обитатели рек, морей» | 1. Формирование грамматического строя речи, словообразование; учить подбору родственных слов (игра «Какое слово не подходит») 2. Учить согласованию числительных с существительными в роде, числе и падеже (игра «Сосчитай-ка») 3. Учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «ЗА» (игра «Какие буквы спрятались») | Пересказ текста «Морской конек» | |
Апрель | Праздник весны и труда (труд людей весной) | Звук [З] (2 занятия) | Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Работать над развитием дыхания и голоса. Развитие фонематического слуха (определи наличие звука в слове, определи место звука в слове). |
|
в роде и числе.
существительными. | Пересказ рассказа «Послушный дождик» | |
Май | День Победы | Звуки [С]-[З] (2 занятия) | Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в различении Звуков на материале слогов, слов и предложений. Развивать умения делить слова на слоги |
|
|
| |
Май | Мир природы (цветы) | Звук [ Ш] (2 занятия) | Познакомить детей со звуком, научить характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать умения анализировать слоги, слова и предложения. | Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме |
|
| |
Всего: 114 занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список литературы для составления планирования работы логопеда в старшей группе для детей с ОНР
Материал поможет начинающему логопеду отобрать необходимые программы и методические пособия при составлении перспективного и календарного плана работы в старшей группе для детей с ОНР....
Планирование работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ТНР.
Планирование работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ТНР....
Календарно -тематический план на день для старшей группы по ФГОС
календарно- тематическое планирование соответствующее ФГОС на день по теме:" Откареты до ракеты"....
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок" в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок" в соответствии с ФГОС ДО"...
Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе детского сада
Материал по лексическим темам в виде таблицы....
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)
ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...
Календарно - тематический план коррекционной работы в старшей группе для детей с нарушением речи
Планирование разработано с Апреля по Май...