Статья для воспитателей на тему: "Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах"
статья на тему
Информация будет интересна и полезна как воспитателям, так и родителям, т.к игра - основная форма организации жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Статья для воспитателей на тему:
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ
Выполнила
Воспитатель ГБДОУ №5
Озерская Лариса Ивановна
Санкт-Петербург
2014
Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.
У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).
В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в
воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).
Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?
Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Игра – это…
ИГРА - ведущий вид деятельности. Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника | ИГРА – основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка | ИГРА – развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе: |
|
|
|
Список литературы:
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. –
- Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996
- Психология детства. Учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
- Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. За-ведений / Г.А. Урунтаева. - 6-е издание., перераб. и доп. - М.: Издатель-ский цент «Академия», 2006
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды»
Автор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,МБДОУ детский сад № 10 города Усолье- Сибирское Иркутской областиРодительское собраниеАвтор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,...
Условия формирования экспериментально - исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
Роль экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника...
Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....
Труд детей в разные возрастные периоды.
Для того, чтобы вырос ответвенный ученик, а затем и ответственная личность, к труду необходимо приучать с 3 -х лет....
Ведущая деятельность в разных возрастных периодах.
Ведущая деятельность- это такая деятельность , развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенных стадиях его р...
Развитие речи детей в разные возрастные периоды
Консультация для родителей по развитию речи детей разных возрастов...
Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах
Ведущий вид деятельности (термин А.Н. Леонтьева) – это деятельность индивида, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его лич...